Во время событий августа 1991 года в Кемеровской области была очень напряженная обстановка. В других регионах на тот момент не было массового протеста, а в Кузбассе накануне бастовали шахтеры, противостояние было обострено, рабочее движение перерастало в политическое. Как 21 августа рассказал корреспонденту ИА REGNUM председатель Ассоциации общественных объединений "Общественная палата Кемеровской области" Владимир Лебедев, Кузбасс просто был пороховой бочкой.

"Я тот день - 19 августа - отлично помню, - говорит он. - В то время был членом президиума областного Совета народных депутатов (СНД), председателем комиссии СНД по защите гласности, анализу общественного мнения и связям с общественно-политическими объединениями и одновременно сопредседателем демократического блока СНД (по сути это была фракция), куда входили люди со свободным демократическим мышлением, в том числе и лидеры рабочего движения. Из 250 депутатов в блоке состояли 90, контрольного пакета голосов не было, но мы имели и оказывали существенное влияние за счет активных выступлений и четкой позиции".

Как отмечает Лебедев, обком партии на тот момент уже не имел влияния. Руководство облсовета занимало нечеткую позицию: слушали гкчпистов и Бориса Ельцина, окончательное решение приняли на сессии 21 августа, когда выяснилось, что политика ГКЧП проваливается, ситуация переломилась в пользу российского руководства.

По мнению Лебедева, стабильность в регионе удалось удержать благодаря активной и твердой позиции депутатов демблока, Совета рабочих комитетов и консультативного совета политических партий и общественных объединений, который был создан в ноябре 1990 года (с 1994 года этот орган переименован в Общественную палату Кузбасса, существующую до сих пор). "Эти три структуры активно действовали во время путча, сформировали общественное мнение тогда еще при поддержке ГТРК "Кузбасс" (возглавлял Геннадий Митякин, участвовал корреспондент Александр Колпаков - оба депутаты демблока): в эфире давали равные условия обеим сторонам - тем, кто был за и против ГКЧП, - добавляет он. - Важна была позиция областного радио, "Нашей газеты" (Дмитрий Шагиахметов) и ГУВД (возглавлял Виталий Шкурат), которые прислушивались к мнению людей".

Лебедев называет эти структуры основными стержнями, которые удержали Кузбасс от волнений: "Свежо дыхание забастовок, шахтерских волнений, возможны были столкновения разных взглядов, так сказать, порох был сухим". "Сохранять спокойствие и стабильность - было нашей задачей, - отмечает он. - На нас - на облсовет - Москва не выходила, мы директив не получали, а вот независимый профсоюз горняков рабочим комитетам рекомендовал начать забастовку, которую Кузбасс наряду с Воркутой и Карагандой хотели принять и были готовы, но мы рекомендовали не торопиться, не дестабилизировать обстановку. Таким образом, обошлось без взрыва благодаря государственному подходу большинства рядовых людей, в том числе - депутатов демблока".