На Украине в настоящий момент три основные политические силы - Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко и "Наша Украина - Народная самооборона" проводят сбор подписей с целью проведения всеукраинского референдума по народной инициативе. Известно, что пропрезидентская партия уже даже собрала 2 миллиона подписей из требующихся 3 миллионов. В то же время перспективы проведения в стране легитимных референдумов довольно туманны, в первую очередь из-за устаревшего законодательства в этой сфере. Сложившуюся ситуацию корреспонденту ИА REGNUM комментирует экс-председатель Центральной избирательной комиссии Украины Михаил Рябец (1997-2004 годы). Именно при Михаиле Рябце президенту Леониду Кучме удалось провести единственный всеукраинский референдум по народной инициативе, который состоялся в 2000 году.

ИА REGNUM: Каковы шансы у Партии регионов организовать на Украине референдум по народной инициативе относительно вопросов статуса русского языка и НАТО?

Если Партия регионов организует проведение этого референдума в соответствии с требованиями Конституции и закона "О всеукраинском референдуме", тогда вопросы, которые выносятся на референдум, имеют реальное воплощение в жизнь. Пока мне не известно, чтобы в каких-то регионах были проведены собрания граждан, которые бы создали инициативные группы по сбору подписей. Если такие собрания будут проведены в соответствии с требованием закона, и если ЦИК зарегистрирует инициативные группы и будет разрешен сбор подписей, то это вполне реально.

ИА REGNUM: Но ведь раньше и другие политические силы организовывали сбор подписей для проведения референдума по народной инициативе, в том числе по вопросам НАТО и русского языка. Почему у них не получилось провести референдум?

Да, действительно, объединенные социал-демократы во время прошлых парламентских выборов организовали сбор подписей абсолютно в соответствии с требованием Конституции и закона. А референдум не был назначен потому, что свои обязанности по проведению референдума по народной инициативе не выполнил президент Украины. Он обязан был провозгласить референдум так, как это было сделано в 2000 году. Конституция обязывает его огласить дату проведения референдума в течение месяца после принятия решения центральной избирательной комиссией о том, что в соответствии с требованиями закона собрано более трех миллионов подписей граждан в более чем двух третях регионов Украины. Заинтересованные организаторы проведения всеукраинского референдума имеют право обратиться в суд с требованием признать неправомерной бездеятельность главы государства в этом вопросе.

Мы много сегодня говорим о правовом государстве, но, к сожалению, мы очень медленно идем к осуществлению этого понятия. Есть статья 19 Конституции, которая обязывает институты власти и должностных лиц действовать в рамках Конституции Украины и исполнять свои обязанности в соответствии с требованиями основного закона и законов Украины. К сожалению, мы сегодня говорим о том, что глава государства в данном случае не выполнил требований Конституции Украины.

ИА REGNUM: А если Виктор Ющенко снова не подпишет документы по поводу проведения референдума по народной инициативе? Ведь подписи сегодня собирают ещё и БЮТ, и блок "Наша Украина - Народная самооборона"?

Если президент снова не подпишет, то у нас есть Конституционный суд, который должен давать оценку конституционности действий или бездействия президента. Если говорить о процедуре импичмента в отношении Виктора Ющенко - у нас в Конституции прописана возможность импичмента, но она законодательно не урегулирована. Поэтому в данном случае мы можем говорить только о какой-то политической ответственности президента.

ИА REGNUM: Какой статус будет иметь референдум, который собираются организовать "регионалы"?

Статус референдума будет зависеть от того, как будут сформулированы вопросы. Дело в том, что закон о референдуме на Украине устаревший и во многом не соответствует требованиям Конституции. Закон предусматривает возможность поведения референдума, как с принятием обязательных решений, так и референдума, который носит совещательный характер. Есть решение Конституционного суда касательно референдума, который проводился на Украине в 2000 году. И в этом толковании КС четко определено, что любые решения, которые приняты на всеукраинском референдуме, должны быть утверждены в Верховной раде путем принятия закона о внесении изменений в Конституцию Украины конституционным большинством, то есть не менее чем 300 голосами народных депутатов.

ИА REGNUM: В таком случае, зачем проводить референдум, если все равно нужно голосование в Верховной раде конституционным большинством голосов?

С одной стороны, закон сегодня предусматривает проведение таких мероприятий, как референдум по народной инициативе. С другой - в процессе реализации этого решения может быть законодательно урегулирована проблема законодательного принятия таких решений. Имею в виду процедуру имплементации в Конституцию решений, принятых на всеукраинском референдуме. Можно внести изменения в Конституцию Украины без проведения референдума, за исключением трех глав основного закона. Но понимаете, одно дело мнение 300 народных депутатов, другое - народа Украины.