Постсоветский период ознаменовался не только появлением независимых государств, но и активизацией множества латентных процессов. В частности, обрели новое значение и функции национальные диаспоры. С течением времени они стали играть не только важную гуманитарную, но и политическую роль, лоббируя в своих странах те или иные вопросы в интересах своей родины. С июля 2002-го года, когда президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ о создании Госкомитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, официально стартовало становление азербайджанской диаспоры. Вряд ли будет преувеличением сказать, что одним из самых весомых мотивов, если не самым весомым, для начала формирования Азербайджаном своей диаспоры стало наличие мощнейшего армянского лобби, или, как называют свою диаспору сами армяне, "спюрка". Баку стал планомерно налаживать контакты с азербайджанскими общинами по всему миру. Еще когда Госкомитет начинал деятельность, его руководитель Назим Ибрагимов в интервью бакинской газете "Эхо" заявил, что одной из основных задач является "противодействие армянскому лобби". Это тема красной нитью проходит и во многих информационно-аналитических материалах СМИ Азербайджана, касающихся диаспоры. Таким образом, комитет своим существованием в определенной мере даже "обязан" армянской стороне, ибо создавался как инструмент противодействия.

"Бэкграунд" или историческая предыстория двух диаспор также имеет свои особенности. В азербайджанских источниках часто упоминается, что Азербайджану необходимо противостоять деятельности армянской диаспоры, которая функционирует около века.

Следует отметить, что армянский "спюрк" стал возникать еще в эпоху раннего средневековья. Крупные армянские общины возникли в Византии, Польше, Трансильвании, позднее в России, Индии и т.д. Самыми примечательными "достижениями" армянской диаспоры в исторической эпохе могут считаться приход к власти в Византии династии императоров с армянским происхождением в 9-11 веках, издание первой армянской книги в Венеции в 1512-ом году и т.д. Само армянское царство Киликии на северо-восточных берегах Средиземноморья в 11-14 веках фактически может считаться государством "армянского спюрка", когда в условиях падения государственности в самой Армении массовый отток армян в данный регион создал базу для возникновения армянских княжеств, а позднее независимого царства.

Вследствие Геноцида армян в Османской Империи в 1915м году тысячи армян оказались разбросанными по всему миру, что придало совершенно новый облик "спюрку" и стало формировать ту идеологию армянской диаспоры, которая фактически действует ныне. В некотором отношении само явление спюрка начинает отождествляться с Геноцидом. В результате диаспора стала количественно почти троекратно преобладать над населением самой Армении. После 1915-го спюрк преобразовался в один из основных стратегических компонентов армянской действительности.

Видимо, ввиду вышесказанного, в Баку принято говорить только о столетнем возрасте армянского спюрка, оставляя в стороне ее многовековую историю. Но, вероятно, здесь можно углядеть и иную подоплеку: в Азербайджане постоянно сбрасывается со счетов история армян, и говорить о многовековой армянской истории там, мягко выражаясь, не принято, это может разрушить существующие мифы - в частности, относительно исторической принадлежности Нагорного Карабаха, породить ненужные вопросы. Таким образом "столетний возраст" становится наиболее оптимальной азербайджанской трактовкой возраста армянской диаспоры с любой точки зрения.

Между тем, азербайджанская диаспора - явление новейшей истории. Само это понятие фактически находится в стадии становления. Диаспора формируется в основном за счет иранских азербайджанцев, покинувших Иран после исламской революции 1979-го года, и тех, кто покинул Азербайджан в последние десятилетия. Правда, исключением в данном случае является Азербайджанская ассоциация Америки, которая была создана в 1956 году и является, можно сказать, древнейшей азербайджанской зарубежной организацией. А на более ранней стадии такого понятия попросту не существовало.

Насколько исторический фактор станет существенным в вопросе восприятия в третьих странах азербайджанской диаспоры, особенно в контексте вероятной "конкуренции" азербайджанских и армянских "спюрков"? Будут ли в обществе или политических кругах этих стран учитывать традиционность армянской диаспоры и "новизну" азербайджанской диаспоры, или будут исходить из нынешних практических реалий? Время покажет, но, видимо, полностью игнорировать "исторический стаж" все же не следует. К примеру, в Венгрии армяне обладают официальным статусом "национального меньшинства, основавшего Венгрию" (подобных нацменьшинств в этой стране 13). Это дает право на самоорганизацию общины, внутренние выборы лидеров общин. Законодательством регулируются отношения с властями, в частности, наличие представителя в парламенте, вопросы государственных дотаций, охраны исторических мест и т.д. Получить такой "привилегированный" статус азербайджанской стороне не удастся именно ввиду уже сложившихся реалий. Критерием для получения статуса является пятивековое беспрерывное проживание данной этнической группы в Венгрии и участие в развитии государства.

Заметим, что практически во всех странах с армянским населением, армянские общины внесли свой вклад в развитие экономики, культуры, науки или военного дела этой страны. Практически любой гражданин Ливана расскажет об армянах, положительно повлиявших на оживление их экономики; во Франции и Бельгии само слово "армянин" чуть ли не отождествляется с именами Шарля Азнавура или Анри Верноя; в той же Венгрии трое армянских военных были в числе руководителей революции 1848-го года; в Болгарии все знают телезвезду Саркиса Саркисяна, директора "BulBank"-а Амбарцумяна, и т.д. Этот наработанный капитал объективно создает позитивный имидж "трудолюбивого и созидательного" армянина. У азербайджанской диаспоры на сегодня такого багажа нет. А попытка разрушить данный позитивный имидж может обернуться "рикошетом", поскольку армянской стороне реально намного легче работать с общественным мнением этих стран.

Другая особенность в том, что армянская диаспора не создавалась по инициативе самой Армении. То же самое можно сказать и о греческой и еврейской диаспорах. Последняя, так же, как и армянская, возникала еще до обретения независимости этих стран. В случае с Баку - диаметрально противоположная картина. Азербайджан сам создает свой "спюрк". Достаточно сказать, что 12 из 13-ти азербайджанских организаций США созданы после провозглашения независимости Азербайджана, из них шесть - только за последние четыре года, то есть после основания вышеназванного Госкомитета по диаспоре. Более того, официальный Баку практически вытесняет те организации диаспоры, которые не входят в зону влияния самого Госкомитета. Рассмотрим пример России, где действуют три основные организации азербайджанской диаспоры - Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК), Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России (ФНК "АзерРос") и Движение во имя Азербайджана (ДВА). Первая создана по инициативе посольства Азербайджана, на базе официальных директив Гейдара Алиева. Когда создавался ВАК, "АзерРос" уже 2 года существовал не только в Москве, но и в российских регионах. Основатель "АзерРоса" Союн Садыков опередил официальные власти и, как сам рассказывает в интервью бакинской газете "Зеркало", "пошли ко мне ходоки из посольства Азербайджана - сам посол и его приближенные - с просьбой "поделиться регионами", чтобы они вошли в состав учредителей ВАК" ("Зеркало", "Страны СНГ должны поставить ультиматум Армении", 25.06.2004).

Садыков вначале пошел навстречу властям. "Я тем более торопился, узнав, что Гейдару Алиевичу послан рапорт из посольства о создании ВАК, хотя, на самом деле, шли только переговоры", - рассказывает лидер "АзерРоса". Однако вскоре пути разошлись, и Баку начал "охоту" за бывшим соратником. В прессе Азербайджана начала муссироваться информация о связях Садыкова со спецслужбами России, посольство игнорирует его круглые столы, началась компания "черного пиара". "ВАК ведет грязную работу, что не делает ему чести. Почему-то в Конгрессе всех особенно раздражает, что я родом из Грузии", - рассказывает Садыков в том же интервью.

Не лучше и ситуация с Ильгаром Гасымовым, основавшим Движение во имя Азербайджана - те же обвинения в связях с российскими спецслужбами, отказ мэрии Баку предоставить помещение для организации общественных мероприятий, 30 кандидатов в депутаты, поддержанных ДВА, сталкиваются с бюрократической волокитой в ходе парламентских выборов 2005 г., в Азербайджане создается организация с идентичным именем Движение во имя Азербайджана - альтернатива "непослушному" Гасымову. "Если у кого-то есть факты о моих связях с российскими спецслужбами - пускай обнародуют", - заявляет Гасымов, однако никто никаких фактов почему-то не публикует. Практически та же картина с Конгрессом Азербайджанцев Мира, созданным уроженцем Ирана Джевадом Дерахти, которого вытесняют Конгресс Азербайджанцев Европы, Форум Азербайджанцев мира.

Представитель общеармянской организации "Ай дат" в Ереване Киро Маноян по этому поводу заявляет: "Азербайджанская диаспора больше похожа на агентуру влияния, и в общественно-политическом восприятии зарубежных стран постепенно укореняется мнение, что азербайджанская диаспора более всего является инструментом влияния официального Баку, нежели культурно-общественной организацией самих зарубежных азербайджанцев. Откровенное стремление Баку контролировать свою диаспору только подтверждает этот подход".

Айкарам Наапетян - тюрколог, политический обозреватель Общественного телевидения Армении.