Первые пять мест по объему перевозок в 2002 году заняли авиакомпании "Аэрофлот", "Пулково", "Сибирь", "Utair" (экс-"Тюменьавиатранс") и "Красноярские авиалинии". В минувшем году общее число перевезенных пассажиров увеличилось на 5,8% до 26,5 млн человек, - пишет газета "Ведомости". И хотя "Аэрофлот" остался бесспорным лидером отрасли, перевезя 5,49 млн пассажиров, их число сократилось на 6% по сравнению с 2001 годом.

Руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг поясняет, что это связано с политикой увеличения прибыльности компании, пусть даже в ущерб росту пассажиропотока. На втором месте - авиакомпания "Сибирь", которая перевезла 2,69 млн пассажиров, причем она увеличила пассажиропоток сразу на 41%. Третью позицию занимает государственное авиапредприятие "Пулково", увеличившее перевозки на 10,2% до 2,07 млн пассажиров. На 4-м месте - авиакомпания "Utair" с 1,2 млн пассажиров, рост - 22,3%. Пятой оказалась компания "Красноярские авиалинии", которая перевезла 1,233 млн человек, что на 20% больше, чем в 2001 году.

Представители этих авиакомпаний объясняют свой успех тем, что им удалось открыть новые линии, увеличить частоту полетов и усовершенствовать маршрутную сеть. Однако о стабильном росте рынка авиаперевозок говорить не приходится.

Перед крупнейшими компаниями остро стоит проблема обновления парка. В наименьшей степени это касается "Аэрофлота", который удачно воспользовавшись конъюнктурой, полностью намерен обновить парк своих "иномарок". "Если мы сейчас не начнем менять свои самолеты на современные, через три года нам не на чем будет летать", - выразил общее мнение авиаторов коммерческий директор "Utair" Владислав Кравченко. По его словам, свою программу обновления парка "Utair" подготовит до конца 2003 года. Все опрошенные "Ведомостями" представители авиакомпаний прогнозируют, что уже в этом году пассажиропоток будет расти примерно вдвое медленнее, внутренний рынок авиаперевозок близок к насыщению и бурного роста на нем не ожидается.