После парламентских выборов "оранжевые" будут наперегонки бороться за право создать коалицию с Партией регионов: интервью лидера фракции Партии регионов Раисы Богатырёвой

Киев, 28 августа 2007, 09:30 — REGNUM  

Лидер фракции Партии Регионов в Верховной раде пятого созыва, координатор парламентского большинства Раиса Богатырёва дала эксклюзивное интервью корреспонденту ИА REGNUM, в котором ответила на большинство задаваемых в адрес "регионалов" вопросов: каковы взаимоотношения и в чем отличаются их программа с программой право националистической президентской "Нашей Украиной"; с кем Партия регионов по результатам выборов 30 сентября будет создавать правящую правительственную коалицию; какую кандидатуру будет поддерживать на пост спикера Верховной рады; зачем "регионалы" пошли на внеочередные парламентские выборы и, наконец, как изменятся внешнеполитические приоритеты Партии регионов после выборов.

ИА REGNUM: Cогласно многочисленным экспертным оценкам, в предвыборных программах Партии регионов и "Нашей Украины" много общего. Говорят даже, что таких общих моментов около 75%. Как бы вы сами определили общее и различное в программах вашей и пропрезидентской политической силы?

Слова, может быть, и похожи, но суть разная. Мы предлагаем новую политику. В её основе - доктрина национального прагматизма. Она сегодня наиболее востребована обществом, которое устало от гиперполитизации всех без исключения сторон его жизни и постоянной смены векторов развития. К тому же мы объективно и неизбежно выступаем своеобразным законодателем моды, прежде всего, на социально-экономические идеи.

Мы реально, как партия власти, идем в этом процессе впереди. Оппоненты обречены в основном на критику и протестное соперничество с нами. По сути, они пытаются копировать нас, наполняя наши проекты и расчеты эмоциями, откровенным и недобросовестным популизмом, а зачастую, и просто авантюризмом. И это естественно. Мы же стремимся удержать власть, поэтому действуем инженерно точно, понимая, что находимся под постоянной критикой и контролем общества. И мы отвечаем за свои обязательства. Скажем, с первого сентября третий раз за этот год существенно повысим пенсии.

Оппоненты, прежде всего, оппозиция, могут ответить нам только на уровне эмоций. Они сознательно исключили себя из процесса национального строительства. Превратились не в солидарных участников программы государственного развития, а в ее оппонентов. Да, да! Именно оппонентов. Их радикализм разрушителен, их пессимизм опасен. Поэтому они действуют не в духе Адама Смита, а с целесообразностью военной кампании Наполеона: главное ввязаться в бой, а там видно будет. Но им чрезвычайно трудно вести диалог даже не с нами, а с избирателями. Судите сами.

Мы за короткое время сумели вырвать страну из глубоких галлопирующих социально-экономического и политического кризисов. Реально мы остановили распад страны и вывели общество из тяжелой депрессии. Предложенная нами жесткая антикризисная идеология оказалась более эффективной, чем набор судорожных и авантюрных действий оранжевых "креаторов". Как выяснилось, они неспособны договориться даже между собой. Так жаждали абсолютной власти, что каждый день беззастенчиво публично полоскали свое грязное белье на глазах изумленного общества. Знаете, это выглядело так, как будто в стране никого, кроме этих людей, нет. Они даже не замечали, что нацию уже просто тошнило. А то, что они выдавали за "прорывы", на поверку оказывалось выгрызанием огромных частей бюджета и национального достояния в собственную пользу.

Мы обеспечили стабильность. Заметьте, добились этого в условиях раскаленных добела политических страстей, кризиса, спровоцированного рвущимся к власти меньшинством, и связанных с этим особых рисков. Особых, потому что президент, к сожалению, не сумел или не пожелал стать арбитром нации, как ему, в общем-то, и положено по должности, а поддержал оппозицию. Вопреки прогнозам наших оппонентов, мы обеспечили достойные социальные стандарты на основе прибыли от неплохо развивающейся экономики. И в нас поверили. За год у власти у партии регионов ни разу не упал рейтинг. Наоборот, он устойчиво рос. Мы рассматриваем в качестве главного ресурса нашего успеха украинский народ и украинские экономические возможности. Нет сомнения, что Украина обладает огромными стратегическими возможностями. Деньги, что называется, лежат под ногами. Надо всем наклониться и начать их собирать. Другими словами, надо работать. Необходимо как главный приоритет создавать национального инвестора. Это тот же избиратель, на кого мы сегодня и опираемся, с кем ведем прямой диалог. Это и есть непосредственная демократия - через экономику, а не политику. Истинное народовластие возможно только у экономически свободного и богатого народа. Для бедных народов народовластие, как и манна небесная, несбыточная мечта.

Наша избирательная программа как раз и сориентирована на расширение функции народовластия. У оппонентов ложное представление о функции народа. Они ошибочно продолжают думать, что для народа главное - будут ли у власти "истинные оранжевые демократы" или их конкуренты. На этой почве они предлагают кормить избирателей пламенными призывами к борьбе и накачивать их агрессией противостояния. Мы видим реальное народовластие в свободном доступе на прозрачные рынки, к собственности, в росте заработных плат, пенсий. Другими словами, в улучшении качества жизни. Я вообще считаю, что надо нормативно утверждать стандарты качества жизни украинца. И по ним избирателю определять, справляется власть со своими обязанностями или нет. Мы к этому уже готовы, и наша избирательная программа составлена в этом направлении. В своей идеологии она преследует две цели.

Во-первых, надёжно защитить социальные интересы человека, приоритетно, за счёт государства, обеспечить доступ к качественному образованию, к профессиональному рабочему месту с высокой оплатой труда, изменить систему пенсий, социальной помощи... Понимаете, государство должно проводить политику, когда бы средний класс формировался не только на рынке, то есть через малый и средний бизнес, но и через высокооплачиваемый наёмный труд. Во-вторых, начать процесс обустройства сильного государства, способного гарантировать человеку высокие социальные стандарты жизни и быть активным субъектом глобального мира. Государства, где власть формирует такую внутреннюю и внешнюю политику, которая позволит конкурировать не с "третьим миром", а с высокоразвитыми странами. Мы предлагаем не бессмысленное хождение по кругу устаревшей и нерентабельной возобновляющейся модели экономики, а быстрый переход к инновационно-инвестиционной системе. Пора осознать, что преступно торговать недрами, людскими ресурсами. Нужно производить и продавать высокотехнологичные результаты работы интеллекта. Такую экономику необходимо создать максимально быстро. В этом и состоит наша стратегия. Только на ее базе удастся обеспечить социальный успех каждого украинца. Мы рассчитываем предоставить максимальную поддержку государства тем, кто нетрудоспособен. Но поддержку не пассивную, а активную. Участие нетрудоспособного населения в развитии страны вполне может иметь созидательный, а не потребительский, и инвестиционный характер. Мы завершаем разрабатывать уникальные программы повышения статуса наемных работников, поддержки и защиты малого и среднего бизнеса. Особое внимание Партии регионов - молодежи. Она должна принять от нас стабильный и динамичный мир, чтобы быстро осуществить мою мечту - единым народом строить сильное государство. Молодежный "социальный пакет" включает и обеспечение первым рабочим местом, и кредиты молодой семье, и социальные гарантии для наемного работника и т.д. Главным элементом матрицы развития, по нашей идее, становится семья. Без инвестиций в развитие нации мы останемся обреченными на медленное вымирание. В этом случае мир стремительно уйдет вперед, а мы замрем на месте, словно очерченные заколдованным меловым кругом. Вкладывая в будущее, мы сформируем так необходимые стране новые производительные силы. Расчеты показывают, что для обеспечения наших социальных программ в 2008 году необходимы всего 6 млрд. долларов. Поверьте, это немного. Наши амбиции - за несколько лет удвоить ВВП и бюджет.

Где взять деньги? С одной стороны, нужно изменить роль государства на рынке, особенно в эффективном управлении собственными монополиями, а с другой - нужен емкий стратегический портфель либеральных экономических реформ с жестким аудитом и системным преобразованием налоговой политики. Только в этом направлении, соединённом с амнистией теневых капиталов и сбережений, мы вправе ожидать свободного вливания на рынок от 35 до 50 млрд. долл. внутренних инвестиций. Мы убеждены, что именно прозрачная социальная политика должна стать основой нашего диалога с обществом о модернизации украинского государства в целом.

Функция украинского народа, реализуемая через социальную программу защищенности, социальных гарантий, должна стать более активной. Это единственный путь к высокоорганизованному гражданскому обществу. В этом направлении мы и поведем дискуссию об украинской политической нации, которая не будет зависеть от навязших в зубах, ничем не подкрепленных посулов национал-популистов. Я уверена, ничто так не расшатывает, не оскорбляет, не дезинформирует нацию, как этот демагогический, оголтелый и агрессивный национал-популизм. А ведь именно его сегодня политики без сердца или даже с сердцем, пусть нарисованным, настойчиво навязывают каждому встречному, убеждая выйти в роли статиста в старом, уже не раз представленном фарсе "Поле чудес в стране казаков".

ИА REGNUM: Партия регионов считает, в частности и вы об этом неоднократно говорили, что "оранжевая" команда управленцев, которая в 2004 году получила власть, продемонстрировала свою несостоятельность. В чем конкретно эта несостоятельность проявилась?

Достаточно сказать, что за время правления "оранжевой" команды темпы роста ВВП упали до 2,7 процента. В этот период крайней экономической нестабильности страну сопровождали перманентные кризисы - бензиновый, мясной, сахарный. Все они были искусственными и спровоцированными, например, правительством Юлии Тимошенко. Она "вручную" пыталась управлять рынками и возродить уже забытые методы администрирования в условиях рыночной экономики. Та, естественно, сопротивлялась. Инфляция стала быстро съедать сбережения людей, инвесторы начали прятать деньги по карманам, а нам ежедневно сообщали об очередных "инициативах" правительства. "Оранжевые" напоминали мне человека, с мухобойкой преследующего воробья. Помните тогда, в 2005 году, они, пребывая в плохом настроении, хотели реприватизировать 3000 неслабых предприятий. К счастью, сами этого испугались, когда инвесторы намекнули, что готовы к войне. Единственный успех "оранжевых" - широко разрекламированная шоу-реприватизация "Криворожстали". Но до сих пор никто не знает, куда делась большая часть денег за металлургический гигант.

В 2004 году в своей предвыборной программе "Десять шагов навстречу людям" Виктор Ющенко, например, взял на себя обязательства обеспечить демографический взрыв. И перелом тенденции сокращения численности населения, и увеличение, как минимум, в десять раз, денежной помощи молодым мамам при рождении ребенка, и гарантии качественной бесплатной медицинской помощи роженицам, и возрождение сети государственных и коммунальных детских садов и яслей, и доступные каждой молодой семье кредиты для строительства или покупки жилья. Звучит мистически. Но ровным счетом ничего не сделано. Еле-еле удалось увеличить всего более чем на порядок одноразовую помощь при рождении ребенка. Но странно то, что в 2005 году детей родилось меньше, чем в 2004-м. Наша программа в 2006 году привела к смене алгоритма рождаемости. Главное, к увеличению количества браков, формированию политики рождения ребенка в семье. Конечно, это горькая истина, что, к сожалению, уровень рождаемости пока что не перекрывает уровень смертности.

Если не остановить эти ножницы, ситуация на Украине станет угрожающей: 24 процента ВВП придется тратить на пенсии и уход за гражданами преклонного возраста, до 10 процентов - на здравоохранение, столько же - на обучение и переквалификацию кадров. Эти выплаты могут составить до половины ВВП экономики страны. Неподъемная нагрузка для экономики любой, даже наиболее развитой страны! По данным ООН, 26,7 процентов жителей Украины живут за чертой бедности. Удручающая цифра. При этом значительная часть наших граждан стала стремительно беднеть именно в 2005 году, во времена правления оранжевых правительств. Как раз тогда цены неудержимо полезли вверх, было положено начало тенденции обнищания украинского народа. Переломить ее - это одна из наших важнейших задач.

ИА REGNUM: Какой результат на выборах 30 сентября 2007 года планирует получить Партия регионов и с кем ваша политическая сила, став победителем избирательной гонки, будет создавать правительственную коалицию?

Результаты соцопросов оптимистичны: имеем все шансы создать парламентское большинство. При этом мы не прячемся под крыло президента, который откровенно агитирует за "оранжевых". Если оставаться объективными, мелкотравчатые партийки, набившиеся в мегаблок НУНСа, а точнее - под зонтик президента, не имеют никакой внятной идеологии, электоральной ниши, рейтинга. Существует большая опасность, что они могут серьёзно подорвать доверие к президенту, потерпев неудачу.

В то же время к нам растет доверие национального избирателя. Агрессии "оранжевых" мы противопоставляем конкурентные программы, которые дают прогнозируемые результаты. Мы не черним своих оппонентов, не подстрекаем к радикальным действиям избирателей, а ведем цивилизованный и открытый диалог с ними о наболевшем, о судьбе Украины и предлагаем им простые, эффективные планы действий. Причем, избиратели их корректируют и сами становятся участниками развития страны и нашими активными агитаторами.

Отвечая на вопрос о коалиции, скажу, что создавать ее будем с теми, кто разделяет наши приоритеты, поддерживает нашу программу. В отличие от оранжевых, мы не говорим "никогда". В действительности, они все ведут переговоры с нами. И после выборов наперегонки будут за нас бороться. Политическую власть уже невозможно строить без нас. Точнее, без половины избирателей Украины, которые, к тому же производят более 60% совокупного ВВП. Единственный шанс для Украины вырваться из порочного круга бесконечных взаимных противостояний - объединение. Даже в случае убедительной победы на выборах ни одна из политических сил не сможет сформировать стойкое парламентское большинство - ему всегда будет оппонировать почти равная оппозиция. Наложите на это еще и предстоящие выборы президента в 2009 году, подготовка к которым уже фактически началась.

Альтернативы украинскому единству не существует. Этого упорно не хотят признавать "оранжевые" в своей политической практике. Конечно, они не прочь присоединить к себе Партию регионов. Но лишь как политических вассалов. Вот только что же они будут делать с нашими избирателями? Впрочем, "оранжевые" не желают и не умеют объединяться не только с нами, но и между собой. Поэтому, мы рассчитываем на победу союзников по коалиции и на создание политического большинства с ними.

ИА REGNUM: Можно ли исключить возможность срыва выборов или непризнания их результатов? Какая политическая сила может стать инициатором таких процессов? Вообще, что вы думаете в отношении легитимности внеочередных парламентских выборов?

После того, как на глазах у всего мира была дважды цинично попрана Конституция Украины (на выборах президента в 2004 году и нынешнее назначение президентом Ющенко вне Конституции внеочередных парламентских выборов), я ничего не исключаю. Понятно, что инициировать срыв выборов или пересмотр их результатов могут те, кто боится с треском проиграть, кто умеет лишь ломать, а не строить. Попытки втянуть страну в лабиринт перманентных выборов чреваты откатом назад. Не хочу даже обсуждать, какой оплеухой демократии будет подобный сценарий.

На выборы мы пошли вынужденно - чтобы сохранить национальную стабильность, прекратить искусственно созданный тяжелый и затяжной политический кризис, спровоцированный нашей местечковой оппозицией. Мы не хотели досрочных выборов, как не хотело их большинство украинцев. Свои обязательства перед избирателями мы брали на пять лет, и как партия власти успешно их выполняли. Готовы были и дальше развивать этот успех. Увы, политическая целесообразность и жажда реванша взяли верх над конституционными нормами.

ИА REGNUM: Какова позиция Партии регионов в отношении продолжения политической реформы? Выступает ли партия, как и ее партнеры по коалиции Компартия Украины, за парламентскую республику и упразднение поста президента, или же есть какая-то промежуточная позиция? В случае продолжения политреформы, нужно ли будет проводить новые выборы в местные советы?

Чем меньше внеочередных выборов, тем больше стабильности в стране. А конституционный процесс мы продолжим в рамках нормальных парламентских процедур. Стратегический курс - расширение народовластия путем усиления представительской формы правления. Президент не должен управлять, определять социально-экономическую политику, а быть гарантом стабильности конституционного строя, прав и свобод граждан, политическим арбитром при выполнении политической властью своих обязательств перед избирателями. Конечно, судя по всему, новая конституционная реформа уже неизбежна. Но мы последовательно будем бороться за расширение базы парламентаризма, политически ответственное правительство.

ИА REGNUM: Недавно лидер КПУ Петр Симоненко заявил, что по результатам выборов коммунисты будут претендовать на пост спикера парламента, как единственные представители "левых" в Верховной раде. Он также упомянул, что со стороны Партии регионов он нашел понимание таких притязаний КПУ. В таком случае подразумевается, что ПР получит карт-бланш на формирование правительства исключительно из "регионалов". Какова позиция Партии регионов по этому вопросу?

Среди кандидатов в депутаты немало достойных людей, имеющих все данные для того, чтобы занять спикерское кресло. Петр Николаевич, безусловно, в их числе.

ИА REGNUM: Изменятся ли внешнеполитические приоритеты Партии регионов после выборов? Какой уровень отношений Украины с Российской Федерацией ПР бы устроил?

Начну свой ответ с языковой проблемы. Мы не изменили свое отношение к языковому вопросу. Считаем, что демократия, стандарты верховенства права обязывают нас защищать свою политическую позицию относительно законов о языках. Мы за то, чтобы украинский язык, который, в соответствии с Конституцией, имеет статус государственного, держава всячески поддерживала - не популистскими лозунгами, а эффективными экономическими решениями.

Вместе с тем, мы четко заявляем, что будем бороться за права 27 процентов русских на территории Украины и 56 процентов тех, кто говорит по-русски. Считаем, что им необходим не только свободный доступ к языку. Они должны иметь реальное право использовать русский язык в ежедневной официальной политико-правовой практике. Наша неизменная позиция по русскому языку свидетельствует, что мы свои принципы не меняем. Поэтому считаем, что доктрину отношений с Российской Федерацией надо серьезно модернизировать. Нас не устраивает непрофессиональная, а иногда и откровенно недружественная политика по отношению к России, которую проводят отдельные влиятельные "оранжевые" политики.

"Сдерживание России", которое предлагают сторонники разнообразных "прорывов", может попросту перечеркнуть все доброе в отношениях с нашими соседями. Заметьте, того же не хотят ни Запад, ни Восток (свидетельство чему - итоги недавних встреч президентов США и России, а также результаты саммита ШОС в Киргизстане). Уверена, "сдерживание России" - не более чем провокационная утопия, не имеющая ни малейшего шанса стать стратегией построения выгодных взаимоотношений между нашими народами, экономиками. Мы видим, как Россия грамотно использует свои конкурентные преимущества в энергетической сфере и конвертирует их в политическое влияние на Евразийском континенте.

Стратегию отношений с Россией Партия регионов представляет максимально прагматичной и взаимовыгодной, построенной на общих интересах. Вести двухсторонний диалог на языке конкретных экономических проектов выгодно и Украине, и России. Политика правительства Виктора Федоровича Януковича это подтверждает. А возводить в глобализрованном мире "барьеры" - это путь в никуда. Мы ведем постоянный диалог с политическим руководством России. Не открою тайны, сообщив, что мы и дальше намерены обмениваться взглядами по ключевым аспектам внешней политики, оставаясь прогнозируемыми друг для друга. В последнее время, как мне кажется, президент Украины осознал истинную стратегическую цену дружеских отношений между нашими странами. И то, что он так настойчиво пытается найти доверие у Владимира Путина и его окружения, вселяет надежду.

Украине нужны энергетическая мощь и надежная союзническая функция России, сила и авторитет США, высочайшее качество европейской демократии. Для нас это - "золотой треугольник", углы которого как бы ни хотели, все же не способны ослабить оранжевые политики. Мы обречены на то, чтобы оставаться союзниками и партнерами. Такова естественная историческая роль братских народов. Стабильность наших отношений - залог стабильности в Европе, особенно в регионе общего с Россией влияния: Черноморском, Кавказском. Нас особенно тревожит, что подобные "оранжевым", изоляционистские настроения появились и в России. На мой взгляд, отталкивать Украину было бы крайне недальновидно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.