20 сентября во Владивостоке стартовал II Дальневосточный фестиваль "Маленький Египет", который по праву считается одним из крупнейших мероприятий в области восточных танцев в регионе. На участие в фестивале было подано около 200 заявок. Помимо конкурсной программы в рамках "Маленького Египта" состоятся мастер-классы знаменитого заслуженного педагога Египта Фаризы Саид (Мадам Фрейз) и многократной победительницы российских конкурсов восточного танца Полины Кудрявцевой. О фестивале и восточных танцах в целом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с президентом Приморской федерации восточного танца Анной Барановой, а также с гостями фестиваля Мадам Фрейз и Полиной Кудрявцевой.

ИА REGNUM: Анна, какие цели вы ставите перед Дальневосточным фестивалем "Маленький Египет"?

Анна Баранова: Этим мероприятием, прежде всего, хотелось бы подвести итог и посмотреть уровень дальневосточных танцовщиц на данный момент. Также мы надеемся, что фестиваль позволит им повысить свое мастерство и получить новые навыки. Но, конечно, самым большим успехом будет, если на "Маленьком Египте" зажгутся по-настоящему новые звезды.

Кроме того, мы проводим фестиваль не только для того, чтобы сделать это направление танцев модным, но и для того, чтобы познакомить зрителей с восточной культурой. Необходимо разрушить многие стереотипы и заблуждения. Например, некоторые проводят параллели между восточными танцами и стриптизом, считая их пошлыми. Но это совсем не так! Культура восточного танца на самом деле многогранна. Существует много интересных фольклорных направлений, которые коренным образом отличаются друг от друга.

ИА REGNUM: Мадам Фрейз приготовила для победителей конкурсной программы специальные призы - приглашения на египетский фестиваль "Найл Групп", учредителем которого она является. Расскажите, пожалуйста, об этом культурном форуме.

Мадам Фрейз: В рамках "Найл Групп" ежегодно уже на протяжении 8 лет проводятся три культурных форума. Каждый фестиваль длится в течение недели и собирает около 150-200 участников со всего мира.

Полина Кудрявцева: Я два раза участвовала в "Найл Групп". Конечно, это потрясающее событие. В течение недели происходит так называемая танцевальная лихорадка, потому что со всего мира приезжают такие же, как и ты, одержимые в хорошем смысле этого слова восточными танцами люди. С утра до вечера идут мастер-классы, все общаются, обмениваются опытом. В то же время на базаре можно купить танцевальные костюмы, аксессуары, приобрести видеокассеты. Вечером все желающие показывают друг другу свое мастерство, атмосфера при этом очень дружественная. Также, в течение двух дней проходят соревнования. Еще одна особенность фестиваля заключается в том, что у танцовщицы есть возможность выступить с настоящим живым арабским оркестром, состоящим из 10-15 человек. С этим ничто не сравнится. Приезжаешь домой и понимаешь, что танец под CD вызывает совершенно другие чувства. На мой взгляд, приглашения на "Найл Групп" самый лучший подарок, который только можно придумать. Ведь победители дальневосточного фестиваля, которые отправятся в Египет, смогут не только приобрести колоссальный опыт, но и получить грандиозные впечатления, которые запомнятся на всю жизнь.

ИА REGNUM: Также в рамках Дальневосточного фестиваля состоятся мастер-классы. Как они будут проходить, и на какие моменты вы будете делать упор в первую очередь?

Полина Кудрявцева: В рамках фестиваля пройдут два мастер-класса с моим участием, по три часа каждый. Это оптимальное время, чтобы усвоить некоторые азы техники и закрепить их в качестве хореографии. Первый тренинг посвящен классическому арабскому танцу. Акцент будет сделан на объяснение египетской техники, на проработке основных ритмов, музыкальных рисунков. Я расскажу о базовых понятиях, покажу несколько связок. Также планирую дать постановку классической арабской песни. Второй мастер-класс будет посвящен технике "тряски" и фольклорному направления арабского танца "Халиджи" и "Саиди".

ИА REGNUM: Чем отличаются фольклорные танцы от классического восточного?

Полина Кудрявцева: В отличие от классического bellydanc'а Ракс Шарки, который исполняется на большой сцене и, значит, имеет элемент шоу, фольклорные танцы - более естественны и натуральны. За это их очень любят.

Мадам Фрейз: Конечно, больше всего востребован Ракс Шарки. Фольклорные танцы более сложны в технике исполнения, к тому же между этими видами достаточно большая разница. К примеру, Халиджи и Саиди совершенно друг на друга не похожи и отличаются по манере исполнения, костюмам.

ИА REGNUM: Почему восточные танцы сейчас достаточно востребованы в России?

Полина Кудрявцева: В Америке бум на танец живота был в 60-х, в Европе в 80-х годах прошлого века. До нас восточные танцы дошли сравнительно недавно, так во времена коммунизма, у нас была закрытая страна. В основном тогда преподавались узбекские, кавказские танцы. Почему восточные танцы популярны сегодня? Это очень женственный танец, ты выражаешь эмоции, пропускаешь их через свои жесты. Восточные танцы естественны для тела, в отличие, к примеру, от балета, где приходится в буквальном смысле ломать себя. Восточные танцы же приносят наслаждение, комфорт, эстетику в душе. На самом деле это большое счастье, когда ты танцуешь и даришь радость другим.

Мадам Фрейз: В самом деле, восточные танцы помимо Египта распространены во многих странах: в России, Бразилии, Турции, Ливане и других. Тем не менее, второе место после Египта занимает именно Россия.

ИА REGNUM: В России много мужчин занимается восточными танцами?

Полина Кудрявцева: На удивление в нашей стране есть такая категория мужчин (смеется).

Мадам Фрейз: Вообще, абсолютное большинство танцовщиц - женщины. В Египте ежегодно профессиональными танцами приходят заниматься не более 5 представителей сильного пола.

ИА REGNUM: Некоторые русские девушки приезжают в Египет, чтобы танцуя в ночных клубах, изучить мастерство восточных танцев. По истечению контракта возвращаются в Россию и открывают в маленьких городах школы. Можно ли отличить профессионального педагога восточных танцев от неквалифицированного?

Полина Кудрявцева: Человеку, который идет первый раз на занятия по восточным танцам, отличить очень сложно. Бывают печальные случаи, когда девушка год занимается у преподавателя, а потом случайно узнает, что им неправильно и непрофессионально ставили танцы. В таких случаях уже сложно исправить технические моменты, позицию рук, ног, которым учат неквалифицированные преподаватели. Предостеречь от таких случаев сложно. Единственный совет: не следует кидаться на дешевизну занятий. Уроки у профессионального педагога стоят достаточно дорого.

ИА REGNUM: Есть ли какая-то система лицензирования преподавателей восточных танцев, которая поможет избежать подобных ситуаций?

Полина Кудрявцева: Таких строгих сертификатов или лицензий, как, например, в балетных или хореографических училищах, когда после их окончания получаешь документ, позволяющий преподавать, в России в области восточных танцев нет. Пока мы еще не доросли, однако в перспективе, надеюсь, мы к этому придем. Но организации, объединения танцовщиц могут за своей подписью выдавать сертификаты, которые будут служить показателем мастерства и профессионализм преподавателя.

Анна Баранова: По итогам мастер-классов, которые проводятся в рамках дальневосточного фестиваля "Маленький Египет" будут выдаваться сертификаты с действительной подписью педагога. Если человек пойдет заниматься в школу и увидит такие сертификаты, то он сможет понять, что учитель не просто человек, который изучал восточные танцы по видеокассете, а настоящий профессионал, получивший знания и умения от хорошего первоисточника.

Мадам Фрейз: В Египте есть школы восточных танцев. Люди, которые там занимаются, могут получить специальные сертификаты на преподавательскую деятельность. Вообще, многое зависит от имени учебного заведения. Представители старейших школ имеют больший авторитет. Конечно, иногда в маленьких провинциальных городах преподают и учителя, нет имеющие сертификата. Но у них в основном занимаются люди, которые хотят танцевать просто для себя. Эти школы более доступны для обычного населения. В то же время они и не скрывают отсутствие сертификатов, так что люди знают куда идут.

ИА REGNUM: Полина, скажите, какова разница уровня подготовки мастерства московских и дальневосточных танцовщиц?

Полина Кудрявцева: Их уровень примерно одинаков. Единственное преимущество Москвы заключается в том, что туда чаще приезжают мастера с мировым именем. В столице чаще проводятся концерты и мастер-классы. На Дальний Восток привезти настоящую звезду восточных танцев гораздо труднее.

ИА REGNUM: Мадам Фрейз, Полина, восточные танцы для вас - это стиль жизни или работа?

Полина Кудрявцева: Это стиль жизни. Восточные танцы постепенно проникали в мою жизнь, а с течением времени и вовсе полностью захватили меня. Например, я начала изучать арабский язык, стала больше носить и любить восточные вещи, смотреть арабские фильмы, путешествовать по восточным странам, знакомится с их культурой.

Мадам Фрейз: Конечно, стиль жизни. Я начала танцевать в 12 лет, а на профессиональном уровне занимаюсь этим уже более 30 лет. Многие мои родственники также увлекаются восточными танцами. У меня трое детей, две девочки и мальчик. Хорошо танцует самая младшая. Когда она повзрослеет, то, возможно, пойдет по моим стопам.