Экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко является советником премьер-министра Виктора Януковича по внешнеполитическим вопросам и использует свои связи, влияние и авторитет, как в Вашингтоне, так и в Брюсселе, для усиления позиций действующего премьера. О внешней политике, перспективах "широкой" коалиции, влиянии извне на Украину и президентских выборах 2009 года он размышляет в интервью с корреспондентом ИА REGNUM в Киеве.

ИА REGNUM: Вы как-то заявляли о том, что на Украине нет эффективной внешней политики. Почему?

Эффективной внешняя политика быть не может, когда нет единого центра принятия политических решений. Это значит, что у нас должен быть определен единый центр, который будет эффективно контролировать основные сферы социально-экономического развития страны. Или же должна быть отработана схема, согласно которой будут вырабатываться согласованные подходы касательно основных задач, которые стоят перед страной во внешней политике. Сегодня же существуют попытки, и мы были свидетелями этого в начале работы правительства Виктора Януковича, разыгрывать внешнеполитическую карту, с целью показать себя больше достойным центром принятия решений в той или иной сфере. Например, чтобы показать себя более проевропейским.

Но это не сработало, поскольку правительство Януковича реализовывало очень сбалансированную и продуманную политику, направленную на максимальное расширение наших возможностей в сотрудничестве с Российской Федерацией. Понимая, что это громадный рынок, большие возможности в реализации совместных проектов. Это создает совсем другой потенциал для нашего вхождения в европейские структуры.

Хотел бы заметить, что в этой плоскости у нас нет никакого политического противостояния. Поскольку никто не выступает против интеграции Украине в Европейский Союз, в объединенную Европу. Как раз в этом объединении возможностей Украины в реализации такой позитивно рассчитанной на перспективу политики в отношении России, новых глобальных игроков - Китая, Индии, Бразилии, вместе с продолжением активной политики в отношении ЕС, и есть реальность украинской политики, без навешивания тех или иных внешнеполитических ярлыков. У нас, по сути, существует большая конкуренция в вопросе, кто в состоянии проводить последовательную, профессиональную политику, которая базируется на отставании наших национальных интересов, без предубеждений и создания образа врага из кого-либо.

ИА REGNUM: Какие страны сегодня наиболее сильно влияют на Украину?

Я говорю о том, что сегодня у наших партнеров существует усталость от Украины. Они как будто говорят - "ну что вы нам еще неприятного покажете?". Потому что разобраться в том, что у нас происходит, довольно трудно. И эта усталость существует во всех центрах мировой политики, начиная от Вашингтона и заканчивая Пекином. Есть определенное разочарование и у тех, кто заинтересован в стратегически-экономических проектах. Скажем, это касается Китая. Поскольку там те или иные решение все равно принимаются в одном центре на уровне Политбюро, независимо от того, государственная это или частная корпорация, они не знают с кем у нас договариваться. Они ждут, чтобы было принято формализованное решение на государственном уровне, если говорить о чем-то серьезном в стратегической сфере. Например, о сотрудничестве в атомной энергетике. Оно невозможно без понимания, каким образом украинское правительство будет действовать через 5-7-10 лет.

ИА REGNUM: А эти страны, центры силы, влияют как-то на Украину, чтобы быстрее появилась эта определенность и стабильность?

Мы сейчас получаем сигналы на самом высоком уровне, что внешний мир ожидает от Украины, прежде всего формирования стабильного, прогнозируемого и дееспособного правительства. На уровне тех специальных представителей, которые посещают Украину и послов ключевых государств мира, В широком понимании, правительства, которое будет в состоянии, через демократическую процедуру, даже острые дебаты, выходить на решения, которые потому не будут уже пересматриваться, исходя из политической конъюнктуры.

ИА REGNUM: То есть, они фактически подталкивают Украину к так называемой "широкой" коалиции?

Они готовы к любому формату, но в наших условиях, кроме широкой коалиции, трудно себе представить, что это может быть. Если это будет одна политическая сила, которая полностью навязывает свою волю другой политической силе, то в украинском обществе это не будет восприниматься. Потому, что это своеобразная форма насилия. Это и беспокоит всех тех, кто на серьезном, профессиональном уровне занимается Украиной. Исходя их этого, та формула, где политические силы, которые представляют запад и восток страны, делегировали бы в правительство профессионалов, воспринимается как наиболее подходящая.

ИА REGNUM: По результатам выборов может сложиться такая ситуация, когда парламентское большинство сформируют сегодняшние участники коалиции?

Важно, чтобы этот выбор был воспринят противоположной стороной. Чтобы в результате мы имели дееспособное правительство до президентских выборов, чтобы это правительство не стало задолжником политических стратегий, направленных на победу в президентских выборах. Но важно не столько то, кто будет входить в коалицию, а насколько эффективно все это может сотрудничать на протяжении периода до 2009 года. Потому сегодня задача всех тех, кому неравнодушна судьба Украины, а не просто какой-нибудь политической силы, найти все-таки самую лучшую формулу на этот период.

По моему мнению, лучше всего было бы в 2009 году провести одновременно и президентские и парламентские выборы. Хотя это не должно быть постоянным явлением. Но в данном случае это важно для того, чтобы всех заинтересовать в определении понятных и приемлемых правил конкурентной игры, хотя и довольно жесткой, когда все игроки были бы на одинаковых стартовых позициях и имели возможность победить. Важно заранее договориться об этих правилах.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете вероятность того, что президентская сторона попробует усилить свои позиции накануне 2009 года путем проведения референдума о внесении изменений в Конституцию Украины?

Я думаю, что это было бы большой ошибкой. Во-первых, такие шаги сработали бы на разъединение, обострение противоречий и действия на эмоциях в конкретных областях и регионах. Во-вторых, я не думаю, что политические силы, которые будут не согласны с проведением такого референдума, в Верховной раде допустят имплементацию его результатов. А без этого, такой референдум превратится в очередной опрос общественного мнения. Не думаю, что кто-то будет этим активно заниматься после окончания парламентских выборов.