В Госдуме проходит Всероссийский форум участников потребительского рынка

Москва, 21 сентября 2007, 16:15 — REGNUM  82% россиян сталкиваются с некачественными товарами и услугами в среднем три раза в год. Об этом в ходе Всероссийского форума участников потребительского рынка, который проходит в Государственной думе, 21 сентября заявил заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Валерий Рязанский, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил в свою очередь депутат Госдумы Петр Шелищ ("Единая Россия") потребительский рынок обеспечивает занятость каждого шестого работника России, однако средняя заработная плата, занятых здесь, не превышает две трети средней зарплаты в стране. По словам депутата, около половины розничного товарооборота обеспечивает малый бизнес, однако его процветание подвергается значительным рискам. Шелищ также отметил, что за последнее время значительно расширился ассортимент товаров и услуг, развиваются новые формы торговли.

Вместе с тем представитель МЭРТ Надежда Кузнецова заявила, что с марта по июнь 2007 г. МЭРТ проводил контрольные проверки субъектов РФ по вопросу регулирования рынка розничной торговли. По ее словам, такая проверка была важна, в том числе и потому, что за 8 месяцев текущего года торговля выросла на 14,7%. Почти половина иностранных инвестиций вложена именно в эту сферу. По словам Кузнецовой, проверка в частности показала, что розничные цены на продовольственные товары превышают отпускные цены в 2 раза, а розничные цены на непродовольственные товары превышают отпускные в 2,5.

Участники форума признали самой острой проблемой массовость нарушений прав потребителей, особенно в сфере продажи и гарантийного ремонта, предоставления потребительского кредита, участия в долевом строительстве, жилищно-коммунальных, туристических, образовательных и медицинских услуг.

По данным, представленным Союзом потребителей РФ, за последние 10 лет резко сократилось число нарушений в сфере финансовых услуг и на городском транспорте. Союз потребителей отмечает, что за 10 лет заметно меньше претензий стали предъявлять к качеству продуктов питания и алкогольной продукции, к обсчету и обвесу в торговле, улучшается бытовое обслуживание потребителей, работа железнодорожного транспорта.

В то же время, отмечает Союз потребителей, в последние 5 лет растут нарушения при продаже непродовольственных товаров, гарантийном ремонте. По данным Союза потребителей, за последние 10 лет число опрошенных потребителей, чьи права были нарушены, снизилось на 10% с 92 до 82%.

Союз потребителей РФ отмечает, что за последние 12 лет россияне стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве. Доля тех, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба снизилась более, чем в 2 раза. В 1,8 раза возросла доля тех людей, которые решились бороться за свои потребительские права.

Союз потребителей сообщает, что наивысшие положительные результаты при предъявлении претензий в 2006 г. достигнуты по нарушениям, связанным с авиаперевозками, обсчетом, обвесом потребителей, продажей товаров ненадлежащего качества. Гораздо труднее возместить ущерб удается потребителям при нарушении их прав в сфере медицины и связи.

По словам представителя Роспотребнадзора Наталии Лавровой, в 2007 г. особое внимание Роспотребнадзора будет обращено к контролю в сфере платных медицинских услуг. Лаврова отметила, что уже в первом полугодии 2007 г. было проверено 4000 хозяйствующих субъектов, в 49% зафиксированы нарушения прав потребителей, т.е. в каждом втором случае.

Также, по словам Лавровой, Роспотребнадзор особое внимание уделяет проблемам потребительского кредитования. По словам Лавровой, за первое полугодие 2007 г. в отношении кредитных организаций поступило около 900 жалоб. "Не предоставляется информация потребителям, навязываются дополнительные услуги. Контроль будет усилен в этой сфере", - заявила она.

Участники форума пришли к выводу, что для решения проблем, связанных с нарушением прав потребителей необходимо, в том числе, развивать механизмы государственного надзора регионального, муниципального и общественного контроля, совершенствовать законодательство по защите прав потребителей. На форуме говорилось о том, что необходимо в ближайшие годы вслед за странами Евросоюза сформировать в России сеть потребительских консультационных центров и пунктов в федеральных округах и регионах.

Особо на форуме отмечалась проблема слабой подготовки кадров в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Работники не знают потребительского законодательства и плохо умеют работать с потребителями. Участники форума отмечали, что необходимо решать проблему с помощью региональных программ подготовки и повышения квалификации кадров для потребительского рынка.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.