В пресс-центре ИА REGNUM 28 августа состоялся круглый стол на тему "Федеральная избирательная кампания-2007. Региональный аспект". В нем приняли участие эксперты, представители различных политических партий, депутаты Государственной Думы. Участники обсудили, в частности, особенности нынешней кампании с точки зрения формирования региональной стратегии предвыборной агитации партий; акценты, которые каждая из партий намерена сделать в ходе агитационной кампании; региональные приоритеты политических партий; роль региональных элит в федеральной кампании и другие вопросы, актуальные в свете нового политического сезона.

Как отметил в своем выступлении руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев, с точки зрения юридических аспектов грядущей избирательной кампании следует отметить три основные новшества, имеющие отношение к регионам. "Прежде всего, это отсутствие одномандатных избирательных регионов, - заявил Любарев. - Раньше внимание в регионах уделялось борьбе в этих округах. Теперь все внимание будет сосредоточено на борьбе региональных групп партийных списков. Второй важный аспект: региональным отделениям партий разрешили иметь собственные избирательные фонды. Это значит, что они получают возможность ведения кампании, автономной от федеральной. И, в третьих, изменились правила составления списков региональных групп с точки зрения их количества и прочих характеристик". Как пояснил эксперт, если на прошлых выборах минимальное количество было - 7, хотя мало кто, конечно, этим ограничивался, то сейчас ЦИКом определено число 80. При этом возможности межрегионального объединения ограничены. "В основном региональные группы будут соответствовать субъектам Федерации", - считает Любарев. При этом, добавил он, можно говорить о двух основных подходах к формированию региональных групп со стороны партийного руководства. Первый подход - максимальная привязка группы к региону, что является более удобным с точки зрении руководства и финансирования. Второй подход заключается в том, чтобы максимально выровнять группы по числу избирателей, обеспечив большую конкуренцию между группами и таким образом стимулировать их к активному ведению предвыборной кампании. По мнению Любарева, если попробовать смоделировать результаты выборов, можно, например, предположить, что в Думу в итоге пройдет 4 партии, причем если у лидера будет около 40% голосов, то у партии, занявшей 4-е место - около 7%. И здесь в отношении партии-лидера также может возникнуть вопрос: во всех ли регионах ее представители получат мандаты. Этот момент как раз будет зависеть от того, насколько равномерно будут сформированы группы в субъектах Федерации, заключил эксперт.

Как отметил руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, при составлении партийных списков возможны две стратегии. Во-первых, можно создать равные конкурирующие группы, находящиеся на старте в примерно равном положении. "Понятно, что в условиях пропорциональной системы максимально ровные группы для любой партии - это русская рулетка. Заведомо предугадать, какая из них станет проходной, невозможно, - пояснил Кынев. - Но каждая партия заботится о лучшем составе своей будущей фракции, а вариант равных групп не дает возможности оптимальной управляемости. Поэтому у руководства партии есть заинтересованность в том, чтобы группы были неравными". В связи с этим, считает Кынев, можно с уверенностью говорить о том, что группы в регионах будут очень неравными по силам, и это касается всех партий. Хотя в этой ситуации возникает другая проблема: территории, заведомо являющиеся аутсайдерами и не могущие рассчитывать на получение депутатских мандатов, не будут иметь стимула в проведении эффективной избирательной кампании, то есть партия получит на своей условной карте "белые пятна". "Наиболее остро эта проблема стоит для партий, балансирующих на грани проходного барьера", - пояснил эксперт. А если учесть, что стимула к активному поведению нет и у самых проходных фигур, то фактически избирательная кампания будет вестись силами "середнячков". Это придется учитывать лидерам партий при составлении списков. В целом, делает вывод Александр Кынев, с учетом изменений в избирательном законодательстве уже сегодня можно прогнозировать, что новая Дума существенно обновится, в том числе и по географическому составу.