Александр Пасхавер - украинский экономист, внештатный советник президента Украины по экономическим вопросам: президент Центра экономического развития (Украина) в своей статье для ИА REGNUM рамышляет о разных концепциях развития экономик Украины и России.

Украина в 1991 году представляла собой осколок народно-хозяйственного комплекса СССР, как бы обрезанный со всех сторон. Он не был самостоятельным и представлял в значительной мере военно-промышленный комплекс. Развал Советского Союза был колоссальной силы депрессивным ударом по экономике Украины. Последние 16 лет мы, в сущности, преодолевали последствия этого удара.

Сейчас у нашей страны уже создан единый народно-хозяйственный комплекс. Это далось непросто, это было болезненно и это было конкурентно. Крупный капитал, сформировавшийся в виде региональных кланов, вышел за пределы своих регионов и ведет свои хозяйственные и политические действия на всей территории страны.

Что такое капитал - это энергия. Его можно сравнить с электрической энергией или энергией волн. Энергия - это очень полезная вещь. Но если вы плохо ее регулируете, то она становится разрушительной. Требовать, чтобы капиталист сам учитывал народно-хозяйственные интересы страны - это неверно в корне. Надо создать такую систему регулирования, при которых реализация интересов капиталиста будет ложиться в русло развития народно-хозяйственного комплекса страны. Я бы сказал, что эта энергия капитала всегда жестко регулируется в России. Но я бы очень не хотел, чтобы она так же регулировалась на Украине. В России своя историческая матрица, которая заключается в первенстве интересов государства над интересами капитала. То есть, в монополистическом подчинении интересов капитала интересам государства. Поэтому можно говорить о России, как о государственной монополии в сфере хозяйствования. Исходя из этого, во взаимодействии со всякой крупной российской компанией существует риск ее неэкономического поведения. Это то, что мы не можем не учитывать, выстраивая взаимоотношения с российским бизнесом.

То, что происходит на Украине - это есть свобода в условиях незрелого гражданского общества. Как по мне, такая свобода, к слову весьма несовершенная, предпочтительнее, чем несвобода в самых комфортных условиях. Когда мы говорим о сравнительной цене свободы, думаю, что людям, которые ставят вопрос в такой плоскости, в действительности она не нужна. Ведь мы с вами не рассуждаем о сравнительной цене кислорода?! Я не знаю, как еще учиться свободе и демократии, иначе, чем практиковать их. Как будут развиваться взаимоотношения бизнеса и власти на Украине? Они будут развиваться естественным образом. У нас, в отличие от России, страна стихийного развития экономики, страна слабого государства. Это конечно связано с особенностями нашей истории. Наш народ не имел своего государства, не доверяет государству. В этом нашем историческом пороке есть и позитивное начало. Мы растем не как здание, а как дерево, более естественно.

Что касается украино-российских экономических взаимоотношений, то они не могут не развиваться по нарастающей в меру роста наших экономик. Сегодняшние цифры товарооборота между нашими странами - это наверстывание упущенного в 90-е годы. Есть в этом росте определенные опасности. Наши политические стратеги должны учитывать, что экономика в государстве, которое доминирует над экономикой, может стать орудием государственной политики. Что касается так называемых предпочтений в наших взаимоотношениях с Россией, то я против заданных чиновниками приоритетов. Мы не знаем будущей структуры наших экономик. Это обнаружится. Сейчас сложились такие условия, когда мы стали выгодны друг другу. Думаю, было бы нелепо дать возможность чиновникам Украины и России сдерживать энергию наших капиталистов планированием приоритетных сфер взаимодействия.

Крупный украинский частный капитал, на мой взгляд, играет позитивную роль в российско-украинских экономических отношениях. Не только в их развитии, но и с точки зрения отставания национальных интересов Украины. Реализуя собственные интересы, он обеспечивает субъектность и паритетность Украины, предотвращая вполне реальный риск превращения нашей страны в пассивное поле приложения транснационального и российского капитала.