Семь субъектов Федерации временно лишились возможности использовать авиационную технику для тушения лесных пожаров в связи с тем, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Авиалесоохрана", в связи с аварией в Магаданской области вертолета Ми-8Т, в которой погибли два из трёх членов экипажа и все четыре пассажира (граждане Польши). По предварительным данным, вертолёт, принадлежавший администрации Магаданской области и работавший по сертификату ФГУ "Авиалесоохрана", выполнял несанкционированный полёт в коммерческих целях.

Напомним, что в соответствии с новой редакцией Лесного кодекса РФ (вступила в силу с 1 января 2007 г.) полномочия по управлению лесами, в том числе ведение всего комплекса работ по охране лесов, переданы субъектам Федерации. Для осуществления данных полномочий в первом полугодии 2007 г. Рослесхоз передал в собственность субъектов РФ федеральное имущество ФГУ "Авиалесоохрана", в том числе воздушные суда, для выполнения лесоавиационных работ.

По данным Рослесхоза, на сегодняшний день учреждения по авиационной охране лесов, обладающие собственными воздушными судами, сформированы администрациями республик Карелия, Бурятия, Алтай, Красноярского края, Магаданской, Амурской и Владимирской областей. При этом данные юридические лица продолжают временно использовать сертификат пользователя ФГУ "Авиалесоохрана" - до получения собственных сертификатов. Таким образом, приостановка действия сертификата эксплуатанта распространяется на воздушные суда всех указанных регионов, которые не смогут использоваться для тушения лесных пожаров вплоть до возобновления действия данного документа.

В связи со сложившейся ситуацией, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерий Рощупкин направил в администрации субъектов РФ письмо с требованием ускорить оформление сертификатов эксплуатанта (пользователя) воздушных судов гражданской авиации для выполнения авиационной охраны лесов.

Как заметил Валерий Рощупкин, после передачи воздушных судов регионам в субъектах Федерации участились случаи их нерационального использования в коммерческих целях. "Коммерческое использование воздушных судов авиационной охраны не запрещается действующим законодательством. Однако не должно отражаться на качестве исполнения администрациями субъектов РФ своих полномочий по охране лесов от пожаров", - подчеркнул руководитель Рослесхоза.

В целях обеспечения своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2008 г. Рослесхоз потребовал от администраций субъектов РФ, в которых сформированы учреждения авиационной охраны лесов, оформить до конца 2007 г. собственные сертификаты пользователя воздушных судов для выполнения воздушной охраны лесного фонда на их территории.

Напомним, что ранее экологические НПО обратились к президенту Владимиру Путину с призывом восстановить единую систему авиационной охраны лесов от пожаров.