"Как проложить рельсы в стабильную жизнь", М. Тихоновецкий

("Известия", Красноярск, 21.09.2007)

Пять лет, которые Александр Хлопонин возглавляет Красноярский край, - немалый срок. Все помнят, каким был наш регион в 2002 году. Покойный губернатор Александр Лебедь, менявший заместителей как перчатки, разругался со всеми краевыми политическими элитами. Край фактически превратился в колосс на глиняных ногах. Было все: богатая ресурсами территория, крупный бизнес, заинтересованный в работе в нашем регионе, множество проектов, вроде недостроенной Богучанской ГЭС, - вкладывайся и развивайся, сколько хочешь. Не хватало лишь одного - порядка. Сейчас же край под управлением новой команды не просто стабильно встал на ноги - он превратился в "локомотив" сибирской экономики.

Судите сами. Промышленное производство за 4 года выросло в крае почти наполовину - до 176,8 тыс. руб. в расчете на душу населения. А в Новосибирской области, считающейся центром Сибири, этот показатель равен всего 63 тыс. руб. (на конец 2006 года). Причем, если даже не учитывать металлургию (ее доля - 66% от общей промышленной структуры Красноярского края), индекс нашего промышленного производства все равно будет "средне-выше", чем в Сибири и России. Это и есть показатель "локомотивной тяги" - ведь именно промышленность двигает экономику. Там, где активно добывается сырье, полноценно работают крупные заводы и фабрики, уровень жизни населения высок. Есть возможность накапливать деньги и вкладывать их в развитие различных социально-экономических направлений: сферу услуг, образование, здравоохранение - список можно продолжать и продолжать.

Обе краевые ветви власти - исполнительная и законодательная - прекрасно представляют, в каком направлении наш "локомотив" должен двигаться дальше и как планомерно увеличивать его скорость. Это стало возможным во многом благодаря тому, что костяк и той, и другой "ветвей" в крае составляют члены одной партии - "Единой России". - Одна из особенностей интенсивного развития Красноярского края - государственно-частное партнерство, - рассказывает замгубернатора края Эдхам Акбулатов. - Сегодня мы наблюдаем эффективное сотрудничество экономически заинтересованного бизнеса и власти. Его главная цель - обеспечение высокого качества жизни населения. Словосочетание "инвестиционная привлекательность" для нас - не пустой звук. За четыре года инвестиции в экономику нашего региона практически удвоились. Если точнее, увеличились в 1,9 раза (всего 89, 6 млрд руб.), тогда как в среднем по России, в том числе и Сибири, - в 1,6 раза. Крупные бизнесмены стремятся вкладывать свои деньги в наш край. Эти люди умеют считать деньги и не совершают опрометчивых, непродуманных поступков. По прогнозам этого года, объем инвестиций в экономику региона составит более 111 млрд руб. Такими темпами инвестиции растут лишь в единицах российских регионов.

Рост доходов населения Красноярского края также выше, чем в остальной Сибири - да и в целом по России. К 2006 году средняя краевая зарплата выросла в 1,7 раза и составила 12 471,7 руб. Это намного лучше, чем у наших соседей, считающихся успешными регионами: так, средний житель Кемеровской области по данным того же года получал 10 408 рублей. Разница в 2 тыс. руб. - это серьезно. В плане зарплат Красноярский край оторвался от соседних территорий - чем можно гордиться. Кроме того, во многом благодаря слаженным действиям красноярских депутатов Госдумы от "Единой России", государство увеличило нам финансирование из федеральной казны в 6 раз. На эти деньги строится "автомагистраль жизни" Канск-Абан-Богучаны, завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Красноярск, финансируется создание Сибирского федерального университета и строительство Кардиохирургического центра. Субсидируются люди, переселяемые из районов Крайнего Севера на материк. В рамках федерального закона на это выделено 338,1 млн руб. Решается и одна из самых насущных проблем для населения края - ветхие дома. На капремонт домов-"многоквартирок" и переселение граждан из аварийного жилья краю перечислено почти 319 млн руб. - круглые суммы, о которых большинству сибирских регионов остается лишь мечтать.

- По основным показателям - средней заработной плате, пенсионной обеспеченности, темпам инвестиций - у Красноярского края наблюдается очень высокий, качественный рост, - говорит председатель краевого отделения "Единой России", сенатор Вячеслав Новиков. - На нашей территории уже сейчас сосредоточено огромное количество серьезных инвестиционных проектов. У Томска, Иркутска, Новосибирска они тоже есть - но в стадии планирования. А мы же свои проекты успешно реализуем. Мы первыми получили серьезную сумму в 34 млрд руб. - на развитие Нижнего Приангарья, 36 млрд из федерального бюджета - на строительство дороги Курагино-Кызыл. Таких средств из Инвестиционного фонда наши соседи не привлекали. У нас в крае разработана абсолютно уникальная для России программа - "Стратегия пространственного социально-экономического развития единого Красноярского края до 2017 года". Согласно этому проекту мы развиваем не только краевой центр и крупные города, но и все остальные территории - спокойно и по плану. В крае повышается рождаемость, к нам приезжают работать люди из других регионов. Я думаю, уже через год число тех, кто приехал, значительно превысит количество уехавших за последние 5 лет - зарабатывать теперь можно не только на Западе страны, но и у нас. И мы вместе будем строить будущее единого, стабильного и успешного Красноярского края.

Залог успеха - труд и терпение, Сергей Павленко

(Красноярский рабочий №141, 21.09.2007)

Красноярская краевая филармония начинает новый сезон в сложных условиях реконструкции здания. Однако, по мнению директора организации, заслуженного работника культуры России Валерия Буренка, долгие годы филармония работала, не имея собственных залов. Но в лучшие времена 35 филармонических коллективов давали до 9,5 тысячи концертов в год. Сегодня времена иные: и коллективов поменьше, и концертов, естественно, даётся не так много, однако, как говорит Валерий Сергеевич, хотя и стоит задача выжить, но творческие силы филармонии на подъёме.

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко, не так давно с триумфом выступивший на открытии X фестиваля русского искусства в Каннах, готовится к новому творческому сезону, который начнётся на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета 8 октября премьерой хореографической сюиты "Красноярские просторы" в постановке художественного руководителя коллектива, заслуженного деятеля искусств России Виталия Бутримовича. Репетиции же будут проходить в ДК КрАЗа. В октябрьских планах ансамбля концерты в Абанском, Тасеевском, Иланском, Канском, Минусинском, Шушенском, Ермаковском и других районах края. В начале ноября труппа из 60 человек вылетит на гастроли в Мексику, которые продлятся до 2 декабря, а 5 декабря красноярские артисты вместе с Красноярским филармоническим русским оркестром выступят на прославленной сцене Государственного Кремлёвского дворца. Ведутся переговоры о гастролях в Италии и Китае, но это дело недалёкого будущего. Красноярский академический симфонический оркестр открывает сезон 22 сентября на той же сцене театра оперы и балета программой произведений Бетховена, Чайковского, Листа. На Театральной сцене оперного будут проходить и репетиции коллектива. В новом сезоне оркестр запускает два грандиозных проекта, не имеющих аналогов в стране: серию концертов с участием ведущих европейских оперных артистов "Мировые оперные театры в Красноярске" и выступления ведущих музыкантов Восточной Европы в рамках проекта "Встречи друзей". В Красноярск приедут вокалисты из Пражской оперы и Berliner Staatsoper, Норвежской Королевской оперы и театров Генуи и Неаполя, первый виолончелист Словакии Эуген Прохац и молодой польский дирижёр Адам Клоцек, возглавляющий оркестры в Польше и США. Также в новом сезоне с Красноярским симфоническим оркестром выступят солистка Московской государственной академической филармонии пианистка Наталия Трулль, скрипач из Лондона Борис Бровцын, единственный в России концертирующий трубач Владислав Лаврик, лауреат пятнадцати международных конкурсов пианист Сергей Тарасов, скрипач Александр Рождественский.

Насыщенным будет сезон у Красноярского ансамбля народной песни "КрасА". Руководитель коллектива, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Хлопков готовит новый проект - сольную концертную программу "Песни Союза", в которую войдут 15 номеров национальной тематики, объединённые одной идейной художественной линией. Каждый номер будут сопровождать национальные мотивы того народа, чьё музыкальное произведение ляжет в основу постановки: в костюмах, в инструментальном сопровождении, в реквизите. Например, азербайджанская культура будет представлена национальным танцем (миниатюра с кувшином) и народной песней "Цып-цып, мои цыплята", украшенными современной эксклюзивной аранжировкой, созданной специалистами ансамбля. Грузинское творчество отразится в исполнении народной песни "Дели одели одела (Чонгури)" a capella мужским составом ансамбля. Красноярский филармонический русский оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств России Анатолия Бардина откроет творческий сезон в Международный день музыки, 1 октября, на сцене Красноярского государственного театра музыкальной комедии, где и будет выступать в дальнейшем для взрослого слушателя, а вот концерты для юных будут проходить в ДК КрАЗа. "Свободный балет" Валерия Терёшкина обоснуется во Дворце труда и согласия. Творческий сезон джаз-балет начнёт в октябре гастролями по краю, а для красноярцев первое выступления состоится на сцене Театра оперы и балета 13 октября. В этом году "Свободному балету" исполняется 20 лет. Коллектив планирует отметить юбилейную дату в декабре новым ярким спектаклем.

- Здание филармонии готово к тому, чтобы туда зашли строители, - сообщил Валерий Буренок. По плану график строительных работ рассчитан на полтора года. И весной 2009 года новая филармония - с современной световой и звуковой аппаратурой - должна открыться. Причём, как рассказал Валерий Сергеевич, на реконструкцию выделены беспрецедентные суммы: 500 миллионов рублей из краевого бюджета и миллиард из федерального. Из пятидесяти филармоний России лишь единицы могут подобным похвастаться. Проходят работы в Кемерово, Омске, Екатеринбурге, но суммы там закладываются несравнимо меньшие.

- Надо чуть-чуть потерпеть, - добавил Виталий Бутримович, - и у нас будет новое современное здание.

"Не стесняя движений", А. Троекуров

("Известия", Красноярск, 21.09.2007)

Регион опутают качественными транспортными сетями

В Красноярском крае уровень содержания как федеральных, так и территориальных автомобильных дорог, по оценкам специалистов, на порядок выше, чем в соседних регионах Сибири. Но, тем не менее, нам еще есть куда стремиться. Учитывая реализуемый проект развития Нижнего Приангарья, дороги стали главным вопросом для администрации края на ближайший период времени. Это подтверждает и принятие ведомственной целевой программы "Развитие и модернизация автомобильных дорог Красноярского края на 2007-2010 годы".

- Сезон 2007-го без сомнения можно считать знаковым для дорожной отрасли края, - сообщил "Известиям" заместитель руководителя департамента экономического планирования и промышленной политики Денис Пашков. - Общий объем финансирования составил 8 млрд руб. Последний раз сравнимые, хотя и меньшие, средства на эту сферу в крае тратились в 2000 году. Не остались без внимания в этом сезоне и межпоселковые дороги, на содержание которых были выделены средства из краевого бюджета. Профинансировали строительство зимников на севере края. По заверениям краевых властей, до 15 октября будет завершена капитальная реконструкция двух участков зеледеевской трассы. Это юго-западный обход города Красноярска. А к лету 2008 года планируется закончить трассу полностью, чтобы все желающие могли комфортно добираться до южных озер края и Хакассии. В рамках большого проекта развития инфраструктуры Нижнего Приангарья планируется строительство и объезда Богучанской ГЭС для лесников.

- На первом этапе мы должны получить обоснованные предложения от заинтересованного бизнеса, следующим шагом станет обсуждение технических деталей и условий финансирования, - отмечает Денис Пашков. - Скорее всего будет применен механизм частно-государственного партнерства. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе агентства лесной отрасли, проекта строительства объезда как такового еще нет, но есть острая необходимость в его разработке. Все дело в том, что в 2009 году шлюзы на Богучанской ГЭС закроются и перевалку леса, заготовленного выше плотины, станет невозможно осуществлять. По словам пресс-секретаря департамента природных ресурсов и лесного комплекса Ирины Самсоновой, несмотря на то что объездные дороги в Приангарье есть, они просто не потянут объем в 700 кубометров леса, который сейчас транспортируют только по реке. На прошедшем на днях совещании по этому вопросу представителями лесоперерабатывающих предприятий, специалистами агентства лесной отрасли и представителями Богучанской ГЭС было решено направить письмо в ГидроОГК с просьбой участвовать в разработке и реализации проекта. Заместитель губернатора Андрей Гнездилов заявил, что этот вопрос необходимо решать в экстренном порядке, так как процесс - как строительства, так и разработки проекта - трудоемкий и занимающий много времени. А до 2009 года остается совсем немного времени. - Нужно немедленно начать проектирование, - считает Андрей Гнездилов, - и в течение 2008 года построить транспортную схему развязки для перевозки древесины. Пока неясно, кто будет осуществлять само строительство и его финансирование, потому что, как нам заявили в пресс-службе агентства лесной отрасли, краевой бюджет будет участвовать лишь частично. Кроме дороги потребуется и возведение двух крановых площадок, чтобы поднять лес из воды и погрузить на технику, провезти по новой дороге, порядка 15 км вверх по течению, и выгрузить бревна опять на воду.

Дорожная арифметика

В настоящее время сеть автодорог в крае составляет около 20 тыс. км. При этом 2 618 км трасс ежегодно требуют ремонта, из них 1 578 - капитального. Несмотря на увеличение финансирования, денег не хватает на содержание как автодорог, так и техники. По оценкам специалистов, финансовое обеспечение мероприятий по содержанию дорог находится на уровне 51% от нормативной потребности. Нерешенным остается вопрос и с федеральными трассами, которые на 70% используются именно краем.

"Гутен таг" от физрука, С. Федорченко

("Российская газета", Красноярск, 21.09.2007)

Во многих селах края сеять разумное и вечное - некому

В первые недели нового учебного года выяснилось: в сельских школах края не хватает 700 учителей. Большая часть этих вакансий приходится на невостребованные ставки преподавателей иностранных языков и информатики. Обучать этим предметам юных красноярцев в деревнях просто некому. Нынешняя ситуация возникла, конечно, не вдруг. Дефицит сельского учительского корпуса не раз обсуждался на краевых совещаниях. По мнению заместителя губернатора по сельскому хозяйству Леонида Шорохова, "проблема кадров на селе - одна из самых насущных и хронических в крае". С одной стороны, по сравнению с общим 22-тысячным дефицитом специалистов в районах нехватка педагогов не кажется внушительной. Однако за ней стоит вынужденная необразованность десятков тысяч сельских детей. В этом году актуальность проблемы достигла такой остроты, что по краю прокатился похожий на правду слух о закрытии 150 из 393 так называемых малокомплектных школ с числом учащихся менее полусотни. Жители многих деревень восприняли эту новость как трагическую. Сам губернатор был вынужден выступить с публичными опровержениями информационной "утки". - Так вопрос не стоит даже в перспективе, - успокоил сельчан Александр Хлопонин. - Если в небольших деревнях и поселках малокомплектные школы будут закрываться, то всех людей нужно переселять в города. Финансирование этих школ будет осуществляться в необходимых объемах. Другое дело, когда близко расположенные школы объединяют для предоставления более качественного образования детям. Объединение школ - один из не слишком популярных способов, которыми власти пытаются решить вопрос педагогического кадрового голода. Например, в этом году власти Туруханска объединили начальную школу N 2, в которой учились 33 ребенка, с находящейся в 10 минутах езды школой N 3, которую посещало всего 12 детей. Однако даже очевидная разумность этого решения вызвала гневный протест мам и пап. Ведь школьное объединение сталкивается еще и с транспортной проблемой. На днях заместитель губернатора Владимир Шишмарев, подводя итоги реализации национального проекта "Образование", сообщил: из 21 школьного автобуса марки КАВЗ в край в рамках проекта поступило только 12. Для перевозки детей власти сейчас изыскивают старенькие "пазики".

Директора школ пытаются нивелировать недостаток педагогов и с помощью широкого совместительства. Но и этот путь тернист: далеко не каждый учитель литературы способен одновременно преподавать и, скажем, компьютерное программирование, а физрук - немецкий язык. Между тем, несмотря на усилия краевых властей по реализации краевой программы "Деревня", выпускники красноярских педагогических вузов едут работать в село крайне неохотно. Предусмотренные проекты строительства в районах края доступного жилья, его кредитование и компенсация затрат из краевого бюджета, 25-процентная надбавка к зарплатам сельских учителей и другие материальные и социальные льготы так и не стали пока достаточным стимулом для переселения интеллигенции из городов в деревни. Компетентно. Вячеслав Башев, руководитель краевого агентства образования: - Реорганизация школьной сети - процесс очень ответственный и комплексный. Везде, где есть дети школьного возраста, они смогут получить образование. А наш приоритет - дети, а не деньги. Вопрос о закрытии каждой отдельной школы должен рассматриваться в рамках закона, с учетом интересов ребят и в целях повышения качества обучения. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" все малокомплектные школы финансируются по отдельному правилу. Вопрос о простом сокращении числа малокомплектных школ в Красноярском крае даже не обсуждается. Более того, в настоящее время началась работа по подготовке концепции развития малокомплектных школ, качество обучения в которых оставляет желать лучшего. Прежде всего это связано с вопросами их кадрового и технологического обеспечения.