Академик Бронштейн: Теряя транзит, Эстония исключает для себя возможность "мягкой посадки"

Таллин, 1 октября 2007, 16:21 — REGNUM  На международном форуме "Сотрудничество приграничных регионов. Роль информации и рекламы в развитии туризма и предпринимательства", проходившем 21 сентября 2007 года в эстонском Кохтла-Ярве, академик Эстонской академии наук Михаил Бронштейн прокомментировал текущие отношения России и Эстонии. ИА REGNUM публикует основные тезисы его выступления:

"...По данным Всемирного банка, в начале 90-х годов Эстония занимала 72 место в мире по оценке ресурсного потенциала. И это неудивительно - по инновациям, например, нас во много раз превосходили Америка и наши северные соседи, по природным ресурсам неизмеримо богаче нас - Россия. Но у Эстонии есть неплохой по уровню образования и квалификации человеческий потенциал и уникальный ресурс - это наше местоположение. Ведь мы находимся на самом коротком ганзейском пути из Запада на Восток и обратно. И если это обстоятельство умело использовать, то ресурсный потенциал Эстонии, по оценке западных экспертов, вырастает на 30%! Правда, в каждом плюсе заложен и минус - по эстонскому торговому мосту шли не только товары, но и танки. Но, как известно, мудрость политиков заключается в том, чтобы нейтрализовать минусы и максимизировать плюсы.... После выхода из Советского Союза мы и занялись тем, чтобы максимально использовать возможные плюсы. Разработкой экономической стратегии и денежной финансовой системы, благоприятной для предпринимательства и притока иностранных инвестиций занимались такие глубокие профессионалы как Сийм Каласс, Рейн Отсассон, академик Раймунд Хагельберг и другие. Была проведена успешная денежная реформа, верстались сбалансированные государственные бюджеты с профицитом, вводились умелые налоги на капитал вплоть до нулевой ставки на реинвестированную прибыль. И - Эстония стала первой на постсоветском пространстве страной по размеру иностранных инвестиций на душу населения. А в 1992 году премьер-министр Тийт Вяхи - прагматик и глубокий патриот - первый заключил с Россией взаимовыгодное соглашение о свободной торговле и беспошлинном и безналоговом транзите российских грузов через Эстонию. И транзит стал самой динамичной отраслью - в реальной экономике вы нигде не найдете такого стремительного роста. Мы строили новые и самые современные терминалы, соответственно рос грузооборот, увеличивалось количество рабочих мест... Ведь транзит - это не только грузы, это и переработка, а значит росла добавленная стоимость - экономика развивалась. Транзит давал 15-20% ВВП страны, а в целом для Эстонии экономические отношения с Россией благоприятно влияли почти на треть величины нашего ВВП. В свою очередь для России транзит через Эстонию сберегал примерно 3-5 долларов на тонну каждого груза, а также давал экономию на инвестициях. Поэтому нормальные отношения всегда были выгодны для обеих сторон. К тому же не надо забывать, что мы долго получали из России газ по ценам, гораздо ниже мировых... А потом произошел бессмысленный раскол с Русской православной церковью в Эстонии. Кому это было нужно?! Ведь патриарх Алексий поддержал восстановление государственной независимости Эстонии. То, что в 1990-1991 годах при всех этих непростых событиях в Эстонии не пролилось ни капли крови - это и его заслуга... Примерно в то же время вместо свободной торговли мы получили двойные таможенные тарифы для наших товаров".

"...Почему сейчас складываются такие плохие отношения с Россией? "Бронзовая" ночь уже в прошлом, а в настоящее время главная причина, на мой взгляд, - враждебная риторика со стороны некоторых политиков с обеих сторон, повышающих на этом рейтинги. Да, у России есть проблемы, но и у нас они есть. Между прочим, мы с Россией делим первое и второе место по разнице в уровне жизни между крайними десятью процентами самых богатых и самых бедных жителей. Разве это идеал демократии?! Сейчас Эстония стоит на пороге экономического спада. Необходимо решать сложнейшие проблемы: ведь не повышать зарплату в условиях растущей инфляции - значит терять рабочую силу, и, прежде всего, молодых и умелых людей; повышать зарплату быстрее, чем растет производительность труда - еще больше стимулировать рост инфляции и снижать конкурентоспособность экономики на внешних рынках. Теряя транзит, который является балансиром для нашей экономики, мы исключаем возможность мягкой посадки".

"...Что делать? Помню, что в начале 1991 года на конференции в Таллине известный антикоммунист господин Бжезинский призывал к компромиссам. При этом он подчеркивал разницу восточного и западного менталитетов: для восточного менталитета компромисс - потеря лица, для западного - высшее искусство политика. Чтобы найти взаимоприемлемый компромисс, нужны встречи, диалоги между экспертами и политиками. Но после решения эстонского правительства по NordStream - проекту, в котором заинтересована не только Россия, но и Европа, возможности для встреч и нахождения и компромиссов уменьшились. Результат всего происходящего - оборот наших портов и железной дороги упал в два раза. И это не предел. Ведь российские и не только российские грузы пошли в обход Эстонии, прежде всего через Латвию. Не превратится ли наша страна в европейский тупик? Я надеюсь на разумных государственных деятелей, которые есть и в Эстонии, и в России. Как говорил Черчилль, государственный деятель забоится не о кратковременных политических выигрышах, а о долгосрочных стратегических интересах страны. Будущее - за такими государственными деятелями".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.