Тема объединения Чебоксар и Новочебоксарска приобретает широкий резонанс. Объединительный процесс пока находится на стадии работы с общественностью и изучения общественного мнения. Ожидается, что детальное обсуждение юридических вопросов объединения столицы Чувашии и города-спутника начнется в марте будущего года. Пока же представители республиканских властей и обоих муниципалитетов пытаются выяснить, как к будущему мегаполису относятся жители Чебоксар и Новочебоксарска. Как сообщало ранее ИА REGNUM, споры об объединении Чебоксар и Новочебоксарска ведутся давно. На брифинге 23 мая глава Чувашии Николай Федоров отметил, что "знает на 200%, что и Чебоксары, и Новочебоксарск проигрывают из-за того, что это отдельные города". Он привел пример Казани, которая стала городом-"миллионником" по очень практическим соображениям - "миллионникам" давали дополнительные деньги. "Надо учиться у наших умных соседей", - резюмировал тогда Федоров.

Вопросам, связанным объединению столицы Чувашии и Новочебоксарска, была посвящена "горячая линия" "Даешь мегаполис", которая состоялась в редакции газеты "Грани". Участниками прямого разговора с жителями города-спутника Чувашии стали министр экономического развития и торговли Чувашии Иван Моторин, заместитель министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашии Сергей Банюк и мэр Валерий Андреев. Горожане довольно активно участвовали в обсуждении вопроса слияния городов. Больше всего новочебоксарцы обеспокоены последствиями объединения, дальнейшей судьбой граничащих пригородных зон, сохранением символики и самобытности Новочебоксарска. Не все звонившие одобряли создание мегаполиса. Некоторые из них, наоборот, резко выступали против, поскольку им не хотелось, чтобы Новочебоксарск "был поглощен столицей".

В пользу объединения Чебоксар и Новочебоксарска участники "горячей линии" привели множество аргументов. Так, все присутствующие делали акцент на экономической основе для создания мегаполиса. От размеров населенного пункта в настоящее время существенно зависят объемы инвестиций, в частности, объемы господдержки на строительство дорог, развитие транспортной сети. "А с объединением столицы Чувашии и Новочебоксарска размер господдержки и инвестиций в разы увеличится. Если учесть, что в Чебоксарах проживает около 460 тысяч человек, в Новочебоксарске - более 120 тысяч жителей, население объединенного города составит более 500 тысяч человек", - отметил глава Минэкономразвития Чувашии.

По словам экспертов, только в рамках федеральной программы поддержки дорожного строительства Чебоксары и Новочебоксарск могли бы ежегодно получать дополнительно 150 млн рублей. Но эффект от слияния городов явно шире. Например, за счет инвестиционной привлекательности будущего мегаполиса существенно увеличится кадастровая стоимость земли в Новочебоксарске. Больше будет поступать и налогов в местный бюджет. Кроме этого, после объединения собственные доходы городских бюджетов станут более ровными, прогнозируют специалисты. Сегодня 80% бюджета столицы Чувашии - собственные доходы, в городе химиков их доля составляет порядка 68,8%. Объединение городов поможет решить проблему и износа жилого фонда в Новочебоксарске: город-спутник возведен в короткие сроки, потому и износ жилья примерно одинаковый.

Значительный рывок совершит и транспортная инфраструктура. И оба города получат более широкие возможности. Как рассказал Иван Моторин, сейчас специалисты рассматривают различные варианты того, какой транспорт будет связывать Чебоксары и Новочебоксарск. Возможно, это будет троллейбусная линия или скоростной трамвай. Пока окончательного решения не принято: оценивается стоимость проектов и ведется поиск инвесторов. Кроме основной связующей магистрали, в Новочебоксарске будет построена объездная автодорога. Она позволит разгрузить улицу Десятой пятилетки. Как рассказал мэр Новочебоксарска Валерий Андреев, объездная дорога будет выходить сразу на автодорогу "Вятка".

Что касается внешнего облика города, звонившие новочебоксарцы отмечали, что не желают кардинальных изменений. Заместитель министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашии Сергей Банюк заверил, что предстоящее слияние ни в коей мере не разрушит налаженную работу системы ЖКХ и не испортит облик города.

Особую роль в развитии будущего мегаполиса отводится "Новому городу", который станет фактически объединит Чебоксары с городом-спутником. По словам Сергея Банюка, в Ульяновске и Самаре пытаются реконструировать застроенную промышленную часть города, но все это, безусловно, несравнимо с масштабом строительства целого города на Волге в Чувашии. Напомним, проект "Новый город" реализуется в рамках нацпроекта "Жилье". Его площадь составит 257 гектаров. Планируется построить порядка 1 млн кв. метров жилой площади. 25% жилья в "Новом городе" будет социальным, 65% жилых площадей отдадут под дома бизнес-класса, коттеджи составят около 10% жилья. Общая стоимость проекта - 38,66 млрд рублей. Финансирование проекта будет осуществляться за счет средств, которые привлекает ОАО "Внешторгобанк". Строительство инфраструктуры - за счет средств федерального и местного бюджетов. Новый город будет построен в течение пяти лет и рассчитан на проживание 40,5 тысяч человек. К 2010 году население будущего урбанистического образования достигла бы 800 тысяч человек, и столица Чувашии сделала бы первый шаг к тому, чтобы попасть в число городов-миллионников.