В эти дни - с 14 по 16 сентября - Алтайский край празднует 70-летие. За два года, которые у штурвала края находится новая команда крайадминистрации под руководством Александра Карлина (его инаугурация состоялась 25 августа 2005 года - прим. ИА REGNUM), экономическая ситуация в регионе стабилизировалась и сформированы предпосылки для долгосрочного роста. О том, с какими итогами Алтай подошел к этой знаменательной дате, какие перемены произошли в жизни жителей края и что еще предстоит сделать, корреспонденту ИА REGNUM рассказал глава краевой администрации Александр Карлин.

ИА REGNUM: Александр Богданович, по итогам 2005 года в Алтайском крае удалось замедлить тенденцию снижения показателей в различных секторах экономики. В 2006 году темпы развития экономики уже превысили среднероссийские. Что ожидает регион в этом году?

- Сейчас уже можно дать предварительные оценки процессов, происходящих в экономике края в текущем году. Позитивная динамика зарегистрирована в развитии всех секторов промышленного производства. Во многом этому способствует реализация программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае". Программный документ, принятый в 2006 году, стал стратегией роста: ведется модернизация производств, на предприятиях налажен выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции, развивается инновационная инфраструктура. По итогам первого полугодия 2007 года темпы роста производства промышленных предприятий превышают аналогичные показатели по Сибирскому федеральному округу.

Хорошо складывается год для сельскохозяйственного производства края. Уборка урожая идет со значительным опережением прошлогодних показателей. Причина не только в установившейся по краю теплой сухой погоде, не последнюю роль сыграло пополнение парка сельхозтехники. В этом году хозяйствами всех организационных форм закуплено более 500 новых зерновых комбайнов.

Результаты на лицо: в первом полугодии 2007 года по объему производства сельскохозяйственной продукции Алтайский край занял первое место в Сибири. Почти в два раза выше прошлогодних темпы ввода жилья, уверенно развивается потребительский рынок. Идет активная работа по реализации приоритетных национальных проектов, увеличивается заработная плата, индексируются пенсионные выплаты - соответственно повышаются доходы населения. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2007 году растет на четверть против аналогичных периодов прошлого года.

Я считаю, что мы сделали максимум от нас зависящего, чтобы сохранить относительно высокие темпы роста экономики и в дальнейшем.

ИА REGNUM: Как продвигается разработка стратегии развития Алтайского края до 2025 года?

- Разработчики уже представили в администрацию края документ, в котором определены возможные сценарии развития Алтайского края.

Отчет был направлен для рассмотрения в органы исполнительной и законодательной власти края, органы местного самоуправления, представителям регионального бизнеса, науки. Полученные замечания и предложения разработчики учли в дальнейшей работе, и в этом месяце будет подготовлен базовый вариант проекта стратегии, который мы обязательно представим на суд общественности.

ИА REGNUM: В рамках широкомасштабного обсуждения проекта стратегии отмечалось, что в регионе есть практически все необходимые ресурсы и предпосылки для создания машиностроительного, агропромышленного и фармацевтического кластеров. Каковы реальные перспективы?

- Хорошо, что наши "круглые столы" с участием общественности и бизнес-сообщества вызвали серьезный резонанс и позволили развернуть широкую дискуссию о путях развития краевой экономики. Механизмы создания кластеров уже отработаны мировой практикой, есть они и в России (к примеру, институты особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, поддержка экспорта продукции, субсидирование процентной ставки и налога на имущество, брендирование и т.д.). В то же время хочется подчеркнуть, что сам кластер не панацея. Для нас главные преимущества кластера - это обеспечение условий для постоянного диалога участников, выработка единых стандартов качества сырья, услуг и продукции.

Создание кластера зависит от множества составляющих: развитой энергетической, транспортной, финансовой инфраструктуры, государственной поддержки специализированных вузов и научных объединений, государственного стимулирования инвестиционной активности, обеспечения заказа на инновационные разработки, развитых межрегиональных контактов, выставочной деятельности. С этой точки зрения в крае просматриваются перспективы создания кластеров в машиностроении, агропромышленном комплексе и фармации. В машиностроении практически полностью задействованы мощности вагоностроительных предприятий, идет расширение литейного производства, растут кооперационные связи между заводами. Реформирование энергетики, модернизация инфраструктуры сетевых хозяйств, совершенствование угольной и повышение эффективности газовой отрасли создают предпосылки развития других производств.

Аналогичная ситуация в агропромышленном комплексе. Формирование внятной государственной политики на средне- и долгосрочный период, реализация региональных программ развития - вот стимулы для диверсификации сельхозпроизводства. Не случайно мы наблюдаем появление инновационных проектов в АПК, в частности производство биоэтанола, глютена, развитие современного птицеводства на промышленной основе.

Велики шансы создания фармацевтического кластера. На Алтае есть разработки ученых, проекты промышленных предприятий, учреждений лечебной и профилактической системы края, которые могут способствовать улучшению медицинского обслуживания, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Хотелось бы еще раз отметить, что экономика Алтайского края имеет значительные перспективы для роста, а перечисленные вами возможности развития конкурентоспособных производств есть, и они, бесспорно, могут быть реализованы в рамках кластерной политики государства.

ИА REGNUM: Текущий год стал успешным для сферы туризма. В связи с получением регионом статуса особой туристско-рекреационной зоны уже неоднократно звучали заявления о создании всесезонного туристско-рекреационного комплекса. Расскажите о работе, которую предстоит проделать в данной сфере.

- В октябре разработчики представят на утверждение концепцию создания и развития ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". Далее мы совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами будем разрабатывать план конкретных мер по обустройству "Бирюзовой Катуни". Планируется осуществить строительство гостиниц, культурно-развлекательных комплексов круглогодичного использования.

Предусмотрено возведение горно-лыжного комплекса с подъемниками. Со своей стороны мы также приняли ряд документов для осуществления на территории края государственной политики в сфере организации функционирования ОЭЗ. Для стимулирования инвестиционной активности принят закон Алтайского края, предусматривающий снижение для резидентов экономической зоны ставки налога на прибыль до 13,5%, что на 4 процентных пункта ниже действующей в России.

Алтайский край стал первым регионом страны, где уже состоялось назначение руководителя территориального органа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

В соответствии с трехсторонним Соглашением от 2 марта финансирование объектов внешней инфраструктуры этой местности будет осуществляться за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов на общую сумму 7,3 млрд рублей. С целью развития транспортной инфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" планируется реконструировать аэропорты г. Барнаула и г. Бийска. Реконструкция аэропорта в Бийске позволит добираться из европейской части России до основных туристских центров края за 6-7 часов. Ведь не секрет, что проблема дальних расстояний мешает провести отпуск на Алтае многим российским гражданам.

За счет субсидий из федерального бюджета предполагается финансирование реконструкции автодороги "Ая - Бирюзовая Катунь", строительства мостового перехода через реку Катунь у села Ая. В рамках достигнутых между администрацией края и "Газпромом" договоренностей в 2008 году начнутся работы по строительству магистрального газопровода, по комплексной газификации туристско-рекреационной зоны.

Для позиционирования проекта за пределами Сибири, привлечения внимания отечественных и зарубежных инвесторов он был представлен в этом году на тематических международных выставках во Франции, Германии, Санкт-Петербурге и Москве. Сегодня администрацией края рассматриваются предложения потенциальных инвесторов и резидентов туристско-рекреационной зоны "Бирюзовая Катунь" по строительству основных объектов общей стоимостью около 30 млрд рублей.

Начало положено, есть первые результаты. Думаю, что совместная работа всех уровней власти и бизнеса приведет к постепенному формированию конкурентоспособного комплекса с внушительным набором туристско-рекреационных услуг, что, в свою очередь, позволит интегрировать наш край в сферу международного туризма.

Не стоит забывать, что курортно-рекреационный комплекс края охватывает территорию Алтайского, Смоленского, Солонешенского и Чарышского районов, включая город-курорт федерального значения Белокуриху. Природные ресурсы, экологическая чистота, историко-культурное наследие и современное экономическое состояние этих районов дают основание для рассмотрения их в качестве единой курортно-рекреационной местности с развитой туристической инфраструктурой.

У туризма как отрасли экономики есть много преимуществ. Развивать туризм в крае - значит способствовать развитию торговли, строительства, сферы услуг, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций в регион. Эти задачи всегда будут приоритетными для администрации края.

ИА REGNUM: Планирует ли Алтайский край вновь претендовать на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа? Какая территория в полной мере отвечает заявленным требованиям?

- Да, мы обязательно будем претендовать на получение этого права. Тем более что в крае уже накоплен определенный опыт участия в различных федеральных конкурсах.

В настоящее время шансы стать ОЭЗ промышленно-производственного типа есть у города Новоалтайска. Его несомненным преимуществом является близость к промышленному центру края - городу Барнаулу, что дает возможность организовать на своей территории филиалы ряда барнаульских предприятий. Кроме того, некоторые новоалтайские заводы испытывают потребность расширения производственных мощностей. Близость Новоалтайска к Барнаулу позволит также осуществлять подготовку и повышение квалификации работников, рационально использовать трудовые ресурсы.

Рассматривается вариант создания особой экономической зоны в городе Бийске - в сфере производства продукции с использованием природных ресурсов Мунайского месторождения бурого угля.

Не должны исключаться и другие варианты создания особых экономических зон - например, в городе Рубцовске. И здесь хотелось бы видеть больше активности от глав городов, особенно в части проработки проектов с общественностью и бизнес-сообществом, формирования перечней инвестиционных проектов.

ИА REGNUM: В последнее время много внимания уделяется развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей региона. Каковы итоги этой работы и что предстоит сделать в дальнейшем?

- Объемы внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества значительно возросли. Внешнеторговый оборот за полгода увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в полтора раза. Активизировались экспортно-импортные операции со странами дальнего зарубежья. Больше чем на 70% выросли объемы экспорта. В его товарной структуре лидирует кокс, на втором месте по объемам экспортных операций - пиломатериалы и изделия из древесины. Востребованы за рубежом технологическое и котельное оборудование, продукция сельхозмашиностроения и химического производства. Одним из основных экспортных продуктов Алтайского края по-прежнему остается продукция сельхозпереработки, в частности, мука, поставляемая в Монголию и Таджикистан.

Несмотря на активный рост экспорта, регион в первом полугодии текущего года увеличил и показатели по импорту. 63% стоимостного объема импорта приходится на страны СНГ.

Регион стабильно лидирует в Сибирском федеральном округе по объемам внешнеторговых операций с Узбекистаном и Таджикистаном. Казахстан был и остается нашим основным стратегическим партнером среди стран СНГ. Второе место на сегодняшний день занимает Республика Белоруссия. Алтайский край остается одним из основных потребителей сельхозтехники из Белоруссии - тракторов, почвообрабатывающих комплексов. Большой популярностью у нас пользуется и бытовая техника белорусского производства. В свою очередь, в республику поставляется продукция наших производителей - Бийского котельного, Барнаульского шинного заводов, Барнаульского завода асбестовых технических изделий и других заводов.

Среди стран дальнего зарубежья нашими основными внешнеэкономическими партнерами остаются Китай и Германия. Наиболее тесные торгово-экономические и научно-технические связи сложились у края с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики. Делегации Алтайского края ежегодно принимают участие в Урумчийской ярмарке - самой крупной на северо-западе страны. Традиционным стало участие алтайских делегаций в работе ежегодной агропромышленной выставки "Зеленая неделя" в Берлине. Немецкому рынку интересны наши уникальные продукты: грибы, ягоды, в том числе облепиха, бальзамы - то, чего нет в Европе. Два алтайских предприятия уже работают совместно с германскими компаниями, производят продукцию на немецком оборудовании и поставляют ее в Германию. Хорошие перспективы имеются у сотрудничества в области производства рапсового масла и биоэтанола.

Не менее плодотворны связи Алтайского края с Германией и в гуманитарном аспекте. Общеизвестно, что Алтайский край является регионом проживания одной из самых многочисленных в Сибири диаспор российских немцев - 79 тысяч человек. Поэтому серьезное внимание в регионе уделяется вопросам развития культурной автономии российских немцев. В 38 муниципальных образованиях края действуют центры немецкой культуры.

В последние годы значительно активизировалось многостороннее сотрудничество шести регионов четырех стран Большого Алтая, куда входит и Алтайский край. В рамках Международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" уже реализуются многие совместные проекты в сфере развития международного туризма, защиты окружающей среды, культуры и образования.

У Алтайского края широкие межрегиональные связи: его продукция вывозится в 72 региона России, а ввозится в край - из 66 регионов. Администрацией Алтайского края заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве с 15 регионами Российской Федерации, многие из которых подписаны в последние два года - это договоры с Москвой, Республикой Татарстан, Новосибирской, Кемеровской и Белгородской областями. Подобный документ до конца года будет подписан и с администрацией Сахалинской области. Изучаем возможности сотрудничества с Мурманской областью.

В настоящее время межрегиональное сотрудничество края обретает новые формы - создание алтайских торговых домов в регионах России, к примеру, развитие сети дилерских пунктов по реализации продукции алтайских предприятий. Это здоровая тенденция, свидетельствующая о том, что край уверенно позиционируется в едином экономическом пространстве страны.

ИА REGNUM: Приближается знаменательная для всех жителей региона дата. Какие мероприятия, связанные с празднованием 70-летия Алтайского края, Вы бы отметили в качестве наиболее важных?

- Празднование посетит немало высоких гостей - руководителей федеральных ведомств, делегаций из регионов, с которыми у края сложились добрососедские отношения, налажено деловое сотрудничество. Приедут наши знаменитые, прославленные земляки, внесшие немалый вклад в развитие региона. 70-летие края - это праздник, который стал возможным благодаря сегодняшним ветеранам, трудившимся во благо родной земли многие годы. Поэтому чествование, награждение ветеранов и выдающихся жителей края станет его неотъемлемой частью. Постановлением администрации края утверждены положения об ордене "За заслуги перед Алтайским краем", о медалях "За заслуги в труде", "За честь и мужество", "За заслуги во имя созидания", "За заслуги перед обществом", "Родительская слава", о Почетной грамоте администрации Алтайского края. Очень важно, чтобы атмосферу юбилея чувствовали не только городские жители, но и селяне, от труда которых зависит слава Алтая как аграрного региона.

Вы правы, юбилей - очень значимое событие для края. К подготовке культурно-спортивных мероприятий, которые пройдут в городах и селах, привлечены лучшие творческие силы, и я уверен, что они получатся содержательными, интересными. Однако значимость юбилея не исчерпывается зрелищными акциями.

Впервые в честь юбилейной даты пройдут дни Алтайского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросам развития нашего региона, эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов власти будут посвящены пленарное заседание Совета Федерации, совещания и "круглые столы" в комитетах по бюджету, по аграрно-продовольственной политике. В рамках этих Дней в Совете Федерации пройдет обсуждение стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. В то же время представлению края как региона с богатой историей, разнообразием культурных традиций будут посвящены Дни культуры Алтайского края в Москве.

Среди проектов в рамках подготовки к юбилею немало мероприятий социально-экономического характера. В первую очередь, это завершение строительства или реконструкции многих объектов, долгие годы не ремонтировавшихся, недостроенных. В 2007 году сданы в эксплуатацию пять школ, девять объектов здравоохранения, строятся спортивные сооружения, стадионы, подходят к концу работы по реконструкции Алтайского краевого театра драмы, Государственной филармонии Алтайского края.

Для меня чрезвычайно важно, какие проекты в области образования, здравоохранения, культуры нам удалось реализовать в рамках подготовки к юбилею, какие целевые программы приняты в отраслях социальной сферы, чтобы обеспечить стабильное поступательное развитие края. Поэтому уверен, что юбилейная дата станет важной вехой в летописи славных дел Алтайского края, важным событием новой истории нашей малой Родины - неотъемлемой части великой и процветающей России.

Биографическая справка:

Александр Богданович Карлин родился в 1951 году в селе Медведка Тюменцевского района Алтайского края. В 1972 году с отличием окончил Свердловский юридический институт. Прошел все ступени профессионального роста, освоил сложный, многогранный труд в органах прокуратуры и юстиции, добиваясь совершенства в правовой работе.

Трудовую деятельность начал в прокуратуре города Бийска Алтайского края. Работал следователем, старшим следователем, помощником прокурора города, заместителем прокурора района в городе.

В 1982 году назначен заместителем прокурора города Барнаула, затем - начальником отдела прокуратуры Алтайского края, через четыре года переведен в Генеральную прокуратуру СССР, где замещал должности старшего прокурора управления, помощника Генерального прокурора СССР по особым поручениям, заместителем начальника управления. С 1992 года - начальник отдела управления, начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Высокий профессионализм, основанный на принципах государственности, характеризует деятельность А.Б. Карлина на ключевых должностях федерального уровня - статс-секретаря - первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации, первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

В 2004 году Александр Богданович возглавил и организовал деятельность нового подразделения администрации президента Российской Федерации - Управления по вопросам государственной службы, одной из основных задач которого является обеспечение реализации президентом Российской Федерации полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы. Под его руководством и при непосредственном участии подготовлены документы, определяющие концепцию реформирования и развития государственной службы Российской Федерации, проекты федеральных целевых программ и системообразующих федеральных законов, регулирующих государственно-служебные отношения.

25 августа 2005 года по представлению президента Российской Федерации Александр Богданович Карлин наделен полномочиями главы администрации Алтайского края Алтайским краевым Советом народных депутатов.

Кандидат юридических наук, профессор, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук. Заслуженный юрист РФ. Имеет почетные звания органов прокуратуры и юстиции.

За заслуги в обеспечении правовой политики государства, совершенствование государственной службы Российской Федерации имеет поощрения президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени.