Игорь Александрович, Вы представляете федеральную власть в Коми-Пермяцком АО, который относится к тому разряду субъектов Российской Федерации, которые, будучи по конституции равны всем остальным, сталкиваются с многочисленными проблемами самостоятельного выживания. Сейчас активно обсуждается вопрос о возможном слиянии автономных округов с теми областями, которые для них были метрополиями в советском прошлом. Начат, например, процесс слияния Усть-Ордынского АО с Иркутской областью. Что вы думаете по поводу перспектив политического объединения субъектов федерации. Каковы могут быть экономические проблемы такого объединения?

Объединение субъектов федерации - еще не факт, а только инициатива. Она проявлена, по имеющимся у меня данным, Агинским Бурятским АО: он вышел с предложением в правительство России, Совет Федерации, инициатива была рассмотрена, но в связи с тем, что таких регионов в РФ больше десятка, было предложено и другим автономным округам рассмотреть вопрос о целесообразности объединения.

В связи с этим было проведено несколько встреч на уровне руководства Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, кроме того, с этой точки зрения инициатива была рассмотрена общественной национальной организацией - "Коми-Пермяцкий народ" - в Коми-Пермяцком АО. Не могу предугадывать результатов возможного референдума, поскольку только народ может сказать, стоит ли объединяться, есть ли необходимость в этом. Но если граждане в двух субъектах федерации - Коми-Пермяцком АО и Пермской области - заявят о своем желании создать один совместный субъект РФ, то потребуется целый ряд законодательных актов, которые бы этот вопрос регулировали.

С точки зрения экономической в настоящее время Коми-Пермяцкий автономный округ является дотационным на 77% из бюджета Российской Федерации. Поэтому, в целях сокращения разрыва бюджетной обеспеченности, было бы приемлемым объединить округ с сильным субъектом РФ. У Коми-Пермяцкого АО есть хорошие перспективы развития, однако, по различным причинам, в том числе в связи с малой населенностью региона, и слабым бюджетом, инвестор очень незаинтересованно подходит к обсуждению проектов, которые рождаются в Коми-Пермяцком АО. Как то - строительство железной дороги, в том числе для целей развития алюминиевой промышленности, разработка месторождений золота, алмазов, марганца, нефти, глины, кварцевого песка. Все это не получает в настоящее время достаточного развития.

Какие проблемы координации и объединения органов исполнительной власти соседних субъектов федерации могут быть решены уже сейчас, сколько для этого потребуется времени? Говорят, что обсуждение и принятие новой Конституции произойдет на втором сроке президентства Путина, в 2004-2008 годах, и именно тогда следует ожидать окончательного укрупнения и объединения регионов. Как много времени потребуется для реального объединения и координации их работ вот хотя бы органов налоговой полиции, других фискальных органов и т. п.

Объединение федеральных органов уже начато несколько лет назад. Налоговая полиция уже реорганизована и подчинена Пермской области, а в АО работает лишь подразделение - отдел управления налоговой полиции по Пермской области. Объединение уже осуществляется в других федеральных ведомствах, непосредственно замыкается на Пермь специалист Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, буквально осенью 2002 года управление юстиции по Коми-Пермяцкому АО и целый ряд других ведомств было переподчинено Пермской области. Но это лишь попытка предугадать волю народа, мы не можем указывать жителям субъекта, какие действия ему хотелось бы совершить. Звучали мнения, в том числе и общественной организации "Коми-Пермяцкий народ", о том, чтобы рассмотреть вопрос объединения не только с Пермской областью, но и - как альтернативу - с Республикой Коми, Кировской областью, либо остаться самостоятельным субъектом с изменением статуса. Но с точки зрения целесообразности, по разным аспектам, оптимальным было бы объединение с Пермской областью. Однако - ещё раз хочу подчеркнуть - мы не можем диктовать условия целому народу.

Достаточно ли делается сейчас для разъяснения инициативы, позиции федеральной власти в округе, чтобы народ принимал решения с полным знанием всех обстоятельств, выгод этого объединения и его последствий. Какие позиции в этом занимают местные органы власти?

Органы власти округа активно обсуждают эту тему и, в частности, в средствах массовой информации. В обсуждении непосредственно участвуют, и члены Совета Федерации и депутат Госдумы от Коми-Пермяцкого АО. Понимая, что решение остается за народом, нам, представителям власти, хотелось бы, чтобы при объединении народ не потерял, а приобрел, в том числе в экономическом и в социальном плане. Все это необходимо обсудить до вынесения вопроса об объединении на референдум, чтобы население округа и области чётко понимали, что они получают в результате объединения, либо что они теряют. Процесс должен быть не революционным, а эволюционным, и это не подвергают сомнению все представители власти.

Вы понимаете, что в результате такого объединения вы потеряете свою должность? Можете ли вы сказать, что это объединение, если оно состоится, может быть модельным для других регионов России?

За себя я не переживаю, ведь я не являюсь самостоятельным субъектом власти, я - сотрудник аппарата полпреда в Приволжском ФО. Если работу выполнять добросовестно, то этот вопрос не актуален. С точки зрения "модельной ситуации" тема объединения обыгрывается и в других субъектах РФ, но "сделать модель" - немного популистское высказывание. Мне это не интересно, важно сделать не быстро, а так, чтобы этот процесс прошёл безболезненно и эволюционно.

Игорь Александрович Журавлев - родился 11 декабря 1967 года в п. Майский Александровского района Владимирской области. После окончания средней школы (с золотой медалью) в Ульяновске - поступил в Ульяновское Высшее военное училище связи. После окончания училища (1989) четыре года служил в Группе Советских Войск в Германии, последовательно занимая должности: начальника радиостанции, командира взвода, командира роты, и.о. начальника штаба батальона связи. С 1994 - в Федеральной службе налоговой полиции: специалист, главный специалист, заместитель начальника оперативно-технического и поискового отдела. В1997-1999 получил второе высшее - экономическое образование. В 2001 - прикомандирован к аппарату полномочного представителя президента РФ в Приволжском ФО: работал в Чувашии, Кировской, Ульяновской областях. В 2002 выдержал конкурс на замещение вакантных должностей в кадровом резерве аппарата полпреда и 29 августа 2002 назначен федеральным инспектором в Коми-Пермяцком АО. Женат, имеет сына.