Прокуратурой города Владимира проведена проверка исполнения законодательства о дополнительном лекарственном обеспечении (ДЛО) отдельных категорий граждан и об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, сообщила корреспонденту ИА REGNUM старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры города Владимира Альбина Аликова.

По данным Управления Пенсионного Фонда, в городе Владимире в федеральный реестр включено 45310 льготников. Выписку лекарственных препаратов по программе ДЛО осуществляют на территории города 373 врача, включенные в список врачей (фельдшеров), и оказывающие первичную медико-санитарную помощь, утвержденный Приказом Департамента здравоохранения администрации Владимирской области "Об утверждении на 2007 год перечня учреждений здравоохранения, списка врачей (фельдшеров), участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан и перечня номеров рецептурных бланков". На территории города Владимира уполномоченными фармацевтическими организациями-поставщиками лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан являются ЗАО "Центр Внедрения "Протек" и ЗАО "Р-Фарма". В программе ДЛО участвует 27 аптечных учреждения, которые осуществляют отпуск лекарственных препаратов непосредственно гражданам.

Как показала проверка вышеуказанных учреждений на территории Владимира, сложная обстановка сложилась с поставкой необходимых лекарств, также существуют трудности в обеспечении выписанных рецептов, в связи с маленькими объемами поставок лекарственных препаратов. Так, "Социальная аптека - 17" в апреле 2007 года заказала в ЗАО ВЦ "Протек" 137 упаковок "Вазокардина", однако длительный период времени поставка препарата осуществлена не была. Недостаточный ассортимент, предлагаемый фармацевтическими организациями-поставщиками влечет за собой невозможность предложения гражданам (льготникам) аналогов выписанных лекарств со стороны аптечных учреждений.

По предварительным расчетам около 30 - 40% (по действующим рецептам) на сегодняшний день выписанных рецептов не обеспечены необходимыми лекарственными препаратами. В связи с неудовлетворительным обеспечением лекарственными препаратами, граждане вынуждены обращаться с жалобами в правоохранительные органы, органы местного самоуправления.

Прокуратурой города неоднократно направлялись представления генеральному директору фармацевтической организации ЗАО "Центр внедрения "Протек" (г. Москва), осуществляющей поставку лекарственных средств на территорию Владимирской области, поскольку были установлены нарушения законодательства, регламентирующего обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан. В настоящее время, в связи с выявленными нарушениями Федерального закона "О государственной социальной помощи", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", прокуратурой города Владимира подготовлен проект представления для направления министру здравоохранения и социального развития, через прокуратуру Владимирской области.

"В соответствии с ранее направленным прокуратурой области заданием проверки в указанной сфере продолжаются",- отметила Аликова.

В сфере реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения существует ряд проблем. Так, законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" установлен лимит финансового обеспечения мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан из расчета норматива затрат на одного гражданина в размере не более 378,75 рублей в месяц, что для Владимирской области в целом составило 313 518,6 тысяч рублей на 2007 год или 78 379, 65 тысяч рублей в квартал. Вместе с тем, при правильном формировании заявки (с учетом фактической необходимости) потребность Владимирской области на второй квартал 2007 года составляет около 151 000,0 тысяч рублей, то есть в 2 раза больше установленных федеральным законом лимитов. Частью 3 статьи 13 закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрено, что в случае недостаточности средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами, ФФОМС вправе направлять в установленном порядке на эти цели субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, фактически указанное дополнительное финансирование перекладывается на бюджет субъекта Российской Федерации.

В 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2007 года №102, установлено, что в случае недостаточности средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение ФФОМС по итогам расходования средств за отчетный квартал вправе направить на эти цели субсидии, а также другие средства в соответствии со статьей 13 закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год". Для решения вопроса о направлении субсидии в ФФОМС представляется заявка по форме, установленной приложением к Правилам.

"В соответствии с формой заявки руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ гарантирует, что при направлении субсидии на оказание дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таким образом, средства, предусмотренные в федеральном бюджете на субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, в полном или частичном объеме направляются на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами. Недостающие в результате средства на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования должны изыскиваться из средств бюджета субъекта. Кроме того, установленная федеральным законодательством норма финансирования затрат на одного гражданина не сопоставима с положениями закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, предусмотревшим монетизацию льгот. Правом отказа от получения набора социальных услуг пользуются, как правило, граждане, не нуждающиеся в дорогостоящих лекарственных препаратах. Предоставление им указанной льготы в денежном выражении делает невозможным распределение части средств, оставшейся после предоставления им необходимых лекарственных средств в случае их получения в натуральном виде, между гражданами, нуждающимися в более дорогостоящих лекарственных средствах", - отметила Аликова.