Посольство России в Латвии сегодня, 23 августа, распространило сообщение для печати по поводу инцидента с падением ракеты, произошедшего в Грузии 6 августа, и освещения его в латвийских и зарубежных СМИ. У посольства вызывает удивление реакция латвийских должностных лиц, которые еще до оглашения каких-либо, даже предварительных, результатов расследования заявили о поддержке Грузии и осудили факт нарушения ее суверенитета.

ИА REGNUM приводит текст заявления:

"В последнее время латвийские и зарубежные средства массовой информации активно обсуждают произошедший 6 августа сего года в Грузии близ села Цителубани инцидент с неразорвавшейся ракетой, якобы сброшенной самолетом с российскими опознавательными знаками. При этом авторы подобных материалов, к сожалению, основываются не на объективных фактах, а на эмоциональных заявлениях грузинской стороны и поспешных выводах комиссии "независимых экспертов" из Латвии, Литвы, США и Швеции. В том же духе оцениваем соответствующие заявления должностных лиц иностранных государств, в том числе и Латвии, в поддержку Грузии, сделанных поспешно до прояснения фактической стороны дела. Со своей стороны, сразу после инцидента Россия предложила официальному Тбилиси провести беспристрастное расследование произошедшего с привлечением экспертов из Министерства обороны и Министерства иностранных дел России с тем, чтобы не голословно, а объективно восстановить ход событий и установить истинных организаторов и участников этой провокации. Российские специалисты по результатам своей работы в Грузии 16 - 17 августа сего года установили целый ряд нестыковок и противоречий, опровергающих заявления руководства Грузии, безапелляционно возложившего вину за произошедшее на Россию.

Считаем целесообразным привести следующие факты, установленные членами российской группы экспертов:

1. Российская сторона представила официальному Тбилиси ежедневный доклад по ситуации на всех направлениях движения воздушных судов, включая Северо-Кавказское. Документы свидетельствуют о том, что российские самолеты не совершали полетов в направлении территории Грузии. Границу пересекали исключительно заявленные ранее воздушные суда, полеты которых были плановыми и согласованными с грузинской стороной. Находясь на месте падения ракеты, российские эксперты по расположению сохранившихся там деталей установили, что сбросивший ракету самолет, если такой факт действительно имел место, должен был маневрировать, выполнив вираж, что подтверждают очевидцы. Однако данные радаров, представленные грузинской стороной, подобной информации не отражают. Более того, на представленных Тбилиси материалах четко виден след пересекающего границу самолета, однако отсутствуют другие объекты, которые по данным российского контроля воздушного пространства в это время находились в указанном районе. Проверить достоверность грузинских радарных данных не представляется возможным в связи с тем, что грузинская сторона отказалась указать местонахождение РЛС, сделавшей соответствующие записи.

2. На месте инцидента отсутствуют две трети деталей ракеты и обшивки, которые, то ли по незнанию, то ли умышленно, были уничтожены грузинской стороной, хотя могли бы помочь разобраться в обстоятельствах дела. Взрыватель также был уничтожен. Отсутствует центральный отсек, где расположены крылья, двигатель и боевая часть. На вопрос российской делегации о местонахождении центральной части грузинская сторона также признала, что уничтожила ее. Таким образом, был скоропалительно уничтожен тот отсек ракеты, на котором указаны ее номер, год изготовления, номер боевой части. Напрашивающийся вопрос о причинах столь поспешного уничтожения чуть ли не главных "улик" в деле остался без ответа.

3. По непонятной причине грузинские специалисты до прибытия российских экспертов зарыли и заровняли яму, в которой находилась ракета. Таким образом, стало невозможным определить глубину воронки и ее местоположение. При изучении же фотографий, представленных грузинской стороной, отчетливо видно, что на всех изображениях воронка не имеет обрамления, которого не могло не быть. Как удалось установить, 6 августа грузинская сторона для того, чтобы начать работы, с помощью тротиловой шашки массой 800 гр. - и официальный Тбилиси эту информацию не отрицает - провела подрыв верхней части ракеты. Следовательно, даже говорить о том, в каком положении находилась ракета и откуда она могла прилететь, становится невозможным. После взрыва тротила массой 800 гр. положение ракеты могло измениться.

4. В случае работы ракеты в штатном режиме, она не могла целиком погрузиться в землю без повреждений, как это, якобы, произошло по утверждению грузинской стороны. Пластиковая основа головной части разрушается при соприкосновении с землей. Из воронки могли быть извлечены только тяжелые элементы конструкции - детали двигателя или боевой части. Что касается запуска ракеты с самолета Су-24, то ракета устроена таким образом, что, если работал ее двигатель, а грузинская сторона настаивает на этом, то ракета не могла не взорваться.

5. Представленные российским экспертам части, якобы принадлежащие российской ракете Х-58, вообще не могли быть элементами одной ракеты, тем более российского производства. На одной из фотографий грузинской стороны представлен фрагмент прибора, надпись на котором исполнена на иностранном языке. По заявлению грузинской стороны, ракета была изготовлена в 1991-1992 годах. Однако, в соответствии с законодательством СССР и Российской Федерации, установка заграничных, импортных агрегатов на авиационные средства поражения Министерства обороны запрещается. То есть этот блок никак не мог появиться ни на советской, ни на российской ракете.

6. По запросу российских специалистов о местонахождении крыльев ракеты грузинская сторона смогла представить лишь осколки. Вместе с тем, поскольку ракета Х-58 является высокоскоростной, то ее крылья изготавливаются из титанового сплава. Тот материал, который был представлен в качестве крыльев, однозначно не является титаном.

7. В ходе переговоров грузинская сторона заявила российским специалистам, что при маневрировании "самолет-нарушитель" отстреливал тепловые ловушки. Однако самолеты Су-24 подобным устройствами создания ложных целей не оборудованы.

8. В качестве элемента "упавшей" ракеты российским экспертам был представлен блок, который действительно устанавливается на ракетах Х-58, однако его физическое состояние свидетельствует о том, что он находился на земле задолго до 6 августа сего года. Так, шов одного из отсеков, что видно невооруженным глазом, был ровно обрезан механизмами резки металла, а не был поврежден взрывом. То есть этот отсек был когда-то искусственно отделен от ракеты Х-58. Более детальное изучение упомянутого разреза показало наличие значительной коррозии и ржавчины, которые не могут в столь короткий срок появиться на стали, используемой для изготовления ракет подобного типа. На запрос о возможности снятия нагара с четвертого отсека управления ракеты с тем, чтобы провести в Москве спектральный анализ и установить время образования этого нагара, грузинская сторона ответила отказом.

9. Удивляет также беспечность или излишняя уверенность грузинских должностных лиц, которые вопреки элементарным нормам безопасности, которые изучают еще в школе, перед десятками видеокамер столпились вокруг неразорвавшегося снаряда мощностью в 150 кг тротила. Более того, к ракете подвели и президента Грузии Михаила Саакашвили, подвергнув его, таким образом, серьезной опасности.

В связи с вышеизложенным грузинская версия событий не подтверждается фактами и не может быть признана убедительной. Труднообъясним также факт уничтожения грузинской стороной всех мало-мальски существенных деталей, которые могли пролить свет на истинное развитие событий. Создается впечатление, что всему международному сообществу Грузией был продемонстрирован плохо отрепетированный и шитый "белыми нитками" фарс, имеющий одну цель - создать образ агрессивного врага в лице России. Не может не вызвать удивления реакция латвийских должностных лиц, которые еще до оглашения каких-либо, даже предварительных, результатов расследования заявили о поддержке Грузии и осудили факт нарушения ее суверенитета. Полагаем, что в любой ситуации подобные внешнеполитические акты должны быть политически взвешены и базироваться на объективно установленных и проверенных фактах, а не голословных заявлениях одной из сторон, основанных только на эмоциях и политической конъюнктуре. В этой связи не можем не напомнить, как Латвия безоговорочно поддержала Грузию в так называемом "боржомном деле", а затем, обнаружив грубые нарушения экологических норм и требований в боржоми уже на латвийском рынке, стала изымать этот продукт из продажи. Аналогичным образом официальная Рига поспешила осудить введенные Россией ограничения на ввоз польской мясной продукции, хотя впоследствии соответствующие службы Европейского союза признали мясную продукцию целого ряда польских производителей не соответствующей стандартам ЕС и опасной для здоровья. Призываем наших латвийских коллег в оценке международных событий и реакции на них исходить исключительно из должным образом установленных и проверенных фактов, а не эмоций и искаженного понимания принципа солидарности с партнерами и союзниками".