7 августа в администрации Самарской области состоялось совещание, главной задачей которого стал поиск путей решения проблемы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении условий жизни.

Открыл совещание губернатор Самарской области Константин Титов. В своем выступлении он подчеркнул, насколько серьезная задача стоит перед собравшимися, принимая во внимание ограниченность бюджетных средств и не самую высокую обеспеченность граждан финансовыми ресурсами.

Около 50 тыс. семей стоят сейчас в очереди на жилье, из них 2800 инвалидов, 3778 тыс. человек - участники ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дети-сироты, семейный доход которых не превышает 1500 тыс. руб. в месяц. По состоянию на 1 апреля 2001 года в Самарской области зарегистрировано 22 тыс. работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди них есть молодые семьи. Эти люди не в состоянии решить свои жилищные проблемы самостоятельно.

Специалистами департамента экономического развития и инвестиций администрации Самарской области во главе с руководителем Габибуллой Хасаевым был изучен опыт передовых мировых держав и рассмотрено несколько возможных вариантов решения данной проблемы. Это: бесплатное предоставление жилья, субсидирование процентной ставки по кредиту, выданному банком, ипотечное кредитование, строительство жилья через создание товариществ его собственников.

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Так, при условии обращения жителем области в коммерческий банк с целью получения кредита на приобретения жилья, бюджет области становится заложником банка на долгие годы его выплаты. Только по кредитам, выданным в 2002 году, необходимо будет субсидировать процентную ставку в течение 18 лет. За эти годы банк может прекратить свое существование, может измениться сама денежно-кредитная политика государства. Велики риски, сопряженные с созданием товариществ собственников жилья, так как механизм их действий еще не отлажен. Юридически не отрегулированы вопросы взаимоотношений членов товарищества, что создает почву для серьезных злоупотреблений. Нет арбитражной практики решения спорных вопросов. По оценкам специалистов, ущерб, возникающий в результате реализации такого метода финансирования жилищного строительства, может оказаться весьма серьезным.

Анализ всех существующих подходов, прогноз возможностей областного бюджета показывают необходимость одновременного сочетания различных вариантов.

Участники совещания поддержали Г. Хасаева в том, что кредитование должно осуществляться через Самарский областной фонд жилья и ипотеки и Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе с одновременным предоставлением субсидий из областного бюджета. При этом весьма существенным является долевое участие муниципальных образований. Основным источником финансирования в данном случае станут сбережения населения, привлеченные в ипотечную программу через организацию рынка ипотечных ценных бумаг и кредитно-сберегательные ипотечные организации. Задача бюджета - обеспечение доступности ипотеки нуждающимся в жилье за счет субсидирования процентной ставки, которая будет формироваться с учетом социальных факторов, финансовых возможностей заемщика.

Опыт такой работы уже есть. Шесть лет прошло со дня возникновения Фонда индивидуального жилищного строительства на селе, заключен тысячный договор, около 400 млн. руб. вложено сельскими жителями в строительство новых домов, развивается подсобное хозяйство, сумма возвратных средств превышает 100%.

Из 30 существующих на территории России моделей ипотечного кредитования только эта оправдывает себя на данный момент. Ипотека уже сейчас для многих семей единственная возможность приобрести собственное жилье.

Предстоит работа по формированию политики ипотечного кредитования. По поручению губернатора будут проведены маркетинговые исследования ипотечного рынка, исследования реальных потребностей и возможностей граждан, нуждающихся в жилье. Специалисты департамента социальной защиты населения, департамента науки и образования, департамента здравоохранения Администрации области подготовят предложения, в соответствии с которыми будет формироваться процентная ставка для разных категорий граждан. Совместными усилиями экспертов областных департаментов социальной защиты населения и экономического развития и инвестиций будут определены источники финансирования программы.