Председатель парламентского комитета Приднестровья: то, что выгодно для России или Украины, не всегда выгодно для нас

Кишинёв, 28 сентября 2007, 19:18 — REGNUM  

На пленарных заседаниях Верховного Совета Приднестровья 19 и 26 сентября депутаты в окончательном чтении приняли концепцию налоговой и бюджетной политики Приднестровья на 2008 год и изменения в налоговое законодательство. Первоначально рядом законодательных инициатив президентом Приднестровья предлагалось увеличить ставки налога на доходы организаций практически в два раза, снизить поправочный коэффициент, применяемый при начислении заработной платы бюджетникам и ввести новый вид налога - с продаж. В итоге депутаты приняли решение не менять налоговые ставки и поправочный коэффициент, действующие в этом году и отклонили законопроект о налоге с продаж. Как скажется такое решение на экономическом развитии Приднестровья, ответил 28 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель комитета по экономической политике, бюджету и финансам Верховного Совета Приднестровья Михаил Бурла.

ИА REGNUM: Сейчас много говорят о необходимости оптимизации и повышения эффективности развития экономики. Пока в Приднестровье идут по пути изменения налоговой и бюджетной политики. В частности на одном из предыдущих пленарных заседаний была принята соответствующая концепция, где обсуждалось изменение налоговых ставок. Это единственный выход?

- По сравнению со странами, где уровень развития и экономический потенциал гораздо выше, чем в Приднестровье, можно решать эти вопросы за счет изменения тех или иных параметров налоговой и бюджетной системы. У нас же я рассматриваю налоговую и бюджетную политику как один из инструментов, который не может помочь сам по себе, если не продолжить вверх динамику развития всех социально-экономических показателей. Проблема вот в чем: в прошлом году бюджет Приднестровья был принят с дефицитом практически в 50 процентов, то есть половины доходов не хватает. В отличие от других стран, использующих внешние источники доходов, мы можем залатать эту "дырку" только за счет внутренних ресурсов. Чтоб этого добиться, надо повысить все налоги в два раза, а то и более. В первом случае - это чисто арифметически, а с учетом инфляции и некоторых других процессов - повышением заработной платы, пенсий - и целым рядом обязательств, которые несет на себе государство, налоги нужно повысить в 2,2 раза. Такое повышение - крах для приднестровских предприятий. Поэтому мы можем повысить налоговую нагрузку в ограниченных пределах. Такой подход наиболее оптимальный. По корпоративным расчетам депутатов-промышленников, если налог на доходы не будут повышаться, у предприятия появится возможность повысить заработную плату своим работникам. Это приведет к цепной реакции: увеличится подоходный и единый социальный налоги, в бюджетную систему поступит больше денег. Но что для предприятий более важно - это то, что руководство сможет удержать персонал и остановить отток кадров. Поэтому на пленарном заседании было принято решение оставить налоговые ставки на доходы для предприятий на уровне этого года. А на покрытие дефицита бюджета пенсионного фонда отдельно будут отчислять от прибыли почти 1 процент (0,9).

ИА REGNUM: Предлагались ли какие-либо другие подходы по определению налогов?

- Первоначально рассматривался вариант дифференцированного подхода к налогообложению. То есть тем предприятиям, у кого больше прибыли, предлагалось налоги увеличить, тем, у кого меньше - соответственно установить ставки налогов поменьше. Но мы быстро от него отказались, так как посчитали, что это будет непродуктивно. Предприятиям, которые сокращают расходы, увеличивают и инвестируют прибыль, то есть проводят эффективную экономическую политику, еще и повышенные коэффициенты устанавливают. То есть они оказываются в проигрыше, а мы не стимулируем ни ресурсосбережение, ни энергосбережение, ни инвестиционный процесс. Есть же предприятия, чьи руководители, чего греха таить, ничего не делали для развития производства. Например, заводы "1 мая", детского питания. В зоне, где есть сырье, они мало того, что довели до ручки предприятия, мы им еще и должны снижать коэффициенты ставок налога. Мы поставили всех в равные условия. Хорошо это или плохо - трудно сказать. В экономике всегда есть свои отрицательные издержки.

Опять же повторюсь, сама концепция налоговой и бюджетной политики - очень нужный документ. Он решать проблемы только за счет налоговой системы практически не возможно. Поэтому при комитете по экономической политике, бюджету и финансам Верховного Совета был создан общественный экспертно-аналитический совет. И мы предполагаем, что в рамках этого совета со всеми его представителями и в первую очередь с исполнительными органами власти в течение этого года и первого квартала будущего мы должны разработать своего рода концепцию развития Приднестровья на современном этапе. Возможно, это будут коренные изменения и в налоговой системе. Но, что важнее, мы должны найти все те ограничения, которые существуют при ведении бизнеса и попытаться максимально их устранить. Ограничений много. Например, сегодня в Приднестровье действует специальная 100-процентная импортная пошлина на ввозимый товар из Молдавии. С экономической точки зрения никакого эффекта от данной пошлины мы пока не видим. Зато существует достаточно много отрицательных последствий. Буквально на днях мы столкнулись с тем, что предприятие (не буду называть его) могло бы получить существенную прибыль за счет импорта товаров из Молдавии, и их переработки на территории Приднестровья. К сожалению, предприятие не смогло получить разрешение на ввоз товаров без этой пошлины и от заказа отказалось. В итоге оно могло бы перечислить в бюджеты всех уровней более 100 тысяч долларов. Далее... Существует специальная пошлина на вывоз продукции во время посевной. Есть, конечно, разрешительный механизм: надо не откладывая в долгий ящик, обратиться к главе госадминистрации, затем к президенту и получить разрешение на беспошлинный вывоз. Да он существует, но с нашей точки зрения сам механизм построен на потере времени, что для сельского хозяйства губительно.

ИА REGNUM: в настоящий момент существует очень много нареканий в отношении административного давления на бизнес. Предприятие, не успев начать работу, уже должно нести приличные расходы на юридическое оформление. И суммы эти для начинающих достаточно велики.

- Естественно, эту нагрузку тоже необходимо изменить. Территория Приднестровья не настольно велика. У нас не большой экономический потенциал, численное население, тем более, что эти параметры сокращаются. А количество управляющих единиц при этом увеличивается. Очень много времени уходит на координацию того или иного документа. У нас достаточно много министерств: экономики, финансов, природных ресурсов. На мой взгляд, было бы достаточно одного министерства экономики, куда можно было бы собрать грамотных специалистов, платить им достойную заработную плату, потому что нынешняя не стимулирует работников, и поручить им ведать всеми этими вопросами.

Большие резервы есть в индивидуальном предпринимательстве. На сегодняшний день сфера деятельности не прозрачна. Люди, которые работают по такой схеме, не приобретают индивидуальный предпринимательский патент, идут приличные обороты товара, которые находятся в тени, как правило, контроля нормального за ними не существует. В конечном итоге проигрывают обе стороны - государство в силу того, что не получает определенные налоги, не пополняется бюджет. С другой стороны - сами люди, потому что они социально незащищены. Пока в республике нет эффективных механизмов, которые бы распространялись на сферу индивидуального предпринимательства, которые защищали бы с случае болезни, при рождении ребенка, при начислении пенсии. Мы отдельные элементы создаем, но их пока недостаточно. Чтобы создать эффективную систему работы - должна быть более прозрачная экономика. Мы долго говорим о контрольно-кассовой технике. Все ее боятся. Есть наверное бояться, но тем не менее мы должны ее решить, потому что они одна высокоразвитая страна не может жить без нормального учета. В силу того, что мы не до конца знаем ситуацию в малой сфере бизнеса принимаем решения, которые являются не всегда адекватными.

В течение трех лет практически мы все свои социальные проблемы решали за счет ресурсов, полученных от приватизации. Была надежда, что дальнейший эффект будет получен не за счет средств от приватизации, а за счет роста производства самих предприятий, поэтому эта компания когда началась, Минэкономики начала жестко начала проверять выполнение инвестиционных обязательств. Думаю, эта политика должна быть сохранена, должны быть более жесткие требования к тем, кто приобрел предприятия на территории Приднестровья. есть конечно, положительные моменты - есть предприятия, которые выполнили свои инвестиционные обязательства досрочно, и нормальную работу, но есть предприятия, которые не выполняют. Мы еще не полностью имеем объективную картину того, что происходит в экономике. Есть нюансы, которые не всегда отражают реальную картину происходящего. Да, наша служба статистики применяет такие же международные методики, но есть вещи специфические при формировании отдельных показателей, поэтому при принятии решений мы должны их учитывать. Например, у нас в прошлом году вырос ВВП и когда мы рассчитываем налоговую нагрузку относительно ВВП, говорим что она у нас не высокая и уменьшается. При этом мы не учитываем, что во многом ВВП вырос за счет того, что мы получили гуманитарную помощь из России. Эти деньги были распределены через систему оплаты труда, которая является составной частью ВВП. То есть он вырос не за счет внутренних, а за счет внешних показателей. Ряд показателей надо по-другому рассчитывать и оценивать. И нельзя забывать: то, что выгодно для России или Украины, не всегда выгодно для нас. В будущем нам необходимо будет разработать новые подходы к нашему экономическому развитию, скорее всего на 2009 год, потому что менять налоговую систему мы не успели. В рамках налога с продаж мы тоже поработаем.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.