Обзор самарских СМИ за 30 - 31 августа 2007 года.

ПОЛИТИКА

"Ведущим ФПГ и всему самарскому бизнесу придется заново выстраивать отношения с региональной властью", - пишет газета "Самарское обозрение". Издание пишет: "Смена власти в Самарской области означает конец отношениям, которые были выстроены Константином Титовым с региональными бизнес-группами, и наоборот. Ведущим ФПГ области придется заново искать подходы к "Белому дому", однако далеко не всех там встретят с распростертыми объятиями. По мнению аналитиков, позиция Титова, использовавшего свой административный ресурс в пользу местных ФПГ, рано или поздно должна была привести к конфликту. C уходом Константина Титова со своего поста для финансово-промышленных групп региона началась новая жизнь. Выстроенные схемы отношений, лоббистский ресурс в лице губернатора области, инвестиционные программы, бюджетное вливание в проекты и т.д. - все теперь придется "пробивать" заново. 16-летнее правление областью Константина Титова сказалось на бизнесе всех крупных предприятий региона: ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "Куйбышевазот", ОАО "Самарский завод "Авиакор", СП "GM-АвтоВАЗ", ОАО "СНТК им. Кузнецова". Все, что на них происходило в последние годы, так или иначе связано с именем экс-губернатора. Тольяттинский автозавод является (или теперь являлся) для Константина Титова, а вместе с ним и для Самарской области, основной кровеносной артерией, за счет которой формируются региональный бюджет и социальная обстановка в регионе. Областные власти в этом убеждать никогда не приходилось - это аксиома, не требующая доказательств. Появление СП "GM-АвтоВАЗ", так же, как и строительство под Кинелем завода "Балтика-Самара", администрация Константина Титова причисляла к ряду собственных достижений, обеспечивая в регион приток сторонних инвестиций. Проекты ОАО "Куйбышевазот" (производства полиамида, кордной нити и ткани) реализовывались под непосредственным патронажем областных властей. Многострадальный Самарский авиационный завод до сих пор относят к одному из любимых предприятий экс-губернатора, и начало производства на нем Ан-140 во многом его заслуга. Из-за плачевного состояния дел на "СНТК им. Кузнецова" Константин Титов был вынужден просить за предприятие у президента Владимира Путина на майском саммите в "Волжском Утесе". Результатом этого прошения можно считать недавнее создание корпорации "Двигатели НК" на базе СНТК. Отношения Константина Титова с самарскими нефтяниками вообще являются отдельной темой его эпохи. Достаточно вспомнить встречи Титова и опального руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского, на которых заключались договорные отношения, существенно увеличивавшие поступление нефтяных денег в бюджеты. Перечислять тех, к кому была лояльна "титовская" администрация, можно долго. Столько же места может занять перечисление тех, с кем у экс-губернатора не складывались отношения и с кем у него разворачивались информационные войны. Всех их - и партнеров, и врагов Константина Титова объединяет одно - новый губернатор Самарской области Владимир Артяков".

Газета приводит мнения аналитиков о том, что последует за сменой власти в регионе: "По мнению аналитика ИК "Финам" Константина Рейли, первыми почувствуют перемены финансовые структуры и банковские круги. "Вероятно определенное перераспределение денежных потоков. Наиболее вероятна смена расклада в банковском секторе. В первую очередь это касается денежных потоков нефтяного и газового комплексов. "Газпром" и "Роснефть" стремятся к тому, чтобы обслуживание денежных потоков нефтяных и газовых предприятий региона перешло к их банкам - ВБРР и "Газпромбанку", - говорит аналитик. Кроме того, под вопросом окажутся все бюджетные схемы, практикуемые старой администрацией. Не исключено, что теперь бюджетные средства начнут работать через окологосударственные банки. Большинство аналитиков склонны считать, что с приходом Владимира Артякова повысится влияние в регионе структур, аффилированных с "Рособоронэкспортом", что ускорит процессы консолидации в машиностроении. Также, ввиду того, что банки "Солидарность" и "Газбанк" являются центром холдингов, распространяющих свое влияние в сферы недвижимости и страхования, в данном секторе также вероятно изменение расклада сил. Вполне возможно и изменение расстановки сил в секторе розничной торговли нефтепродуктами, где прежде лидирующие позиции занимали компании, связанные с губернатором. Вероятно, эту нишу попытаются занять "Роснефть", "Газпромнефть" и, возможно, "Лукойл". Влияние Москвы и "Рособоронэкспорта" на регион несомненно усилится. Позиция Титова, использовавшего свой административный ресурс в пользу местных ФПГ, рано или поздно должна была привести к конфликту, отмечает Рейли. Известный тольяттинский бизнесмен, председатель совета директоров ЗАО "Арбуз" Владимир Осташевский считает, что роль государства будет усиливаться не только в Самарской области, но и в России в целом. "Роль государства, государственных структур, государственных институтов обязательно будет усиливаться, а роль институтов, которые управляли страной в период 90-х годов, будет ослабевать, но это принцип маятника. В 90-х годах во многих отраслях на демократической волне заехали не туда. Поэтому идет восстановление тех позиций, в которых это произошло, в первую очередь, это оборонный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, где сегодня это уже произошло. Поэтому маятник сегодня качнулся в сторону усиления роли государства, и в Самарской области в ближайшее время многие это ощутят", - заявил Осташевский. В то же время бизнесмен отмечает, что параллельно этому мелкому и среднему бизнесу в регионе будет уделяться меньше внимания, чем при Константине Титове. "Крупный бизнес, который решает крупные государственные вопросы, бизнес, который на мировом рынке на сегодняшний день конкурировал с мировыми компаниями, от этого выиграет, потому что как властные, так и финансовые ресурсы будут направлены в первую очередь на возрождение предприятий, которые составляют основу любого государства. Что касается мелкого и среднего бизнеса, то он будет ощущать некоторый дискомфорт. Он будет во многом недооценен в этот период, и я думаю, что здесь процессы затормозятся и будут идти не так быстро, как процессы в национальных отраслях науки и промышленности. В первую очередь внимание будет оказываться крупным оборонным предприятиям, машиностроительным компаниям, нефтеперерабатывающим предприятиям, тем, которые составляют основу конкурентоспособности государства на мировом рынке", - подчеркнул Осташевский.

ЭКОНОМИКА

"В ОАО "Авиакор - авиационный завод" сообщили, что совместно с АНТК им. Антонова (Киев) найдена юридическая схема, которая позволит создать совместное предприятие, имеющее права на доработку самолетов разработки АНТК им. Антонова на территории России", - сообщает "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Газета пишет: "Ранее созданию СП препятствовало законодательство Украины: АНТК им. Антонова является государственной структурой, а по украинским законам госпредприятиям нельзя создавать СП с иностранными компаниями. Говорить детально о компромиссном решении в "Авиакоре" отказались. "По нашим оптимистичным прогнозам, совместное конструкторское предприятие теперь будет создано в течение года, - лишь отметил генеральный директор ООО "Авиаресурс-Холдинг" (холдинговая компания, является держателем акций "Авиакора") Сергей Лихарев. - Это время уйдет на реализацию юридической схемы, которая будет удовлетворять законодательствам обеих стран". Начальник аналитического отдела "БрокерКредитСервис" Максим Шеин предположил, что "Авиакор" может создать дочернее предприятие на Украине, и уже с ним АНТК им. Антонова создаст совместное предприятие: "Такая форма даст большую свободу самарскому партнеру альянса". В настоящее время все права на разработку самолета Ан-140, выпускаемого "Авиакором", принадлежат Украине. При этом у производителя нет права на изменение конструкции самолета, что, по словам Сергея Лихарева, является серьезным препятствием для продвижения Ан-140 на российском рынке. "Новое предприятие получит право разрабатывать новые варианты Ан-140 и вносить в них изменения по требованиям заказчиков", - сказал господин Лихарев, уточнив, что "это позволит быть предприятию более гибким и адаптироваться к меняющимся условиям рынка, таким как международные и российские требования к самолетам и пожеланиям заказчиков". Как пояснил господин Лихарев, кроме доработки Ан-140 новое СП будет заниматься и работой с другими проектами. Эксперты сошлись во мнении, что создание конструкторского бюро на базе "Авиакора" позволит увеличить выпуск самолетов Ан-140 в России. По мнению аналитика "Финам" Константина Романова, эти воздушные суда будут востребованы: "Спрос на Ан-140 составляет около 5-7 машин в год, а производственные мощности завода позволяют производить около 12 воздушных судов". В 2006 году было выпущено всего 3 Ан-140. В этом уже выпущен один, одна машина готовится к летным испытаниям и еще одно судно собирается. Эти три воздушных машины покупает авиакомпания "Якутия". Всего авиаперевозчик планирует закупить семь Ан-140. Кроме того, сейчас ведутся переговоры на поставку такого же количества самолетов московской авиакомпанией "Регион-Авиа", а в июле прошлого года "Авиакор" подписал контракт общей стоимостью от $213 млн с "Ильюшин-финанс" на лизинг 25 Ан-140. По оценкам экспертов, для удовлетворения спроса "Авиакору" просто необходимо увеличивать скорость производства".

"В Самаре закрывается единственное частно-муниципальное втотранспортное предприятие", - сообщает газета "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Издание пишет: "Совместное предприятие самарского муниципалитета и московской "УК РегионАвтоТранс" - ОАО "АТП-3" - прекратило свое существование. Участники СП - московское ЗАО "УК РегионАвтоТранс" (49%) и МП "Самараавтотранс" (51%) - заявили, что решение о расторжении партнерского соглашения было обоюдным и связано с экономической ситуацией на предприятии. В "УК РегионАвтоТранс" сослались на "недостаточное финансирование из бюджета". "Проблемы с самарским СП начались с приходом новой администрации: до этого "АТП-3" был лучшим нашим совместным проектом - в отличие от других, по нему не было долгов", - уточнил исполнительный директор "РегионАвтоТранса" Владимир Музюкин. "Официальная версия - мы со своими большими машинами оказались для города слишком затратными", - заявили в "РегионАвтоТрансе". Ключевой причиной здесь называют именно тот факт, что ОАО "АТП-3" не вписывалось в новую концепцию, которую департамент транспорта разработал для Самары. "Они хотят пустить на маршруты автобусы средней вместимости, скорее всего, не отечественного производства, а также попросить частных перевозчиков, чтобы они возили льготников", - рассказал Владимир Музюкин. Он также добавил, что "аргументы у муниципалитета сильные - городская казна будет тратить гораздо меньше на общественный транспорт"... Сегодня, по словам Владимира Музюкина, СП имеет задолженность перед налоговой службой, поставщиками топлива и прочими структурами в размере более 20 млн рублей. Кроме того, в связи с многократными нарушениями со стороны "АТП-3" договор лизинга с предприятием был расторгнут. В результате автопарк лишился 72 автобусов: сегодня практически все из них забрали в счет погашения долгов по лизинговому договору. Как отмечают представители АТП-3, в итоге у предприятия осталось лишь 26 автобусов, большая часть которых нуждается в постоянном ремонте. 14 сентября состоится внеочередное собрание акционеров ОАО "АТП-3", на котором помимо появления документального подтверждения расторжения партнерства будет определено, что станет с предприятием. Варианта два - банкротство или ликвидация. "В любом случае долги, которые существуют на сегодняшний момент, можно покрыть только за счет имущества, оставшегося у СП - здания, территории. Перспектив того, что эта площадка останется под городским транспортным предприятием, нет", - считает г-н Музюкин. В мэрии судьбу этого неудавшегося экспериментального проекта до собрания акционеров не комментируют. Но настаивают, что на ситуации с муниципальным транспортом в Самаре это никак не отразится - "маршруты будут распределены между другими перевозчиками: и частными, и муниципальными". Источник в городском департаменте транспорта рассказал, что на днях заключен договор с двумя частными перевозчиками - ООО "Менеджмент Проджект" и ООО "Андема". По условиям договора эти компании будут осуществлять пассажирские перевозки наравне с муниципальным транспортом - будут действовать и сезонки, и льготы".

СПОРТ

""Крыльям" вновь грозит финансовый кризис", - сообщает "Комсомольская правда в Самаре". Газета пишет: "Новость об отставке Константина Титова и назначении на пост губернатора Самарской области Владимира Артякова не на шутку взволновала футбольных болельщиков. Вот уже двое суток подряд фанаты оживленно обсуждают, как в дальнейшем сложится судьба их любимого клуба. Не секрет, что бывший глава области худо-бедно, но "Крыльям" помогал исправно. Во многом благодаря финансовой поддержке Титова "Крылья" всегда оставались на плаву. Достаточно сказать, что самарский клуб - единственный из немосковских, который ни разу не вылетал из элитного дивизиона. Теперь болельщики боятся, что спасать любимую команду будет некому. Ведь не секрет, что Владимир Артяков неравнодушен к хоккею. Так кому теперь достанутся поддержка и деньги? А и то, и другое "Крыльям" сейчас очень нужно. Клуб до сих пор не получил 200 млн рублей, еще в начале августа выделенных ему правительством области. Из-за нехватки средств волжанам даже пришлось отменить назначенные на сентябрь сборы в Австрии. Под вопросом оказалась и финансовая помощь со стороны компании "Роснефть". В сентябре Самарская область и нефтяники подпишут договор о сотрудничестве. Планировалось, что часть средств будет перечисляться "Крыльям". Но сочтут ли новые власти нужным тратить деньги на футбол, остается неизвестным. Ясно одно: если область откажется от финансовой помощи "Крыльям", команда лишится статуса профессионального клуба.

"Комсомолка" приводит комментарий заместителя директора по информационной политике ФК "Крылья Советов" Владислава Шестакова: "Пока я успел встретиться только с рядом депутатов губернской думы. Мнение народных избранников однозначно: "Крылья" - визитная карточка Самарской области. Отказ от собственной команды Премьер-лиги чреват для губернии серьезными социальными конфликтами. Ведь на каждый домашний матч приходят тысячи болельщиков. Многие приезжают из Сызрани, Тольятти, Бугуруслана. Наличие в регионе большого футбола - четкий показатель эффективности работы местных властей. Достаточно взглянуть на наших соседей. От собственных команд отказались отстающие в экономическом развитии Калмыкия, Волгоград, Саратов. Динамично развивающийся Татарстан, напротив, вкладывает деньги в развитие казанского "Рубина". Сейчас в "Белый дом" придут новые люди, у них разные интересы. Но область у всех одна. И любимая команда тоже одна. Надеюсь, что новый губернатор это понимает, и неопределенность будет снята уже в течение сентября".

ЭКОЛОГИЯ

"2000 затонувших судов лежит на дне Волги. Подъем одного корабля обходится как минимум в 500 тысяч рублей. Недавно со дна волжского бассейна вытащили судно, которое лежало на канализационных трубопроводах, проложенных под руслом реки. Если бы корабль продавил трубы, в Волгу попали бы сотни тысяч тонн нечистот", - пишет "Комсомольская правда в Самаре".

КРИМИНАЛ

"Милиция Тольятти пообещала крупное вознаграждение за информацию о покушении на руководителя управления архитектуры и градостроительства мэрии Александра Кирьякова. В минувший вторник с тяжелыми травмами головы он был доставлен в реанимацию, и его состояние до настоящего момента вызывает у медиков серьезные опасения. Это уже второе нападение на главных архитекторов Тольятти - в 2004 году был застрелен предшественник господина Кирьякова в этой должности Валерий Лопатин. Правоохранительные органы пока не связывают эти два преступления, однако не сомневаются, что последнее покушение связано с профессиональной деятельностью пострадавшего", - пишет "Коммерсантъ Среднее Поволжье".