Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля), разработанный Министерством экономического развития и торговли РФ при участии Комиссии по вопросам благотворительности, милосердия и волонтерства и Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты РФ и экспертов, был одобрен входе общественных слушаний, состоявшихся 27 сентября в Москве. В общественных слушаниях приняли участие представители Общественной палаты, ряда министерств, Правительства РФ, а также эксперты в области некоммерческого права и представители некоммерческих организаций.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений государства и субъектов гражданского общества, а также деятельности благотворительных некоммерческих организаций в социально значимых областях в особенности путем совершенствования налогообожения. В настоящее время текст законопроекта с учетом предложений экспертов Общественной палаты, проходит согласование с Минфином России. Как сообщил начальник отдела программ социально-экономического развития Департамента социально-экономических реформ МЭРТ РФ Артем Шадрин, Минфин в целом не возражает против предоставления налоговых льгот некоммерческих организациям и физическим лицам, занимающимся благотворительностью. "Речь идет о согласовании условий предоставления льгот, которые бы исключили возможность злоупотребления ими", - сказал он.

Как ожидается, уже в октябре 2007 года данный законопроект будет внесен Правительством РФ в Государственную Думу. Планируется, что вслед за этим законопроект пройдет также общественную экспертизу.

Согласно законопроекту, предлагается внесение изменений в Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об Общественной палате РФ", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Налоговый кодекс РФ.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, в частности, предлагается расширить перечень организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций, и ввести новые налоговые стимулы для вовлечения физических лиц в благотворительную деятельность.

"Это будет стимулировать не только богатых людей и корпорации, но и обычных людей к участию в благотворительности", - подчеркнул председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин. Также законопроект предусматривает ряд налоговых льгот для юридических лиц, участвующих в благотворительной деятельности или финансирующих ее, и для физических лиц - получателей благотворительной помощи. В частности, важным нововведениями являются освобождение от налога на прибыль НКО, оказывающих платные услуги в соответствии с установленным перечнем. При этом, если НКО получает доход от каких-либо других платных услуг, льгота ей не предоставляется.

"Уверен, что со временем перечень, безусловно, надо будет расширять, - заметил, комментируя это положение законопроекта, директор Департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТ Саид Баткибеков. - А пока главное - доказать что такой режим жизнеспособен и эффективно администрируется, в том числе и налоговыми органами". Саид Баткибеков также выразил уверенность, что вводимые налоговые льготы не удастся недобросовестно использовать для ухода от налогообложения.

Предлагаемое законопроектом расширение перечня доходов физических лиц, освобождаемых от НДФЛ, будет способствовать улучшению условий для оказания благотворительной помощи остро нуждающимся группам населения. В частности, освобождаются от уплаты НДФЛ инвалиды и дети - получатели благотворительных путевок, освобождены от налогообложения доходы, получаемые от некоммерческих организаций детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми, являющимися членами семей, в которых доход на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума.

Кроме того, в ходе общественных слушаний было принято решение дополнить законопроект положениями, уточняющими правовое регулирование отношений НКО с добровольцами, и расширяющими список видов социально значимой деятельности, на осуществление которых могут предоставляться гранты, поступления по которым не учитываются при формировании налоговой базы организации.

В соответствии с данным законопроектом, также предлагается также освобождение социальных услуг, оказываемых НКО, от налога на добавленную стоимость, что открывает НКО дорогу к использованию бюджетного финансирования на равных условиях с бюджетными организациями. В настоящее время бюджетное финансирование социальных услуг не выносится на конкурс, так как в случае победы в конкурсе НКО, организации-победительнице пришлось бы платить НДС, что ставит ее в неравные условия с другими участниками конкурса.

"Здесь как нигде выразилось стремление создать конкуренцию для государственных учреждений, создавая равные экономические условия для функционирования общественных организаций", - заметил в связи с этим Саид Баткибеков. По его мнению, данные меры дадут импульс частному инвестированию в сферу благотворительности. А расширение прав физических лиц на получение налогового вычета по НДФЛ в случае внесения ими пожертвований на деятельность благотворительных организаций призвано уравнять физические лица с юридическими с точки зрения экономических условий участия в благотворительной деятельности.

Как отметил Саид Баткибеков, социальная значимость данного законопроекта связана, в частности, с тем, что общественные организации намного более гибки и инновационны, чем государственные организации и в социальной сфере зачастую более эффективны.

"Мне кажется, что это один из кирпичиков в здание эффективно функционирующего административного аппарата государства", - резюмировал он свою оценку законопроекта.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Анатолий Кучерена, со своей стороны, отметил важность положений законопроекта, связанных с развитием механизмов общественного контроля за деятельностью государственного аппарата, в частности, введения административной ответственности чиновников за непредоставление информации по запросам Общественной палаты и общественных организаций, наделения Общественной палаты правом проводить общественные расследования и предоставления общественным объединениям прав по участию в выработке решений органов государственной власти через участие в работе экспертно-консультативных органов и т.д.

Участники обсуждения высоко оценили законопроект и высказали ряд предложений по его уточнению его положений. "Этот законопроект - один из первых в России, который пошел по пути лучшей международной практики в своей области", - отметила директор программ в России Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская. А статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Любовь Глебова в своем выступлении поддержала законопроект и заявила о готовность своего министерства присоединиться к его продвижению, отметив лишь необходимость последующей проработки механизмов реализации заложенных в законопроекте норм, касающихся общественного контроля, а также механизмов конструктивного взаимодействия Общественной палаты и Правительства РФ.

В то же время эксперт Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Валентин Гефтер выразил опасения, что в ходе рассмотрения данного законопроекта в Госдуме он может подвергнуться искажению и выхолащиванию, преимущественно в части, касающейся общественного контроля.

По мнению членов Общественной палаты, реализация проекта очень важна для дальнейшего развития гражданского общества, некоммерческого сектора и социальной сферы Российской Федерации в целом.

Как сообщил по окончании общественных слушаний Владимир Потанин, данный законопроект - не последний в серии законов, принятие которых необходимо для создания в России эффективной системы благотворительности. В частности, по его словам, на очереди - точное законодательное определение понятия и границ общественно полезной деятельности. "Необходимо более четко развести коммерческую и общественно полезную деятельность, чтобы любой налоговый инспектор мог трактовать законодательство без волюнтаризма", - подчеркнул он.