"Единственный в России рок-мюзикл поставили в Красноярске"

(Лариса Гульбис, "Известия" (Красноярск), 25.09.2007)

Сюрпризами открыл свой 49-й по счету творческий сезон Красноярский театр музыкальной комедии. Как единодушно считает весь коллектив, начался не просто очередной рабочий год. В преддверии юбилея перед театром открылась эпоха новых возможностей. С первой новинкой красноярские зрители познакомились в минувшую пятницу. На сцене развернулось зрелище совершенно необычное для "музкомедии": премьера рок-мюзикла по роману Этель Лилиан Войнич "Овод" на музыку Александра Колкера.

Еще несколько лет назад в зале музкомедии, рассчитанном на 800 мест, собиралось не более 100 человек. В 90-е годы прошлого века театр потерял зрителя. Восстановление прежней популярности началось в 2005-м с приходом нового директора Натальи Русановой. В театре затеяли масштабную реконструкцию: полностью модернизировали световое и звуковое оборудование сцены и зрительного зала. Теперь публике не приходится жаловаться на плохую акустику. Перемены затронули не только техническое оснащение. Был значительно обновлен репертуар, к постановке спектаклей стали привлекаться известные в театральном мире специалисты. По словам Натальи Русановой, ей хотелось не просто собрать прежних поклонников оперетты, которым, к слову, в основном за 50, но и заинтересовать зрителя молодого. А для этого требовалось действо нестандартное, кардинально отличающееся от того, что было поставлено раньше:

- Молодежные зрелища хорошо умеют делать молодые. Они говорят на одном языке, у них своя музыка, своя хореография и пластика. Когда Николай Потыкало (приглашенный специально для постановки колкеровского сценария петрозаводский режиссер - прим. "Известия") предложил мне колкеровского "Овода", который, кстати, в советской стране публикой принят не был, я решила рискнуть. И теперь не жалею. В первую очередь потому, что сейчас труппа живет, чувствует и играет по-новому.

Современный зритель хочет зрелищ? Придя на "Овода", он их получит. Спектакль смотрится на одном дыхании. Здесь необычно все, и, в первую очередь, музыка. Спектакль сопровождает инструментальный ансамбль, играющий рок. Разговорных сцен в постановке мало, в основном - хореография и вокал. И никаких фонограмм! Хор поделен на две части: бэк-вокал в оркестровой яме и хореографическая группа на сцене с хоровыми партиями. В итоге хор танцует наравне с балетом, а балет поет наравне с вокалистами.

- Хороший спектакль или плохой - об этом судить не нам, но однозначно, он совершенно не похожий на то, что сейчас идет в театре музкомедии. Красноярские артисты - поистине талантливые ребята, от них идет колоссальная отдача. И у нас получится "взорвать" красноярскую сцену, - Николай Покотыло был уверен в этом еще до премьеры.

Пророчество режиссера сбылись. Во время премьеры происходящее на сцене заворожило не только молодежь, но и старшее поколение, выросшее на опереточной классике. К слову, "со стороны" был приглашен не только режиссер. Балетмейстер Марина Суконцева приехала из Саратова, а художник Юрий Наместников - из Санкт-Петербурга. Из местных над постановкой работали главный хормейстер театра Лариса Сивых и главный дирижер Валерий Шелепов.

Стоит отметить, что с сентября Валерий Шелепов назначен музыкальным руководителем - должность, которой ранее в театре не было. Говорят, теперь появилась необходимость. Дело в том, что коллектив добивается для себя автономии. И если все сложится, то, по словам директора Натальи Русановой, театр сменит статус с музкомедии на музыкальный.

Зрители единодушны - театр ожил. Не последнюю роль тут сыграли деньги. К примеру, в этом году администрация края выделила 700 тыс. для гастролей в селах. Чуть раньше театр смог заполучить такое цвето- и светооснащение, какого нет ни у кого в городе. А потому нисколько не удивительно, что после того, как к власти повернулись к культуре лицом, в труппе начался период раскрытия новых граней творческого потенциала.

Новая старая сказка

В новогодние праздники театр решил удивить и малышей. На конец декабря запланирована премьера "Снежной королевы". Поскольку маленький зритель тоже хочет новшеств, то, следуя логике, вместо шварцевского варианта от творческого коллектива нужно ждать чего-то неординарного. Впрочем, пока известно лишь, что это будет яркое музыкальное шоу со спецэффектами и новыми персонажами.

"Школьный автобус не уступил дорогу"

(Анна Бенедиктова, Красноярский рабочий №142 от 25.09.2007)

Кто виноват в аварии под Заозёрным? На этот вопрос ответит только следствие. Напомним, страшная авария произошла вечером 21 сентября в Рыбинском районе, на седьмом километре автодороги Заозёрный - Зеленогорск. Когда ПАЗ-3205 выезжал на главную дорогу, в него на высокой скорости врезалась "мазда". Удар был настолько сильный, что автобус буквально смело с дороги, и он опрокинулся.

В пазике ехали воспитанники заозёрновского детского дома. Ребята возвращались с сельскохозяйственных работ, с полей подсобного хозяйства "Искра". В результате ДТП 11 пассажиров автобуса - 10 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и воспитатель - были госпитализированы с различными травмами в районную больницу. Ещё 16 детей получили медицинскую помощь и были отпущены домой.

Как ни боролись доктора за жизнь девятиклассника Коли Литвиненко, через два часа после аварии его не стало. Мальчик сидел на задней площадке автобуса, а основной удар пришёлся именно туда. Жизнь остальных пострадавших вне опасности. Как рассказал заведующий хирургическим отделением Рыбинской ЦРБ Вадим Шнейдерман, сегодня часть ребят выпишут из больницы. У остальных состояние пока удовлетворительное, но и их вскорости ждёт выздоровление.

Водитель иномарки, женщина 33 лет, и её пассажирка не пострадали. Их спасли ремни и подушки безопасности. Пазик, где людей было как селёдок в бочке, такими системами не оборудован. И тем более удивительно, что в такой серьёзной аварии большинство ребят отделались ушибами и ссадинами. Как говорят сотрудники ГИБДД края, из всех ДТП, в которых пострадали дети, это - самое крупное за последние десятилетия.

По факту аварии уже возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Расследование дела взял под личный контроль начальник краевого ГУВД Александр Горовой.

Сейчас эксперты дают оценки происшествию. Так, ясно, что детей везли с нарушением всяческих правил. Автобус был битком набит людьми: вместо 25 в нём ехал 71 человек (64 ребёнка и 7 взрослых). Кроме того, по правилам, чтобы перевозить детей, необходимо уведомить службу ГИБДД. Если бы это было сделано, пазик сопровождала бы специальная машина. И тогда никакой аварии не случилось бы. Но, очевидно, всё это посчитали ненужными хлопотами...

Кроме того, в ГИБДД и ГУВД считают, что водитель автобуса грубо нарушил правила дорожного движения.

- Выезжая на главную магистраль, водитель должен был уступить дорогу. Но он этого не сделал. Хотя водитель "мазды" тоже видела автобус, она ничего не предприняла, чтобы избежать столкновения, - рассказал начальник ГИБДД края Михаил Черников. Но прогнозировать исход дела ещё рано. В ходе служебной проверки специалисты оценят действия и сотрудников детского дома, которые были ответственны за перевозку детей, и работников подсобного хозяйства "Искра", и водителя иномарки.

"Хата с краю. Почему буксует программа жилищного строительства на селе"

("Российская газета", Красноярск, 25.09.2007)

"Программа обеспечения жильем на селе провалена", - об этом в конце минувшей недели заявил заместитель губернатора Леонид Шорохов. Сенсационное резюме, прозвучавшее на заседании рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", выглядело неожиданным на фоне оптимистичных победоносных отчетов краевого департамента градостроительства и архитектуры.

- Все показатели национального проекта в Красноярском крае перевыполняются. В 55 муниципалитетах запланировано оказать помощь в приобретении жилья 1064 молодым семьям. За восемь месяцев 2007 года 361 семья получила на улучшение жилищных условий в общей сложности 360 миллионов рублей в качестве государственной поддержки. Годовой план перевыполнен на 273 процента, - рапортует руководитель отдела стратегического планирования этого департамента Татьяна Веселовская. Однако руководитель краевого агентства по реализации жилищных программ администрации края Александр Костылев придерживается иного мнения. - В краевой программе "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2006-2008 годы" участвует только 21 территория края. Помощь по этой программе получат всего 96 семей. Другие краевые целевые программы, касающиеся обеспечения жилья в сельской местности, выполнены с еще меньшим результатом, - считает Костылев. Из этих же фактов исходил в своей резкой оценке и замгубернатора Шорохов.

Думается, корни противоречий следует искать в самой структуре красноярского строительства. С одной стороны, в последние годы край является одним из неоспоримых лидеров по вводу жилья не только в СФО, но и в стране. По данным крайстата, в прошлом году мы построили на 15,2 процента квартир больше, чем в предыдущем. За 7 месяцев этого года в регионе возведено 300 тысяч квадратных жилых метров, прирост составил уже 66 процентов. Такие успехи во многом обусловлены реализацией приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также 14-ти краевых и федеральных целевых жилищных программ: по переселению жителей северных территорий, переселению из ветхого и аварийного жилья, обеспечению доступным жильем молодых семей и других проектов. Безусловно, такие победы позволяют делать радостные отчеты и оптимистичные прогнозы. Но "внутри" этих впечатляющих цифр, в структуре их слагаемых картина оказывается неутешительная. - Дисбаланс объемов строительства между городом и деревней очевиден, это еще одна наша болевая точка. Если десять лет назад 70 процентов жилья строилось в крае и только 30 процентов приходилось на Красноярск, то сейчас все обстоит с точностью до наоборот, - считает заместитель губернатора Николай Глушков. Причин, по которым буксует строительство на селе, множество. Это и жесточайший дефицит квалифицированных строительных кадров в деревне, и недостаток подходящих типовых проектов, и удаленность от стройплощадок производителей стройматериалов, и многое другое. Частным застройщикам элементарно выгоднее строить жилье в Красноярске, где его средняя цена сегодня составляет 40 тысяч рублей за квадратный метр, чем дома в районах, где стоимость готового "квадрата" втрое дешевле. Правда, основные предпосылки строительного дисбаланса краевые чиновники видят не в объективных факторах рынка, требующих адекватных решений, а в субъективных "тормозах".

- Главная причина такого результата - нежелание глав муниципальных образований реализовывать жилищные программы. С ними проведена соответствующая учеба. Однако они лишь просят денег, но не выполняют условия, которые требуются от них, - считает Николай Глушков. Обвинения местных властей в пассивности отчасти обоснованны. К примеру, с начала действия краевого Закона "О субсидировании процентной ставки по кредитам, привлеченным работникам бюджетной сферы Красноярского края на улучшение жилищных условий" выдано 1263 субсидии. В 2006 году администрация края выдала более 200 сертификатов жителям Канска и Ачинска, Большемуртинского, Емельяновского района и многих других. Недостатка денег на субсидии краевой бюджет не испытывает. Однако сегодня заявки из районов поступают вяло. Такое впечатление, что абсолютно никто не нуждается в жилье в Боготольском, Дзержинском, Партизанском, Пировском, Саянском, Уярском и других "молчащих" районах.

- Это непонятная ситуация. Мы достаточно жестко критикуем представителей этих администраций, - говорит Глушков. В свою очередь, районные власти находят свои оправдания. - В Шарыповском районе уже стоят четыре дома, готовых для заселения, но не хватает специалистов, желающих в них жить и работать в деревне, - объясняет сложившуюся ситуацию глава района Геннадий Качаев. Именно с проблемы привлечения на село молодых специалистов чиновники решили начать, наконец, решение "провального" жилищного вопроса. Пункт о "закреплении в сельской местности молодых специалистов - выпускников Красноярского агроуниверситета" внесен в повестку следующего заседания рабочей группы по реализации жилищного нацпроекта.

Кстати Полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин предлагает свой способ стимулирования строительства жилья на селе. Он рекомендовал главам сибирских регионов заложить в бюджеты 2008 года строительство высокотехнологичных индивидуальных домов в каждом населенном пункте. "Мы должны показать сельским жителям, как можно жить достойно, не выезжая в город", - считает полпред.

Каприс на кухне и трубач на крыше

(Олеся Бородина, Сегодняшняя газета, №107 (02465) от 25.09.2007)

Эта девятиэтажка напоминает скорее концертный зал, хотя она - обычное пристанище студентов. В пору студенчества через жизнь в общежитии прошли многие. А потому знают, что это не только шумные гулянки, орущая на весь коридор музыка, песни под гитару где-нибудь на кухне, а еще и вполне интересная и интеллектуально насыщенная жизнь. Но удавалось ли кому-нибудь вот так вдруг в обычной общаге услышать виртуозную игру на скрипке или профессиональное пение в пять голосов? А для студентов Красноярской академии музыки и театра это обыденная реальность.

Кстати сказать, инструменты, на которых оттачивают мастерство студенты, у всех личные, хоть и стоят немалых денег. Например, самую простую скрипочку можно купить тысячи за три долларов. Кларнет, флейта, фагот, гобой в среднем обходятся в двести пятьдесят тысяч рублей. Пианино и гитару можно приобрести и за шестьдесят тысяч.

- Ну а что делать, - разводит руками Константин Александрович Якобсон, ректор академии, сам личность творческая, заслуженный артист России, художественный руководитель ансамбля солистов "Тебе поемъ". - Если человек намерен заниматься профессиональной деятельностью, он просто обязан иметь свой личный инструмент. А чужие, попользованные, студенты не особо жалуют. Потому-то и в общежитии не придется долго искать заветный уголок, чтобы послушать скрипку, баян или какой-нибудь другой инструмент. Музыка льется отовсюду: и с лестничной площадки, и из кухни...

Но не всегда. Всё "веселье" начинается примерно в десять вечера, когда народ возвращается из академии, и продолжаться может до утра, если, не приведи Господь, у кого-нибудь из студентов скоро концерт.

- А как быть, если академических часов не хватает? - вопрошает Екатерина, студентка отделения фортепиано музыкального факультета. - Приходится заниматься в общежитии, самостоятельно.

Если человеку, далекому от музыки, это может показаться жуткой какофонией, в которой невозможно ни отдохнуть, ни позаниматься самому, то у музыкантов с этим всё в порядке - как говорится, привычка свыше нам дана. К тому же, как мне объяснили обитатели общаги, студенты музыкального факультета умеют абстрагироваться, ставить слуховой барьер. "Например, когда я занимаюсь, не слышу ничего вокруг, хотя частенько в это же время сосед играет какую-нибудь свою тему", - поясняет Екатерина. Не редкость в таком заведении встретить человека, играющего на фортепиано в холле. Прямо не общежитие, а концертный зал. Обычно вуз называют alma mater - кормилица мать. Тогда по аналогии общежитие можно величать альма-общага.

Но есть и те, кого атмосфера студенческих хором на подвиги не толкает и на рабочий лад не настраивает. Любы тем классы вуза. - Только для этого прийти туда надо часов в шесть утра, - делится опытом Светлана, студентка отделения народных инструментов. - Ну, или в девять-десять вечера. Чтобы место занять.

А особо жадные до занятий пытаются в академии и на ночь остаться, позаниматься в тишине и покое.

- Но такой энтузиазм мы пресекаем, - говорит Константин Александрович, - отдых тоже необходим. Зато днем они играют везде: в коридорах, туалетах. Народники со своими баянами часто сидят на лестничных клетках. А один трубач у нас любил по утрам выходить на крышу и дуть в свою трубу. Будил всю округу. Пришлось к порядку призывать.

Праздники в месте тесного проживания творческих людей проходят тоже необычно. О простой попойке и орущей на весь коридор магнитофонной музыке речь даже не идет, зато пение в пять голосов и залихватская игра, например, на народных инструментах - дело обычное.

- Причем просить наше сообщество веселиться потише - бесполезно, - улыбается Екатерина. - Если и начнут петь шепотом, то продлится это минут пять, не больше. Начинается форте. А потом и фортиссимо... Иногда концерты устраиваются на лестничных пролетах, акустика там хорошая, потому пение в мгновение разносятся по всем девяти этажам. Хочешь - не хочешь, а к прекрасному приобщишься.

Актеры, живущие бок о бок с музыкантами, ничуть от них не отстают. Эмоциональность и легкое вхождение в образ спокойствия не прибавляют. Представления порой разворачиваются прямо в коридорах.

Можно ли позавидовать такой жизни? Всяк по-своему ответит на этот вопрос. Но студенты академии ему просто удивятся: жизнь как жизнь. Только в ней больше музыки. А разве музыка может мешать?