Обзор чеченских СМИ с 15 по 31 августа 2007 года

В начале минувшей недели генпрокурор Юрий Чайка доложил президенту Владимиру Путину об аресте десяти человек, подозреваемых в причастности к убийству обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, застреленной 7 октября 2006 года в Москве у своего дома на Лесной улице. Как позже пояснил на специальной пресс-конференции Юрий Чайка, это - предполагаемые организаторы, пособники и исполнитель преступления. В их числе оказались и пятеро бывших сотрудников МВД и ФСБ, которые, по мнению следствия, помогали убийцам вести слежку и собирать информацию о жертве.

На следующий день после пресс-конференции генпрокурора стало известно, что по делу об убийстве Анны Политковской объявлен в розыск бывший оперуполномоченный столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов, который стал одиннадцатым подозреваемым в убийстве. Полный список подозреваемых, арестованных с 15 по 23 августа, выглядит так: Алексей Беркин, Дмитрий Лебедев, Олег Алимов, Магомед Димельханов, Ахмед Исаев, Сергей Хаджикурбанов, Дмитрий Грачев, Павел Рягузов, Тамерлан Махмудов, Джабраил Махмудов и Ибрагим Махмудов. По словам генпрокурора, также удалось установить и заказчика убийства Политковской, который, однако, пока недоступен для следствия, поскольку находится за границей.

Внимательно изучил заявленную тему обозреватель газеты "Чеченское общество" Мурад Магомадов, который, опираясь на ряд материалов в центральных СМИ, также уделивших большое внимание заявлению генпрокурора РФ Юрия Чайки, подготовил обзорную статью. В заключение журналист высказывает свое отношение к данной теме: "То, что уже названа фамилия Хож-Ахмеда Нухаева, показательно. Традиционно считается, что Нухаев проживает в настоящее время в Лондоне. Между тем, его странное молчание и полное отсутствие каких-то интервью в прессе по обвинению в убийстве американского гражданина Хлебникова крайне загадочно. Есть даже версия, что он погиб несколько лет назад в Дагестане, пробираясь вместе с отрядом полевого командира Руслана Гелаева из Чечни в Азербайджан. Но в любом случае его молчание оказывается на руку тем, кто хотел бы повесить очередное убийство на лондонских чеченцев. А уж от них и до Березовского недалеко". ("Чеченское общество", № 16 от 30 августа 2007 года, "Анна и "чеченский след")

Памяти первого президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова на прошлой неделе было посвящено большое количество мероприятий. Проводились торжественные заседания, подводившие итоги сделанного, состоялись фестивали патриотической песни и детского творчества под лозунгом "Любим и помним", по всей республике прошли обряды жертвоприношений. Строители, спортсмены, артисты и многие другие посвятили свои достижения и победы памяти Ахмада Кадырова, "отдавшего свою жизнь во благо сегодняшнего дня". Дню рождения Ахмада-хаджи были посвящены и благотворительные акции, участниками которых стали международные гуманитарные организации. Объектами благотворительности стали пациенты психиатрической больницы с. Дарбанхи Гудермесского района, психиатрической больницы с. Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района, грозненского Дома престарелых, грозненского психоневрологического Дома ребенка № 2. Сюда были доставлены одежда, продукты питания и другие жизненно необходимые вещи, недоступные социально уязвимым категориям населения, сообщает журналист Карина Садулаева. ("Газета плюс", № 70 от 29 августа 2007 года)

"Самым знаменательным событием не только уходящего месяца, но, пожалуй, и для всей истории чеченского народа стал факт участия президента Чечни Рамзана Кадырова в церемонии омовения стен святыни ислама - храма Каабы", - сообщает газета "Вести республики". По мнению автора статьи, "честь, оказанная Рамзану Ахмадовичу Кадырову королем Саудовской Аравии Абдаллой II, свидетельствует о чистоте помыслов и признания деятельности президента Чеченской Республики". Подобной чести удостаивались всего несколько руководителей мусульманского мира. Генконсул РФ в Джидде Мирпаша Зейналов, комментируя визит Кадырова и его участие в омовении Каабы, сказал, что "президент Чечни является первым и единственным россиянином, которому оказана подобная честь". Это знаковое событие не только в моральном, но и политическом отношении, ибо означает признание всего мусульманского мира, считает автор статьи. Знаковое еще и потому, что церемонии омовения участвовал и сам Абдалла II, который в последний раз принимал участие в этой процедуре 18 лет назад. Исключением из установленных для всех посещавших святыню делегаций правил явилось и то, что по просьбе Рамзана Кадырова внутрь Каабы смогли войти и все члены правительственной делегации Чечни, что еще раз подчеркивает степень проявленного к руководителю Чеченской Республики уважения, пишет автор статьи. ("Вести республики", № 123 от 28 августа 2007 года)

Люди стали возвращаться в горы. Это хороший знак, считает автор опубликованной в газете "Молодежная смена" статьи "Хозяин гор" Алпа Газиева. В высокогорное село Шарой даже в советские времена люди не спешили ехать. Причин несколько: не было работы, перебои с электричеством, плохие дороги, а о газе и мечтать не приходилось. Но в последнее время люди потянулись в Шарой. Автор с впечатляющими подробностями рассказывает о том, как начальник местного РОВД Муслим Исаев помогает приезжающим шаройцам обустраиваться. Ситуация довольно нетипичная - обычно эти проблемы решают руководители местных администраций. Среди множества примеров автор публикации приводит и этот: "Пресловутое озеро на целых восемь дней отрезало район от внешнего мира. Решительные действия сотрудников местного РОВД жители района оценили, как действия мудрого отца большого семейства. Уже один этот пример в глазах людей не только поднял рейтинг милицейского работника, но и преподал пример поведения в чрезвычайных ситуациях. Здесь, в горах, все на виду: успехи и промахи, отвага и трусость. И когда начальник районного отдела внутренних дел почти вслепую пробивал дорогу, будучи в роковой близости с пропастью, только чтобы отправить транспорт за продуктами питания для плененных стихией людей, естественно, он, сам того не сознавая, проторил тропинку доверия к сердцу каждого горца". ("Молодежная смена", № 66 от 25 августа 2007 года)

В Грозном завершился международный форум "Ислам - религия мира и созидания", посвященный памяти первого президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова. Памяти человека, который олицетворял собой символ борьбы народов Северного Кавказа за мир и целостность России, пишет газета "Вести республики". Форум, прошедший в республике с 22 по 23 августа, можно смело назвать миротворческим, считает издание. Для участия в работе форума в Чечню приехали религиозные деятели из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников форума были: председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, верховный муфтий суннитов Ирака шейх Ахмед Аль-Самари, председатель Шариатского суда Иордании г-н Мохаммед Абдулкадер Абдурахман, верховный муфтий Республики Казахстан Дербисали Абсаттар-Хаджи, муфтий Киргизии Муратали-ажы Жуманов, муфтий Республики Таджикистан Негматулло Олимов, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, председатель Буддийской традиционной сангхи России Санджи-лама, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений Москвы Зиновий Коган, а также представители религиозных и общественных организаций из США, Австрии, Сирии, Йемена, Азербайджана, муфтии северокавказских регионов России, деятели науки, политики и т.д. В завершение работы форума участники приняли итоговую декларацию и обращение к президенту РФ Владимиру Путину, руководителям государств, чьи представители участвовали в форуме, и духовным лидерам, в котором выразили озабоченность нарастанием в мире антиисламских и антирелигиозных настроений. Было принято решение о проведении такого форума ежегодно, с участием представителей всех традиционных мировых религий. Также Духовным управлением мусульман Чечни и Региональным общественным фондом имени Ахмада Кадырова были учреждены международная "Премия за мир" и Золотая медаль, которые будут вручаться за заслуги в утверждении мира и процветания. ("Вести республики", № 122 от 25 августа 2007 года)

Под рубрикой "Свободная трибуна" газета "Чеченское общество" опубликовала статью журналиста Абдулы Ицлаева "Война с тенями, которые исчезают". "За последние семь лет в республиканских СМИ не появилось ни одной по-настоящему "резонансной" публикации. Население, огражденное от доступа к достоверной информации, продолжает судить о результатах борьбы с терроризмом и бандитизмом исходя из данных "бабки", которая что-то, где-то якобы сказала. "Выработалось" огромное недоверие ко всему, что исходит из официальных источников - прокуратуры, МВД: они до сих пор то ли хранили упорное молчание, то ли дозировали информацию настолько, что поверить ей было просто невозможно", - пишет автор и напоминает о том, что "некоторое время назад Общественная палата ЧР выдвинула почти три десятка предложений с рекомендацией реализовать их на практике". В частности, предлагалось "ТВ осуществлять показ судебных заседаний по уголовным и гражданским делам с тем, чтобы население наглядно видело работу адвокатов, государственных обвинителей, а также справедливое (несправедливое) решение суда" и "возбудить серию показательных уголовных дел для привлечения к ответственности представителей правоохранительных органов, которые применяли пытки и внесудебные казни мирных граждан Чеченской Республики".

В частности, еще в конце 2000 года Минпечати республики предложило военным и правоохранительным органам решить вопрос о проведении серии открытых судебных процессов с тем, чтобы население своими глазами увидело, кто и за что привлекается к уголовной ответственности, какова степень вины обвиняемого, насколько справедлив приговор... Предполагалось, что СМИ республики будут широко освещать эти процессы, что в эфир пойдут прямые трансляции и т.д. Несмотря на очевидные "плюсы", которые сулила реализация этой инициативы, она не была поддержана, прежде всего военными. Более того, спецслужбы, прокуратура сделали все возможное, чтобы в местные СМИ просачивалось как можно меньше информации о наиболее "громких делах". В связи с этим, по мнению автора статьи, "в республике к настоящему времени создалась парадоксальная ситуация: силовые и правоохранительные структуры сообщают, например, о нейтрализации якобы известного всем и вся "бандглаваря", на самом же деле ни фамилия, ни имя этого человека населению вообще ни о чем не говорят". "В результате оно делает единственно возможный вывод: ради очередной "галочки" милиция и ФСБ "записала" в "лидеры НВФ" еще одного "несчастного". ("Чеченское общество", № 15 от 15 августа 2007 года)

Проблеме возрождения в Чеченской Республике начальной школы на родном языке посвятил свою статью под заголовком "Зачем учить? Чему учить? Как учить?" политолог Эдилбек Хасмагомадов. Этот вопрос обсуждается уже не одно десятилетие. Буквально с момента восстановления Чечено-Ингушской автономии отдельные представители национальной интеллигенции ставили вопрос о переводе начальной школы на чеченский язык обучения. Но решение вопроса постоянно откладывалось под предлогом общей неготовности к такому переходу: нет учителей, нет учебников, нет соответствующих учебных программ и т. д. А немного позднее полный отказ от национальной школы был назван выдающимся достижением советского интернационализма, после чего ни один партийный или советский функционер ни за что не взял бы на себя инициативу по созданию чеченской национальной школы, пишет автор. И только теперь, почти двадцать лет спустя, республиканские власти публично заявили о своей решимости возродить в Чечне начальную школу на родном языке. Проблем, связанных с этим, предостаточно, в том числе и негативная реакция части родителей, заранее обеспокоенных тем, что их чада не смогут в достаточной мере овладеть русским языком. Размышляя на эту тему, автор предостерегает: возрождая чеченскую начальную школу, нельзя ущемлять законные права детей других национальностей. Многие чеченцы старшего поколения до сих пор с горечью вспоминают, как в Казахстане или Киргизии вместо родного языка им пришлось учить казахских или киргизский. Поэтому в республике, помимо чеченской школы, должна существовать реальная альтернатива в виде школы русской, ногайской или кумыкской, а уж родители сами определят, в какой школе будет учиться их ребенок. ("Голос Чеченской Республики", № 14 от 25 августа 2007 года).