На Украине на "заказные" социологические опросы находится покупатель, особенно во время избирательных компаний. И это отличает Украину от других стран, где большинство социологических фирм дорожат своей репутацией и не допускают обнародования в СМИ непроверенных цифр соцопросов. В таком мнении сошлись большинство участников круглого стола "Война цифр в социологических измерениях. Кому верить и почему?", который состоялся в Киеве 11 сентября в Институте социологии Национальной академии наук Украины, - передает корреспондент ИА REGNUM в Киеве.

"И эти "паленые" рейтинги появляются в эфире всеукраинских телеканалов, то есть между телевидением и "нарисованными" цифрами появился вполне конкретный посредник. Раньше этого не было", - говорит Ирина Бекешкина, научный руководитель Фонда "Демократические инициативы". Большинство участников круглого стола прогнозируют, что на завершающей стадии избирательной кампании, в день выборов, "у нас появятся также "паленые" exit-poll-ы". Что касается тех, так называемых социологических служб, которые злоупотребляют доверием, то руководитель фирмы "Юкрейниан социолоджи сервис" Александр Вишняк прямо назвал такие структуры. Это "Мониторинговый центр", Институт политических и социологических исследований им. Шевченко, "Всеукраинская социологическая служба". Последняя, по его словам, "на последних парламентских выборах в 2006 году "ошиблась" касательно рейтинга Партии регионов аж на 12 процентов, "нарисовав" "регионалам" 20% рейтинг, вместо полученных 32% по результатам голосования. "Некоторые соцслужбы, ссылаясь на "уличные опросы", "рисуют Соцпартии 4%. Но я таких "улиц" в стране, где так могут проголосовать, не знаю", - говорит Александр Вишняк.

По результатам круглого стола представители социологических служб, которые уже не первый год работают на Украине, предложили договориться о той стандартизированной форме, по которой следует представлять результаты социологических исследований. В первую очередь это касается того, "представлять цифры, исходя из количества тех, кто придет на избирательные участки или исходя из количества всех опрошенных респондентов. Директор компании R&B Евгений Копатько, участвующий в работе круглого стола, сообщил, "что договариваться об определенных стандартах мы будем уже на следующей избирательной кампании".

Большинство участников круглого стола согласились с мнением, что явка на выборах 30 сентября будет на уровне 63-67%. В то же время Евгений Копатько заметил, "что тенденция по явке идет на снижение, а выше активность избирателей, скорее всего, будет в юго-восточных регионах Украины, а ниже - в центре страны".