"Росевродевелопмент" в Красноярске".

(Ведомости, 13.09.2007).

В начале 2008 г. "Росевродевелопмент" планирует закончить строительство первой очереди торгового комплекса в Красноярском крае стоимостью $150 млн. Еще $150 млн. компания планирует потратить на строительство аквапарка и спорткомплекса в рамках проекта "Красноярск-сити".

"Бес в ребро".

(Труд, 13.09.2007).

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

В Лесосибирске задержан 70-летний хозяин маковых плантаций. Житель деревни Новокаргино возделывал в лесу целые поля. Работал он по всем правилам агроискусства: удобрял запрещенные растения, пропалывал их, поливал. Наркополицейские обнаружили на участке пожарные рукава, которые были приспособлены для поливки, мотыгу, грабли и прочий сельхозинвентарь.

Все орудия производства, а также готовая к употреблению маковая соломка и 331 куст изъяты. По факту незаконного выращивания растений, содержащих наркотические вещества, возбуждено уголовное дело. Уже судимому пенсионеру грозит новый срок - от 3 до 8 лет лишения свободы.

"Собриологи Красноярска".

(Комсомольская правда, 13.09.2007).

В здешнем университете ввели курс собриологии (науки о трезвости). На лекциях будут вещать об опасности распивания вина на примере Гертруды, королевы Датской, и Моцарта. А на семинарах - бить поллитры по схеме "так не доставайся ж ты никому!". Похоже, гранит науки студентам теперь придется грызть всухомятку.

"ПАМЯТИ ПЛАМЕННОГО БОЛЬШЕВИКА".

(Правда КПРФ, 13.09.2007). Красноярск

ВДЕНЬ 130-летия со дня рождения Ф. Э. Дзержинского к монументу в его память пришли коммунисты Красноярска. Они возложили красные гвоздики к подножию памятника. Красноярцам особо дорога память о революционере: некоторое время он провел в Красноярской пересыльной тюрьме, когда по приговору царского суда его отправили в Александровский централ под Иркутском. Под надзором полиции Дзержинский жил в селе Вельском Енисейского уезда и в селе Сухове Тасеевской волости Канского уезда.

Памятник Дзержинскому как был поставлен в советское время, так и стоит по сей день. Во время антисоветского переворота в августе 1991 года, вдохновленные примером столичных "демократов", местные горячие головы призывали немедленно свергнуть Железного Феликса с пьедестала. Но у красноярцев хватило ума, мужества и мудрости не поддержать эту бредовую идею.

"Таймырский вояж полпреда".

("Сегодняшняя газета", 13.09.07)

Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин посетил Таймыр. В ходе трехдневного визита он побывал в Дудинском и Диксонском морских портах, а также встретился в Хатанге с руководителями поселений муниципального района. На совещании, в котором приняли участие и представители общественности, были обсуждены вопросы социально-экономического развития Таймыра. Полпред также заслушал отчетный доклад главы Диксона. В поездке по региону высокопоставленного чиновника сопровождал глава района Сергей Батурин.

"Большой Красноярск".

("Красноярский рабочий", 13.09.07, Валерий Зубов)

У каждой эпохи свои региональные "локомотивы". "Красмаш", ГХК, НПО ПМ (Железногорск), ЭХЗ (Зеленогорск) задали вектор экономического развития края в послевоенные годы. "Норильский никель" и алюминиевый завод - устойчивый профиль всему краю как глобальному лидеру в цветной металлургии, потянув за собой ГЭС, Бородино, Ачинск, речное пароходство и авиацию. Важнейшей для края стала идея-программа "Превратим Сибирь в край высокой культуры". Теперь Красноярский край - уникальный регион высокого уровня промышленности и саморазвивающейся культуры. Сегодня на роль лидера напрашивается нефть Эвенкии. Но, на мой взгляд, следует различать дорогу "на Восток" и движение "в Завтра". Сегодня "локомотивом" становится не отдельная отрасль, а совокупность материализованных идей.

Логика событий неизбежно приведёт к усилению интеграции территориальной, производственной и социальной по линии Железногорск - Сосновоборск - Берёзовка - Красноярск - Емельяново - Дивногорск. Назовём это условно "Большой Красноярск". "Большим Красноярском" я называю ту часть края, развитие которой в первую очередь будет определять будущее региона. Если удастся сформировать вокруг столицы края современный региональный мегаполис - он станет локомотивом развития не только Красноярского края, но всей Сибири, как в своё время Новосибирск.

Сразу предупреждаю: есть одна задача, которую я даже не пытаюсь затрагивать в статье - это вопросы территориально-правового статуса. Никакого изменения границ местного самоуправления. Никаких изменений в федеральных законах или Уставе края. Не вижу смысла это обсуждать. Разумные люди должны уметь принимать решения, учитывая географию и экономику без предварительного накала политических страстей, которые неизбежно сопровождают вопросы о власти. Все на своих местах. Сейчас только другой взгляд и другие подходы к решению сегодняшних проблем.

Данная статья - это напоминание о том, что конкуренция сегодня не только между людьми и предприятиями, но и между регионами. Причём не только в общероссийском масштабе, но в глобальном, с регионами других стран. И стандарты, по которым определяется победитель, - это международные стандарты. Во всяком случае, так считает молодёжь, которая пользуется Интернетом, фактически или виртуально перемещается по всему свету, выбирая регион в России или за рубежом для наилучшего применения своих сил. К сожалению, я не верю в "ударные комсомольские стройки" сегодня (хотя имею государственную награду за работу в студенческих строительных отрядах). Я даже не сильно верю в попытки финансового стимулирования притока мигрантов. Но я верю в условия для самореализации. Если возможность сделать успешную профессиональную карьеру имеет место в регионе - молодёжь останется-потянется, более того, сама придумает, что делать дальше. Привлекательность региона, у которого есть аура перспективности, - насос, он втянет в себя талантливых и инициативных.

Так случилось в Силиконовой долине. Так происходит в Финляндии, Ирландии, Баварии и Даляне (бывший русский порт Дальний в Китае).

Так вполне может происходить в Красноярском крае. Надо только, как сказал один из выдающихся новаторов ХХ века отец кибернетики (прародительницы современных информационных и управленческих технологий) Норберт Винер, "иметь смелость поверить в свои убеждения, иначе самое ценное, что могло прийти вам в голову, у вас из-под носа уведут другие, менее талантливые, но более сильные духом".

У меня нет полного перечня, что необходимо сделать, но думаю, что предлагаемые ниже подходы обсуждать следует.

УКОРОТИТЬ РАССТОЯНИЕ ОТ КРАСНОЯРСКА ДО ДИВНОГОРСКА

Проще: следует закатать асфальтом железнодорожную ветку Красноярск - Дивногорск и сделать из неё современную автомобильную дорогу. Четыре причины для этого.

Во-первых, установлен предельный срок - 2009 год, когда РАО "РЖД" перестанет дотировать убыточные железнодорожные ветки. После чего дотации на содержание железнодорожного сообщения лягут на бюджет Дивногорска (у Красноярска нет интереса к этой дороге). Сможет ли дефицитный бюджет города взять дополнительные расходы? Очевидно, нет. И ветка остановится сама собой. И с опозданием на два года будет в спешном порядке что-то придумываться.

Во-вторых, сегодня дорога, которой пользуется большинство жителей и Красноярска, и Дивногорска, предельно неудобна, так как проходит по горам и нередко зимой просто закрывается. А в предлагаемом мной варианте дорога будет ровной как стрела, на 10 км короче, и никаких снежных заносов. Из Дивногорска на Предмостную площадь окажется проще попасть, чем из Академгородка или Ветлужанки. Вся зона вдоль Енисея и Усть-Маны станет привлекательной не только для дач, но и для постоянного проживания. А это новые рабочие места и налоги в остродефицитный бюджет Дивногорска, так как налоги на землю и недвижимость - местные налоги. В-третьих, сегодня в стране "изобилие" денег. Например, в 2006 году не было израсходовано ни одного рубля инвестиционного фонда, который был сформирован в рамках федерального бюджета. Данный проект полностью укладывается в логику инвестиционного фонда. К тому же на решение задачи можно использовать ту дотацию, которую сегодня осуществляет РАО "РЖД", а через два года будет вынужден делать консолидированный бюджет края.

И, наконец, в-четвёртых, своевременные, упреждающие принятия решений, а не в пожарном порядке, когда деваться некуда, - одно из качеств, которое хорошо характеризует власть в глазах населения, усиливает имидж продвинутого региона. Давайте закатаем в асфальт практически мёртвую железнодорожную ветку Красноярск - Дивногорск.

ОКСФОРД-КЕМБРИДЖ ПО-СИБИРСКИ

Это здорово, что теперь в родном городе базируется второй по численности университет России. И лично меня дополнительно греет ещё и то, что ядром СФУ стал мой родной университет. Но пока не очень заметно, что, собственно говоря, принципиально изменилось. В сегодняшней ситуации процесс идёт очень медленно. Особых изменений вообще незаметно. А ведь в 2003 году Россия подписала Болонскую конвенцию (образовательная "ВТО"), которая в полную силу вступит в 2010 году. Мы уже готовы к тому, что перед выпускниками наших школ и студентами начальных курсов ещё шире открываются границы? Наши вузы готовы к усилению конкуренции с иностранными образовательными услугами?

Известное правило: национальные предприятия успешно конкурируют на внешнем рынке, если есть конкуренция внутренняя. Американские кока-кола, пепси-кола, а также компьютерное обеспечение, японские и немецкие автомобили, французские духи и итальянская модная одежда, английское образование...

Думаю, многовековая конкуренция между Оксфордом и Кембриджем (кстати, расположены они через речку друг от друга) способствует устойчивому международному авторитету английского образования, тому, что Великобритания занимает твёрдое второе место по количеству нобелевских лауреатов. Но самое главное, при всём внешнем консерватизме: по-прежнему фунт, а не евро, монархия, лорды, неизменные чёрные лондонские такси, Англия - страна, вовремя реагирующая на глобальные изменения и быстро подстраивающая под них свою экономику. О том, что первая промышленная революция произошла в этой стране, мы знаем из школьных учебников. Но ведь и сегодня Англия в числе динамичных лидеров: в последние годы Лондон обогнал и Нью-Йорк, и Токио как финансовый центр. Англия имеет более высокие темпы развития, чем в целом Европа, и, не меняя резко своей общественной модели, обошлась без кризисов, которые в 80-х испытала шведская модель, и не потеряла, как Япония, в 90-е десять лет в своём развитии. Способ подготовки квалифицированных работников - основа конкурентоспособности нации. Здесь надо соответствовать лучшим мировым стандартам. И раскачивания здесь - непозволительная роскошь. Более того, думаю, что задача нашими вузами должна ставиться не оборонительная (удержать лучших выпускников своих школ в своих вузах), а наступательная - быть привлекательными для абитуриентов из других регионов и стран. Абсолютная истина: приём мигрантов из других стран через вузы, а не через финансовые пособия - более рациональный, более эффективный путь решения демографических проблем.

Чтобы качество высшего образования в регионе росло, необходима внутренняя конкуренция. А для этого параллельно со сформированным сверху супервузом логично создание супервуза снизу - на базе оставшихся вузов.

Кстати, подобная модель сейчас реализуется при решении задачи формирования в России бизнес-школ мирового класса: одна из школ создаётся на деньги частного бизнеса (то есть снизу) в Сколково под Москвой, а вторая на деньги федерального бюджета (то есть сверху) в рамках Санкт-Петербургского государственного университета. Первый проект реализуется заметно успешнее.

ХАЙ-ТЕК И ДОБЫЧА СЫРЬЯ

Фундамент экономики Красноярского края - природные ресурсы плюс небольшой по объёмам, но устойчивый, успешно вписавшийся в новые реалии высокотехнологический сектор и академический научный центр.

Так же, как и в России в целом. Честно скажу, меня нисколько не унижает и даже не смущает сырьевой характер нашей экономики. Почему надо сожалеть или что-то надумывать по поводу реального богатства, которое унаследовано от наших энергичных, смелых предков? Тем более что чем дальше, тем выше цена этого богатства. Да и компания стран-сырьевиков совсем неплохая: Канада, Норвегия, Австралия... Другое дело, что относиться к этому богатству нельзя ни как Плюшкин (держать под замком в кладовой, пока оно не выйдет из употребления), ни как Ноздрёв, проматывая налево и направо.

Две проблемы, которые рано или поздно дадут о себе знать со всей остротой. И на них следует реагировать упреждающе. Первая. Очевидно, что при постоянно растущих ценах на сырьё опережающими темпами мировая экономика устойчиво развиваться не сможет. И люди что-нибудь придумают, чтобы преодолеть проблему дефицита определённых ресурсов. Они уже придумывают. Китай поставил задачу отказаться от импорта нефти через развитие атомной и гидроэнергетики. Бразилия перестала импортировать нефтепродукты: по разным оценкам, в этой стране уже от 40% до 70% автомобилей используют в качестве топлива этанол растительного происхождения. Кстати, здесь кроется серьёзная опасность для нас: если высокие цены на углеводороды для нас благо в силу того, что мы их экспортируем, то возрастающие цены на растительное сырьё из-за увеличения спроса со стороны производителей заменителей бензина - проблема, так как около 50% продовольствия мы импортируем. Если мы ничего не предпримем, а ситуация будет развиваться так, как она развивается, недавний скачок цен на хлеб нам покажется цветочками.

Вторая. Количество занятых в добывающих отраслях в два-четыре раза выше, чем у зарубежных конкурентов. Под действием глобальной конкуренции наши предприятия-экспортёры вынуждены будут сокращать численность занятых, чтобы оставаться конкурентоспособными. Куда сможет двинуться высвобождаемая рабочая сила, и куда двинется молодёжь, для которой не будет такого количества рабочих мест на традиционных предприятиях, как у их родителей? Реально у нас очень высокая скрытая безработица.

Так же, как и по России в целом.

В связи с этим ещё два зарубежных примера. Норвегия страхует своё будущее не только посредством стабилизационного фонда, но и серьёзными вложениями в альтернативную энергетику, в первую очередь - водородную. Если водородная энергетика будет иметь успех, то цены на нефть упадут, но норвежцы останутся при своём, поменяв доходы от нефти на доходы от водорода. Австралия на время высоких цен на сырьё (а для неё это железная руда, уголь, золото, бокситы) свела практически до нуля налоги на предприятия перерабатывающих отраслей. Думаю, что есть экономическая разумность в том, что стабилизационный фонд может создаваться не только в виде денег, используемых для кредитования зарубежных экономик (кстати, когда министр финансов докладывал президенту страны, что доход на размещённый за рубежом стабилизационный фонд составил 9% по итогам прошлого года, он несколько ошибся - меньше 3%, если внимательно посмотреть на расчёты самого министра финансов), а в виде налоговых стимулов для увеличения количества рабочих мест в своей экономике. На будущее.

Только стимулировать перспективное направление экономики следует не в виде выдачи денег из бюджета, а в виде льготного налогообложения отраслей, развитие которых могло бы снизить риски внезапного снижения цен на основную (по объёму стоимости) продукцию края. Не будем всё-таки забывать, что за последние 10 лет рублёвые цены на такую продукцию, как никель, выросли примерно в 30 раз. Не дай бог, если маятник качнётся в обратную сторону!

НА АВТОБУСАХ В ВОДОРОДНУЮ ЭРУ

Фактически это продолжение предыдущего пункта рассуждений: мы должны стремиться быть на технологическом острие в тех производствах, от продукции которых зависит наше национальное и региональное благополучие. Если мы сильно зависим от состояния рынка энергоресурсов, а край начинает становиться не только "металлическим", но и "углеводородным", то мы должны влезать в каждую историю, связанную с возможными изменениями на энергорынке. Чтобы быть в курсе происходящих событий. Для страховки. Весь мир, включая российскую компанию "Интеррос", начал работать над доступным водородным двигателем. И основная проблема здесь не техническая (двигатель уже есть), а инфраструктурная: сети заправок, обслуживание... Фирма ВМW, похоже, нащупала, с какого конца выйти на решение проблемы: начинать надо не с индивидуальных автомобилей, которые бегают незнамо куда, а с городских автобусов, которые ходят по вполне определённому маршруту и всегда возвращаются в свой парк. Для проведения эксперимента они начали поставлять водородные автобусы. Первый - в Мадрид. На очереди ещё пять городов.

Мое предложение: включиться в данный эксперимент. Договориться о поставке одного-двух автобусов в Красноярск. Это в начале 1990-х, чтобы спасти общественный транспорт в Красноярске, вынуждены были закупать подержанные автомобили в Германии. Сегодня, наоборот, мы можем (и должны!) позволять себе самое свежее, передовое. А водородный автомобиль помимо всего прочего абсолютно чист экологически. Что для Красноярска немаловажно.

Кстати, и первый в мире серийный автомобиль "Форд-Т", и первый российский автомобиль "Руссо-Балт", и даже автомобили на Дороге жизни в осаждённом Ленинграде работали не на бензине, а на этаноле. Есть большая вероятность, что водород станет широко распространённым видом топлива. В этом случае основные дивиденды навсегда получают первопроходцы. Почему бы нам не оказаться среди них?

ДАЙТЕ ЕЩЁ ОДНУ ПОПЫТКУ "ЯЙЦЕГОЛОВЫМ"

Двадцать с лишним лет назад была запроектирована Сосновоборская ТЭЦ для замены ядерного источника теплоснабжения Железногорска. И даже начато её строительство. С результатами можно ознакомиться воочию: остатки римского Колизея выглядят современнее и привлекательнее.

В середине 1990-х конгресс США выделил деньги на строительство замещающего теплоисточника для Железногорска. Эту шкуру непойманного медведя так долго делили между собой Минатом и РАО "ЕЭС", так высокомерно отпихивали все предложения местных властей, что... воз и ныне там. А ведь уже два раза пересматривались сроки остановки ядерного реактора. И когда-то это всё-таки придётся сделать.

На мой взгляд, сделать следует вот что. Первое. Вспомнить, когда был сделан проект Сосновоборской ТЭЦ - 20 лет назад, в эпоху почти нулевых тарифов на энергоресурсы. А сколько сегодня будут платить жители города за тепло, которое будет вырабатываться в 15 км от города? Второе. Потребителем тепла будет не Минатом и РАО "ЕЭС", а жители Железногорска и Сосновоборска, и потому заказчиком (и распорядителем средств как американских, так и российских) должны выступить органы МСУ этих городов. Пусть потребитель определит, за что и сколько он готов платить. Третье. В Железногорске живут создатели атомного и космического предприятий, которые по-прежнему принадлежат к самым передовым российским отраслям, продолжающих быть мировыми лидерами. Неужели им не под силу коммунальные проблемы? Думаю, что специалистам этих предприятий надо выйти из "горы", спуститься на "землю" и, потратив немного времени на свои бытовые проблемы, дать технико-экономическое задание на создание (я умышленно не использую слово строительство) новой системы энергоснабжения города. И будет ли это угольная ТЭЦ, газоснабжение или автономная комбинированная система, включающая в том числе солнечные батареи ("кремниевый завод", считай, под боком), - не знаю и давать технические советы не должен. Здесь принципиально следующее: нельзя строить по проекту 20-летней давности, заказчиком должен выступать потребитель - жители Железногорска и Сосновоборска в лице своих органов власти.

"ГДЕ МЫ БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ ВАШ ЮБИЛЕЙ?"

Две небольших истории.

В первые дни моей работы главой администрации края пришла В. Ярошенко, директор краеведческого музея, и под подписку выдала музейную ценность - портрет первого губернатора Красноярского края В. Степанова. Уходя с должности, я вернул этот портрет в музей. Думаю, что за 5 лет, что провёл этот портрет на почётном месте в кабинете главы региона, о личности А. П. Степанова, его роли в становлении нашего региона узнало в сотни раз больше людей, чем если бы он скромно висел среди бесчисленного количества других экспонатов в музее.

В 1996 году праздновался 60-летний юбилей Норильского комбината. Что можно подарить тому, у кого есть всё? Но если от души, то всегда найдётся красивое решение. От имени края комбинату в честь юбилея была подарена икона Богоматери "Всех Скорбящих Радость", написанная в середине XIX века, хранившаяся в том же краеведческом музее. Поводом для выбора такого подарка было то, что именно в середине XIX века купцами Сотниковыми фактически были замечены признаки того, что впоследствии стало горнорудной базой для НГМК. Во время празднования юбилея выяснилось, что православная церковь в Норильске, финансирование которой осуществляет в первую очередь комбинат, также носит название Всех Скорбящих Радость. Вы уже догадались, что сегодня икона находится в этом храме.

Я к чему? К тому, что когда-то повседневный быт, искусство, культура составляли единое целое. Вспомните фильмы, посвящённые Элладе, Древнему Риму, рыцарским временам или жизни российской аристократии. Затем быт и искусство разошлись. Причины известны. Искусство ушло в музеи. Быт стал прагматично безликим.

А не меняются ли времена? Не наступил ли момент, когда двери музеев должны распахнуться шире? Посмотрите, какое количество времени люди стали проводить в банках. Почему бы, как в своё время губернатору, не сдавать в аренду банкам то, что просто физически не может быть использовано музеями? В Третьяковке, например, в запасниках находится в 10 раз больше произведений искусства, чем выставлено в залах. А что плохого в том, что библиотека Г. В. Юдина станет первоклассной гостиницей? А не здорово было бы юбилеи справлять в ресторане, который расположился на территории самого краеведческого музея? В своё время спорной выглядела идея открыть пивбар на пароходе "Св. Николай". А ведь она прекрасно реализовалась: для посетителей стало возможным комфортно провести время в историческом месте, а для музея - дополнительный доход.

Опять-таки, не буду навязывать примеры. Только обращаю внимание, что было время, когда культурно-исторические ценности, может быть, и следовало отгораживать стеклом и кирпичом от их владельцев. Сегодня, подозреваю, времена меняются: быт и искусство должны двигаться навстречу друг другу.

НАПОСЛЕДОК

2007 году П. Пимашков был удостоен звания "Лучший глава муниципального образования". Думаю, за этим стоят не только отремонтированные улицы и количество вводимых метров жилья, по которым город обошёл Москву. Безусловно, большую роль сыграл дух города с его фонтанами и слонами. В конечном счёте, люди стремятся не только хорошо зарабатывать, но и нормально жить. Нормально - это "как все". А все - это жители европейских, американских, а теперь уже и многих азиатских городов, которые молодёжь увидела воочию или с помощью кино и Интернета.

И здесь я бы хотел сделать два важных, на мой взгляд, вывода. Первый: условия быта, общественный настрой города, его нацеленность на будущее (а не сплошная ностальгия) - эти факторы сегодня становятся более важными для привлечения инвестиций в регион, чем финансовые льготы. Перспектива - вот основной аргумент для молодёжи (я не забыл, по каким критериям в 1982 году выбирал место своей работы после защиты диссертации в московском вузе). А под креативную молодёжь всегда придут инвестиции, они сами их затянут.

Второй: вся история Красноярского края - это история людей, настроенных на новое и большое: столыпинские переселенцы, демобилизовавшиеся пограничники, комсомольские стройки... даже в ГУЛАГ в основном проходили люди, которые имели свой взгляд на вещи и высказывали его вслух либо демонстрировали в деле. Это и есть наше главное конкурентное преимущество, на которое следует опираться в борьбе за национальное лидерство среди регионов, в борьбе за место в глобальной экономике, в борьбе за креативную молодёжь, за своё будущее.

В этом историческая миссия "Большого Красноярска".

* * *

Разумно было бы часть средств, которые край получил в качестве дополнительных бюджетных доходов (9 млрд руб. за 2006 год), направить на стимулирование тех видов деятельности в крае, которые создают современные технологии в добывающих отраслях (чтобы их меньше завозить), тем более что есть отличные краевые примеры. Например, использование биотехнологии извлечения золота, разработанной нашим академическим центром и применённую "Полюсом" на Олимпиадинском месторождении. А также на известные перспективные краевые проекты - Емельяновский авиахаб, Северный воздушный мост и кремневый проект в Железногорске, наконец, глубокая переработка древесины. Сегодня, при наличии таких денег, что сдерживает решение хотя бы последней очевидной проблемы? Тем более, что мы стоим на пороге (с 2008 года) резкого роста экспортных пошлин на "кругляк". Вдруг правительство проявит характер и настоит на своём, несмотря на "давление" Финляндии?

Валерий ЗУБОВ, профессор Сибирского федерального университета, депутат Государственной думы.