Владимир Яковлев: Государство стало больше заниматься региональной политикой

Москва, 18 сентября 2007, 17:31 — REGNUM  

Самому молодому министерству России - Министерству регионального развития - исполнилось три года. По просьбе ИА REGNUM обзор деятельности своего ведомства и стоящих перед ним задач сделал исполняющий обязанности министра регионального развития РФ Владимир Яковлев, возглавляющий Минрегион России с момента его создания.

Министерство регионального развития - принципиально новое, оно не является правопреемником какого-либо ранее существовавшего. В нем сконцентрирован ряд направлений, характеризующих развитие регионов. Это местное самоуправление, национальная политика, развитие регионов через реализацию федеральных целевых программ, вопросы стратегии социально-экономического развития регионов, территориального планирования, вопросы, связанные с приграничным сотрудничеством, реформа жилищно-коммунального хозяйства, строительство и архитектура.

С появлением нашего министерства государство стало значительно больше заниматься региональной политикой. Если раньше верхний уровень власти на уровне отраслевых министерств считал себя самым главным, а регионам отводилась роль молчаливых исполнителей их указаний, то мы подняли роль регионов. Начав с нуля, мы за три года рассмотрели стратегии развития уже около 80% субъектов Федерации. Это уже не прежние примитивные планы социально-экономического развития, а документы, позволяющие говорить не только о степени развития территории, но и о реализации федеральных целей, и о взаимодействии с соседями. Мы должны помнить, что мы живем в одной стране. Раньше в регионах каждый был сам себе хозяин и думал только о том, как бы развить свою территорию; каждый губернатор стремился создать у себя, скажем, университет или кардиологический центр, не думая о том, что такой же создается у соседа, и не взирая на фактическую степень эффективности таких действий. Сегодня нам удалось добиться, что подобные шаги увязываются в единую систему. Стратегия развития регионов Российской Федерации, которую мы представили Правительству в июне 2005 года, была поддержана в качестве концепции, и сейчас мы работаем в рамках этого документа. Я считаю, что это - важный шаг, сделанный нами.

Кроме того, нам удалось убедить Правительство начать заслушивать руководителей регионов с представлением стратегий развития на заседаниях Правительства.

Министерство экономического развития стало включать подготовленную нами региональную составляющую в свои макроэкономические отчеты и в общие планы действий Правительства.

Что касается местного самоуправления, то наше министерство было создано как раз в самый активный период его реформирования, когда было необходимо "нарезать" границы муниципальных образований, проводить выборы, отвечать на массу вопросов, возникавших по ходу этих процессов. Благодаря нам появилась ФЦП "Подготовка кадров для местного самоуправления" - небольшая, но существенно способствующая подготовке специалистов для работы в МСУ. Считаю, что и в этом отношении проведена большая работа.

В сфере строительства Министерство регионального развития несет ответственность за реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", и уже есть конкретные результаты этой работы. Не все подпрограммы выполняются одинаково успешно, да и не могут все они идти как по маслу, но основная масса решений по нацпроекту реализуются. Не случайно в 2006 году объем строительства жилья по отношению к 2005 году увеличился на 16%, а в этом году по отношению к прошлому - уже на 32%.

Долгосрочная Стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан, разработка которой сейчас завершается в соответствии с президентским поручением, рассчитана на перспективу до 2025 года. Ее реализация позволит выйти на такие показатели как строительство по 1 кв. метру жилья в год на душу населения, уменьшение коэффициента доступности жилья до трех лет, снижение времени ожидания в очереди для очередников до срока также не более трех лет, создание системы коммерческого найма и обеспечение достаточно количества жилья для социального найма. Все это даст возможность говорить о достаточном обеспечении граждан жильем.

По вопросам реформирования ЖКХ принят комплекс мер, которые уже начинают работать. Основных задач пять. Во-первых создание институтов эффективных собственников жилья и "прозрачных" управляющих компаний. Менталитет граждан и органов местного самоуправления меняется, хотя и медленно. Хотелось бы, чтобы это происходило быстрее, но мы считаем, что не надо административно загонять всех в ТСЖ, не надо давить и заставлять жителей привлекать управляющие компании. Жители должны дозреть до этих решений и понять, как им будет лучше управлять своим собственным домом.

Второе - это создание нормального рынка жилищно-коммунальных услуг. Сегодня на рынке, вроде бы, находятся 1 трлн 200 млрд рублей, а рынка как такового нет, хотя уже стали появляться компании, которые реально работают. Уже сегодня можно говорить, что примерно на 70% эксплуатацией жилищного фонда занимается малый бизнес, а по коммунальным услугам чуть меньше 50%. Появились крупные компании которые вкладывают сотни миллионов в развитие коммунального комплекса. Это и КЭС, и РКС и другие, а проекты "Евразийского водного партнерства" предполагают миллиардные инвестиции сроком на 10-15 лет. Местные бюджеты никогда сами не справились бы с этим.

Третье направление в реформировании ЖКХ - социальная поддержка. Безусловно, все выплаты необходимо производить адресно гражданину. Цена вопроса в целом по стране- 100-120 млрд рублей. До сих пор эти деньги шли абсолютно непрозрачным потоком от бюджетов высшего уровня в бюджеты низшего уровня, те расплачивались с подрядными организациями, и граждане ни сном, ни духом не ведали, кто за них платит, как платит, вовремя ли платит... А подрядные организации зачастую вовремя не получали деньги. Сейчас необходимо в обязательном порядке направить деньги в виде льгот и компенсаций на персонифицированные счета граждан.

Создание частно-государственных компаний позволит в будущем более ответственно подходить к взаимным обязательствам, касающимся обслуживания домов и коммунальных систем, между местными властями и бизнесом. Абсолютно понятно, что восстановление до 70% изношенных сетей, оборудования, основных фондов на сегодняшний день представляет для нас огромные средства. Ни в бюджетах муниципальных организаций, ни в бюджетах региональных властей таких денег нет. Частно-государственное партнерство с теми структурами, которые реально могут и управлять, и финансировать процесс улучшения, выполняя ремонтные работы либо создавая новые условия для работы с сетями и меняя оборудование, может решить эти вопросы.

При этом все вопросы необходимо решать в комплексе. Кстати, мы подготовили закон о финансовом оздоровлении жилищно-коммунальной отрасли, который позволяет снять многие вопросы, связанные с задолженностью. Этот закон позволяет пени и штрафы списать, а основное тело долга реструктуризировать на несколько лет.

Мы доказали необходимость выделения средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта. При участии Минрегиона России в кратчайшие сроки подготовлен и принят федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Всего в рамках фонда с 2008 г будет выделено 240 млрд. рублей. В 2007 году субъектам дополнительно уже перечислено 10 млрд. рублей.

Сейчас Минрегион курирует 9 федеральных целевых программ. В регионы России было перечислено более 200 млрд. рублей. Например, объем средств направленных на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, увеличен в четыре раза.

В последнее время мы взяли себе одно направление работы, которым ранее занималось Министерство экономического развития; это касается Арктики. Мы подготовили проект закона о развитии Арктической зоны и Концепцию ее развития. Эти документы сейчас отправлены на согласование. Не везде мы смогли добиться поддержки, но, как вы видите, тема получила актуальность.

Две трети нашей страны находится в северной зоне. Там находятся основные полезные ископаемые и Северный морской путь, но количество населения там мизерное, велико количество пенсионеров. Многие из них могли бы переехать с этих территорий, если правильно создать для этого благоприятные условия на законодательном уровне. Раньше высокие пенсии выплачивались только при условии, что человек продолжает проживать на северной территории, но нам удалось добиться появления закона, который сохраняет "северную" пенсию за человеком, переезжающим в другой, более благоприятный для проживания регион. Будем надеяться, что часть пенсионеров воспользуются этим.

Глобальная задача - как вообще жить на "северах" - стационарно или вахтовым методом? Как создавать для северян такие условия, чтобы они не чувствовали себя оторванными об общества?

Многие из этих задач стояли перед страной и раньше, но они не решались существовавшей традиционной системой отраслевых министерств. Наше министерство многоотраслевое. Наша задача - увязать множество отраслевых направлений в их региональных аспектах с развитием нашего государства в целом.

Яркий пример - Дальний Восток. Мы не можем рассматривать его развитие отдельно, с одной стороны, от Восточной Сибири и с другой - от АТР с его экономической и финансовой мощью. Учесть и увязать все это - наша задача. Другой пример - коренные малочисленные народы Севера. Всего-то сотня тысяч человек, но весь мир сегодня уделяет этой проблеме большое внимание. Мы должны понять, что будет с этими народами дальше, правильно ли с ними поступали, выселяя из традиционных жилищ в многоквартирные дома, как быть с детьми, если родители ведут кочевой образ жизни, и т.п. Нам необходимо помогать им возобновлять традиционные промыслы, приобретать у них продукцию охоты и рыболовства, тем самым обеспечивая их реальную занятость.

То что сегодня мы говорим о комплексных подходах к региональному развитию, свидетельствует о выходе нашей страны на качественно новый уровень. Сегодняшняя ситуация отличается даже от той, которая была в начале президентства Владимира Владимировича Путина. Видно как изменилась за восемь лет страна. И я считаю, что сейчас мы стоим не в конце некоего исторического периода, а уже в начале следующего.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.01.17
На объекты в России было около 70 млн кибератак — ФСБ
NB!
24.01.17
Колчак не прошел: суд удовлетворил иски о демонтаже доски адмиралу
NB!
24.01.17
Задержанный в Вашингтоне корресподент RT может попасть в тюрьму на 10 лет
NB!
24.01.17
Bloomberg: в России появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
От депутатов ГД потребовали отчеты местным властям о работе в регионах
NB!
24.01.17
Министр труда РФ назвал причины падения рождаемости в Чечне и Ингушетии
NB!
24.01.17
Зажигая очаги культуры: Волгоградцы протестуют против закрытия библиотек
NB!
24.01.17
В России благодаря санкциям появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
«Архитектурный бандитизм»: главный архитектор Воронежа задержан за взятку
NB!
24.01.17
Почему до сих пор не посадили Чубайса?
NB!
24.01.17
ФСБ: Объекты РФ за год подвергались кибератакам порядка 70 млн раз
NB!
24.01.17
Женский марш: майдановский, еретический и политический
NB!
24.01.17
Франция требует белого кардинала
NB!
24.01.17
«Доллар ослаб»
NB!
24.01.17
Хунту снесет шоковая украинизация
NB!
24.01.17
Курилы: Несбывшиеся надежды японцев
NB!
24.01.17
КНР добивается своих целей с помощью «долговых ловушек» — The Strategist
NB!
24.01.17
«Необратимые процессы» начнутся уже этой весной: обзор экономики Украины
NB!
24.01.17
Главное дело: Ломоносов — строитель империи, включая Америку
NB!
24.01.17
Володин готов обсудить с ФЕОР заявление Толстого о передаче Исаакия РПЦ
NB!
24.01.17
Германия выступает против «комбинации» между РФ и США
NB!
24.01.17
Остров Сахалин — элемент будущей энергосистемы Дальнего Востока