На прошедших 18 августа 2007 г. выборах в мажилис парламента Казахстана на территории Алма-Аты работала группа международных наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества. Корреспондент ИА REGNUM попросил российских членов делегации - Генерального директора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Михаила Виноградова и директора Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгения Минченко - рассказать о ходе работы миссии.

ИА REGNUM: В чем особенности работы Миссии ШОС в Казахстане? Оправдал ли себя опыт привлечения независимых экспертов?

Евгений Минченко: В состав Миссии, которую возглавлял заместитель Генерального секретаря ШОС Гао Юйшен, вошли специалисты из Казахстана, Киргизии, КНР, России, Узбекистана, Таджикистана. Впервые к участию в работе Миссии были приглашены независимые эксперты. В частности, Россию представляли генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов, президент фонда "Наследие Евразии" Елена Яценко. Присутствие независимых экспертов позволило увеличить информационную открытость работы миссии. К примеру, наши коллеги Солозобов и Яценко уже с утра 18 августа дали целый ряд комментариев российским и казахстанским СМИ.

ИА REGNUM: Как восприняли действия Миссии ШОС участники выборов?

Михаил Виноградов: Работу Миссии ШОС нельзя было назвать бесконфликтной. В ходе встреч с международными наблюдателями целый ряд представителей партий высказывали предположения о "заданности" результатов выборов миссии ШОС и едва ли не о том, что участники миссии уже заранее "написали" и "подписали" итоговый документ. Подобная точка зрения содержалась и в отдельных комментариях СМИ. Например, 18 августа ИА REGNUM был размещен комментарий главного редактора журнала "Мысль" Сейдахмета Куттыкадама: "Думаю, что жесткого наблюдения со стороны представителей ШОС не будет, это такая взаимно комплиментарная проверка".

Наличие таких стереотипов создавало угрозу критики итогов работы Миссии ШОС при последующей интерпретации итогов выборов. Естественными и очевидными в сложившейся ситуации становились демонстрация максимальной открытости к взаимодействию с партиями, другими наблюдателями, средствами массовой информации. В связи с этим в ходе встреч с представителями политических партий представители ШОС предложили им оперативно сообщать в случае, если они столкнутся с нарушениями в процессе выборов. Стоит отметить, что ни одного звонка от представителей оппозиции не поступило.

Евгений Минченко: Сомнения в эффективности миссии ШОС были высказаны и журналистами. Ими было озвучено предположение, что миссия ШОС делает выводы лишь по итогам контроля на небольшом числе участков. Это побудило наблюдателей ШОС в сопровождении прессы посетить предложенные журналистами избирательные участки на территории Алма-Аты. По итогам посещения участков, встреч с наблюдателями политических партий, представители ШОС зафиксировали отсутствие нарушений, в чем могли убедиться представители СМИ.

ИА REGNUM: Каковы итоги работы наблюдателей в Алма-Ате?

Евгений Минченко: По итогам посещения избирательных участков в Алма-Ате можно особо выделить целый ряд позитивных моментов. В их числе - двуязычие агитационной продукции и избирательных бюллетеней (что выгодно отличает Казахстан от других стран СНГ), высокий уровень организации электронного голосования, конструктивный характер взаимодействия членов избиркомов и наблюдателей, отсутствие препятствий для проведения exit pools. Прозрачность выборов возросла и благодаря одновременному проведению выборов в маслихаты (органы местного самоуправления): проведение выборов дополнительно контролировали наблюдатели от отдельных кандидатов.

Естественно, что технологии наблюдения за выборами необходимо совершенствовать - как ШОС, так и другим международным организациям. В частности, особое значение имеет контроль за ходом избирательной кампании. Представители ряда партий высказали наблюдателем ШОС замечания в связи с неравным доступом к средствам массовой информации. Очевидно, что полноценный мониторинг СМИ в ходе кампании мог бы снять многие вопросы относительно освещения избирательной кампании в прессе и по телевидению.

Михаил Виноградов: Существует потребность и в расширении географии наблюдения - тем более, что итоги голосования в Алма-Ате (явка на уровне 20% и высокий уровень поддержки Объединенной социал-демократической партии, составивший на различных участках от 15 до 40%) заметно отличаются от общереспубликанского голосования. Особого внимания заслуживает опыт Миссии ШОС в Казахстане по информационной открытости, плотному контакту со СМИ и диалогом с представителями всего политического спектра.

Еще одним важным уроком работы миссии ШОС является необходимость ужесточения контроля над голосованием в закрытых учреждениях. В силу того, что наблюдатели не смогли проследить за ходом волеизъявления в больницах, следственных изоляторах, вооруженных силах (хотя посещение таких участков и было включено в предварительную программу работы миссии), сложно делать однозначные выводы относительно соблюдения там всех демократических процедур. Этим не преминула воспользоваться оппозиция, основные претензии которой к голосованию в Алма-Ате относились именно к закрытым избирательным участкам. Впрочем, на тех закрытых участках, которые мы посетили, нам предоставили протоколы голосования, и их данные примерно соответствовали средним результатам по Алма-Ате, перекоса в сторону "партии власти" не было.

Евгений Минченко: Хотелось бы добавить несколько мыслей уже не участников Миссии ШОС, а экспертов-политологов. Формирование в Казахстане однопартийного парламента уже стало объектом для критики со стороны оппозиции, обвиняющей власть в фальсификации итогов выборов. На наш взгляд, поражение оппозиционных партий может быть объяснено и таким факторами, как скоротечность избирательной кампании, сложность в раскручивании нового бренда (такого, например, как Общенациональная социал-демократическая партия, созданного незадолго до выборов).