Россия желает, чтобы процесс переговоров между Тегераном и МАГАТЭ по иранскому "ядерному досье" завершился без помех. Об этом заявил и.о. министра иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с главой МИД Бернаром Кушнером 18 сентября в Москве.

Как передает Департамент информации и печати МИД РФ, по словам Лаврова, Москва и впредь будет руководствоваться, прежде всего, необходимостью не допустить нарушение режима нераспространения ядерного оружия. "Убежден, что для того, чтобы решение этой задачи было устойчивым и не привело к последствиям, которых мы все хотим избежать, это решение должно основываться на международном праве", - заявил Сергей Лавров.

Он напомнил, что на тему иранской ядерной программы приняты решения Совета управляющих МАГАТЭ, резолюции Совета Безопасности, "и эти шаги международного сообщества возымели эффект". В прошлом месяце Иран согласился с МАГАТЭ относительно необходимости закрыть все вопросы, которые у агентства сохранялись к иранской ядерной программе. МАГАТЭ и Иран согласовали соответствующий документ. "По сообщениям, которые мы получаем от Генерального директора МАГАТЭ, документ выполняется удовлетворительно, и мы хотим, чтобы этот процесс завершился без помех. И вообще, как и прежде, будем полагаться на профессиональные оценки экспертов МАГАТЭ. Мы хорошо помним, к чему привело игнорирование профессионального мнения этого агентства в ситуации с Ираком четыре года назад", - отметил и.о. главы российского МИД.

На вопрос журналистов относительно распространенного зарубежными сми заявления Бернара Кушнера о том, что он не исключает возможной войны, военной операции против Ирана, Лавров в свою очередь заявил, что ни одна современная проблема не имеет военного решения, и это относится к ядерной программе Ирана. "Согласен с необходимостью настойчиво, последовательно вести переговоры. В данном случае это означает необходимость как можно скорее возобновить контакты по линии Хавьер Солана (представитель ЕС) - секретарь Совета Безопасности Ирана Али Лариджани. Что касается санкций, то я уже говорил, что Совет Безопасности ООН принял две резолюции. Мы с самого начала договорились, что Совет Безопасности будет вовлечен в этот процесс с единственной целью - поддержать МАГАТЭ и обеспечить выполнение Ираном требований МАГАТЭ. Поэтому мы остаемся приверженными этой изначальной договоренности при понимании, что Совет Безопасности не будет вынуждаться выходить за рамки поддержки МАГАТЭ. И как я уже сказал, сейчас МАГАТЭ удовлетворено тем, как Иран выполняет достигнутые договоренности о закрытии проблемных вопросов в своем ядерном досье", - заявил Лавров.

Говоря о санкциях в отношении Ирана, он упомянул о том, что помимо тех согласованных решений, которые приняты в Совете Безопасности, Соединенные Штаты и Евросоюз "принимают свои жесткие антииранские санкции". "Это, конечно же, вызывает вопросы. Если мы договариваемся работать коллективно, и эта договоренность воплощается в консенсусное решение Совета Безопасности, то какие цели преследуют односторонние санкции? И, конечно, нас на этом фоне особенно волнуют множащиеся сообщения о том, что всерьез размышляют о военной акции против Ирана. Чем это чревато для региона, где уже есть тяжелейшие проблемы Ирака, Афганистана и в других его частях, это трудно даже себе представить. Я думаю, что мы должны не забывать о той части договоренностей в рамках "шестерки", которая предполагает развитие диалога с Ираном, в том числе не только по вопросам урегулирования всех аспектов его ядерной программ, но и по торгово-экономическим делам, и по вопросам региональной безопасности", - заявил Лавров.

"Не забудем, кстати, что именно такой комплексный подход помог разблокировать ситуацию вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова, когда все стороны сумели проявить готовность двигаться навстречу друг другу. Думаю, эта методология вполне применима и к другим конфликтам", - резюмировал Сергей Лавров.