Обзор СМИ Камчатского края за 20 - 24 августа.

В статье "Авария" газета "Камчатское время" 22 августа задается вопросом: "Был ли омрачён дорожным столкновением отдых на Камчатке высокого гостя князя Альберта из Монако?" Как пишет издание, похоже, этот вопрос так и останется под покровом страшной тайны. В пресс-службе УВД Камчатского края журналистам рассказали, что в воскресенье 19 августа на 42 км трассы Петропавловск-Камчатский - Мильково отдельный взвод ДПС ГИБДД на служебных автомобилях с включённым светом фар и проблесковыми маячками синего и красного цвета следовал к месту дислокации службы. В аварии пострадали три машины: "Тойота РАВ-4", "Волга" и "Тойота Лэнд Крузер". Автор материала сообщает: "Автомобиль "Тойота РАВ-4", за рулем которого находилась 24-летняя девушка, двигался во встречном направлении. Девушка, увидев патрульную машину, начала снижать скорость и приняла вправо, но при съезде на обочину её автомобиль развернуло и бросило на полосу движения служебной "Волги". Машины столкнулись. Водитель автомобиля "Тойота Лэнд Крузер", двигавшийся позади патрульной машины, не успел экстренно затормозить и врезался в "Волгу". В результате аварии ранения получили двое сотрудников милиции, которых доставили в травматологическое отделение елизовской больницы. Водители и пассажиры "Тойоты РАВ-4" и "Тойоты Лэнд Крузер" не пострадали".

По данному происшествию прокуратурой проводится проверка. "Слухи о том, что в данном ДТП участвовали губернатор края и князь Монако, недостоверны", - отмечает автор материала. Редакции "Камчатского времени" из неофициальных источников стало известно, что в "Тойоте Лэнд Крузер" находились сотрудники спецохраны. В кортеже с "Волгой" они двигались к месту, где должен был приземлиться вертолёт с высокопоставленной персоной...

Также газета пишет о том, что в связи с различными визитами, делегациями и пр. хочется предупредить водителей и пешеходов быть осторожными и по возможности не попадаться на пути многочисленных кортежей сопровождения. "Нетрудно догадаться, кто окажется виновен при возможном ДТП или других инцидентах, - отмечает издание. - Опыт расследования подобных аварий на Камчатке имеется. 9 сентября 2002 года Пётр Пак, владелец одной из рыбных фирм, возвращался с дачи на 16-м километре. За рулем его темно-зеленого "Раннера" сидел Пётр Чистяков, водитель Пака, на заднем сиденье находились двое знакомых. Джип шел на приличной скорости практически по пустой дороге. Был небольшой дождь. Автомобиль коммерсанта едва успел миновать поворот на 13-м километре трассы Елизово - Петропавловск, как встретил летевшую навстречу воющую и мигающую колонну машин. Это была колонна сопровождения Рушайло, направлявшегося на базу атомных подводных лодок в Вилючинск. Чистяков резко выкрутил руль вправо, стараясь уйти на обочину, и успел разминуться с пронесшимися мимо автомобилями ГАИ. На большой скорости его поволокло в кювет. Тогда он попытался снова выехать на дорогу, но в этот момент вылетел прямо навстречу главному микроавтобусу. И тут наперерез выскочила серая "Волга", в которой находились трое представителей ФСБ по Камчатской области и один - Федеральной службы охраны (бывшее 9-е управление КГБ). Страшный удар смял весь капот "Волги". В свою очередь, джип перелетел через нее и рухнул прямо перед микроавтобусом. Водитель микроавтобуса Николай Ильин нажал на тормоза, но столкновение было неизбежно. Автобус на полном ходу врезался в опрокинутый джип. В задний бампер микроавтобусу ткнулась следовавшая за ним еще одна "Волга". пять человек. Пострадали еще 9 человек, в том числе тогдашний глава Совбеза Владимир Рушайло, губернатор Камчатской области Михаил Машковцев и председатель Законодательного собрания области Николай Токманцев".

Автор материала добавляет, что практически сразу после аварии был определён главный нарушитель: "Им стал водитель джипа "Тойота Раннер" (европейский аналог "Тойоты Сурф") Пётр Чистяков, якобы протаранивший машину сопровождения с сотрудниками камчатской ФСБ и Федеральной службы охраны. В тот момент, когда Чистяков находился на больничной койке, ему было предъявлено обвинение по статье 264 ч. 3 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Елизовский районный суд признал его виновным и приговорил к пяти годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении и лишением права управлять транспортным средством в течение двух лет".

В своей следующей статье "Из гущи гость" газета "Камчатское время" за 22 августа продолжает тему визита на полуостров высокопоставленных гостей. "Становится традицией, что в конце лета - начале осени на Камчатку с визитами разной направленности летят всевозможные гости, причём один важнее другого, - пишет издание. - Никто не берётся объяснить данный феномен, но такова реальность. Этот год не был исключением. Более того, нынешняя осень обещает стать крайне насыщенной визитами высоких чиновников. Новому губернатору придётся пройти проверку гостеприимством и на самом высоком уровне встречать заезжих персон, являющихся олицетворением государственной власти. Первым стал визит правящего князя Монако Альберта II, который со своей свитой путешествует по России. Князь Альберт признал, что на Камчатке прекрасные возможности для туризма и что в следующем году он обязательно пригласит сюда принца Чарльза. Правящий князь Монако пообещал в Европе рассказать всем о красотах Камчатки и камчатском пиве".

"После королевской особы Камчатка будет практически беспрерывно встречать российских министров, военных начальников и первых лиц Совета Федерации. В завершение ждут визита Владимира Путина где-то во второй декаде сентября. Глава нашего государства (пока по неподтвержденным данным) намерен лично проконтролировать то, как из города подводников Вилючинска, согласно его указаниям, делают лучшую военную базу и превращают его в предмет гордости, правда, недоступный для многих иностранных и российских глаз", - отмечает газета.

Что касается первой министерской "ласточки", визит которой состоится с 27 по 28 августа, то это будет министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, побывавший на Камчатке ровно год назад, добавляет журналист, отметив, что в этот раз цель его визита напрямую связана с реализацией и продвижением в массы федеральной целевой программы "Развитие образования" и нацпроекта "Образование" в Дальневосточном федеральном округе. Министр намерен встретиться с губернатором Камчатского края, а также представителями законодательной и исполнительной власти региона, работниками образования и педагогической общественностью.

"Кстати, власти Петропавловска намерены пригласить министра принять участие в конференции Международной ассоциации городов, которая будет проходить в Петропавловске в те же дни, на которые планируется визит министра. В рамках этой конференции на Камчатку съедутся мэры столичных городов СНГ и стран ближнего зарубежья, а также крупных городов России. Им наверняка будет о чём поговорить с министром", - резюмирует газета.

"Слава - матери", - с таким заголовком 23 августа вышла газета "Вести". Издание пишет, что на прошедшей сессии облсовета был принят закон "О почётном звании "Материнская слава Камчатки". Суть законопроекта в том, чтобы поддержать матерей, на попечении которых пятеро ребятишек и более, в том числе и ежемесячным пособием. "На первый взгляд, красивый жест сердобольного законодателя в действительности наводит на очень противоречивые размышления, - пишет издание. - Во-первых, таковых адресатов на сегодня насчитывается аж целых (!) пять человек. Так что рублёвый депутатский замах на поверку оказывается копеечным популистским жестом. Тем более что сумма в 5 тысяч рублей на каждую, предложенная первоначально Святославом Чайкой (депутат Совета народных депутатов Камчатки - ИА REGNUM), в итоге грозит сползти до 1 тысячи. Солидное пополнение материнского капитала, ничего не скажешь! А во-вторых - да простят меня те из потенциальных получательниц, кто добросовестно и честно исполняет свой материнский долг, не всё у нас в этом плане обстоит так уж благостно".

Автор материала добавляет: "Может, иногда справедливее было бы отдать дань матери, у которой "всего лишь", допустим, трое детей? И материально поощрить не менее достойных опекунов троицы? Иначе говоря, а почему бы не подойти к решению вопроса комплексно? Слабо распространить закон на действительно большую категорию родителей, ответственных не только за то, чтобы родить, но и за то, чтобы достойно вырастить детишек? Видимо, слабо. Потому что таких денег в бюджете, который традиционно экономит на социалке, уж точно не найдётся. А значит, в этом случае плакал бы депутатский предвыборный законопроект с громким названием "Материнская слава Камчатки".

Электронная газета "Вечерние вести Петропавловска" 24 августа, напоминая о том, что на Камчатке стартовали конкурсы "Наш город" и "Наши родители", рассказывает о прошедшей в Петропавловске пресс-конференции руководителей и кураторов проекта на Камчатке. Так, мэр Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов сказал, что в некоторых номинациях конкурса "Наш город" столица Камчатки имеет очень серьезные шансы на победу. "Эти программы рассчитаны, в первую очередь на то, чтобы дать понять всем и каждому, что гражданское общество может работать только тогда, когда власть и общество являются единым целым. А общество - это общественные организации, коммерческие организации и граждане РФ. И многие проекты из предусмотренных этими программами у нас в Петропавловске-Камчатском уже, по большому счету, запущены и работают", - цитирует издание градоначальника.

По мнению руководителя проекта "Наши родители" Сергея Тимошенко, которое приводит издание, основная цель конкурса - как можно больше привлечь гражданских инициатив, людей неравнодушных, общественных организаций, органов власти к решению проблем старшего поколения по созданию достойных условий жизни. "И я бы хотел, чтоб те, кто подключится к этой работе, понимали, что есть активное старшее поколение, которое сегодня плодотворно трудится на производстве. Если взять сегодня Петропавловск, то уже 21% - доля работающих пенсионеров. Но я даже не говорю про это старшее поколение. Все инициативы должны быть направлены, и мы будем этому способствовать, на людей, которые в силу жизненных обстоятельств остались без попечения детей, которые не могут сегодня даже обслужить многие себя. Им надо помогать. Мы постараемся направить все усилия в рамках гражданских инициатив именно на эту группу людей", - сказал журналистам Тимошенко.

Конкурс "Наш город" направлен на укрепление местного самоуправления, решение проблем и повышение качества жизни в городах и населенных пунктах. Конкурс проводится по трем номинациям: "Наш дом", "Чистый город" и "Город детства". Конкурс "Наши родители" направлен на формирование достойных жизненных условий для старшего поколения россиян, вовлечение их в полноценную деятельность на благо страны, укрепление солидарности поколений. Конкурс проводится по трем номинациям: "Активная жизнь", "Уважение и поддержка" и "Бесценный опыт", добавляет автор материала.

23 августа газета "Вести" задалась вопросом "Когда Камчатка станет Сочи?": "Когда наш туристически привлекательный край сможет стать таким же излюбленным местом отдыха, как Сочи? Причем, в отличие от Сочи, наш край привлекателен не только для российских граждан, но и для иностранцев. Фактически только за счет развития туризма Камчатка может преумножить свой валовой региональный продукт. Но чтобы сюда приезжали люди, надо создать им условия. Одним сладким словом "Камчатка" можно завлечь сотни, даже тысячи романтиков. Но одним только словом не создашь индустрию, не привлечешь миллион туристов. Даже полмиллиона не привлечешь. Нужна развитая инфраструктура".

Как пишет издание, разговоры о развитии туризма на Камчатке длятся уже десятилетия: "Но кроме слов мало что меняется. На территории Камчатского края работают 85 туристских компаний и индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (более 80%) осуществляют свою деятельность по въездному и внутреннему туризму (прием и обслуживание на территории края российских и иностранных туристов). Большинство этих компаний состоят из 2-5 человек, зачастую не имеющих профессионального образования. (Предлагают эти компании одно и то же - преимущественно "дикий", экологический туризм, с санузлом на улице и горячей водой по соседству. Поэтому молодые семьи с детьми вряд ли приедут)". "Тем не менее, - продолжает газета, - многих иностранцев привлекает активный отдых в дикой природе, с элементами этнографического тура, возможность организации любительского спортивного рыболовства и охоты. Они готовы к спартанским условиям. Но их число весьма ограничено. 38-40 тысяч среднестатистических туристов в год не сделают погоды. Потому как тратиться им особо не на что. Нет у нас развитой сети по продаже сувениров, несколько магазинов - не сеть. Да и само число сувениров весьма ограничено. А ведь за поездку иностранный турист вполне может позволить себе потратить на сувениры, атрибутику, различные изделия народных промыслов и прочую туристическую продукцию порядка 1000 долларов. А то и больше. Даже 40 тысяч иностранцев в таком случае оставят здесь только в качестве платы за сувениры 40 млн долларов. Но не на что им, по большому счету, тратить здесь деньги. Нет даже ресторана или кафе с национальной кухней народов Камчатки. А ведь всего за один ужин с олениной, строганиной и прочими местными кулинарными изысками иностранец не пожалел бы оставить 150-200 долларов. Вообще же местный общепит развит неколоритно. В городе, не говоря об окраинах полуострова, почти нет заведений, отвечающих европейским стандартам. 2-3 ресторана на 40000 имеющихся туристов - мизер".

Точно так же отсутствуют гостиницы, мотели, кемпинги евростандартов, отмечает автор материала, добавив, что имеющиеся, особенно за чертой Петропавловска, - жалкое подобие нормальных мотелей. "Конечно, кто-то согласен на умывальник в конце коридора, но гораздо больше туристов согласилось бы приехать в приличный отель, где есть все необходимое - от чистых полотенец до интернета", - сообщает журналист. Издание пишет, что совдеповский уровень сервиса - это на любителя: "Но даже учитывая низкий уровень сервиса, гостиниц и кемпингов у нас не хватает. Камчатка не готова к резкому наплыву туристов. Их просто негде будет разместить, за исключением частного сектора. Еще одна наша беда - отсутствие нормальных дорог. Связаться со многими населенными пунктами края сложно. Автомобильный туризм, столь популярный на Западе, у нас не освоен. Туристу, скажем, пожелавшему на джипе доехать из Петропавловска до Паланы, осуществить мечту невозможно. Проката автомобилей фактически нет, дорог тоже, одни направления. На чем передвигаться по полуострову? Только на вертолетах и самолетах. Ну и на вездеходах...".

На региональной научно-практической конференции "Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчатского края", состоявшейся 19-20 июля 2007 г., были названы основные проблемы туристической отрасли Камчатки. Их перечень приводит издание: отсутствие туристской инфраструктуры в городе и поселках; отсутствие комплексного подхода при организации туристских услуг; ярко выраженные сезонные колебания туристского рынка города и поселков; дефицит номерного фонда в летний сезон; нехватка пунктов питания достаточного уровня качества; отсутствие упорядоченной развлекательной и спортивной инфраструктуры; отсутствие системы мониторинга удовлетворенности качеством туристских услуг; отсутствие системы контроля предоставления туристских услуг; отсутствие целенаправленной маркетинговой и рекламной кампании.