Рекордно низкие по сравнению с соразмерными странами инвестиции иностранного капитала в Литву - давняя головная боль литовских властей. Например в 2003 г. в Литву, накануне ее вступления в Евросоюз, прямо иностранным капиталом была инвестирована смехотворно малая сумма, всего 552,2 млн литов (около 200 млн долларов). Как писал, оценивая данные по прямым инвестициям в 2004 г., главный аналитик приватизированного немецким капиталом банка Nord/LB Lietuva Римантас Рудзкис: "Грустный результат. Увы, результат, характеризующий поток прямых иностранных инвестиций, и далее остается лучшим для 2002 г., когда он превышал 2,6 млрд литов, а также во времена приватизации "Литовского телекома" (ELTA). Однако и эта сумма (около миллиарда долларов) считается очень маленькой, если сравнивать ее с инвестициями в соразмерные с Литвой страны.

В 2004 г., в год вступления в Евросоюз, Литва по прямым инвестициям на душу населения занимала последнее место среди стран Европы (а не только ЕС). Рудзкис: "По сравнению с Эстонией, инвестиции, достающиеся одному жителю Литвы, приблизительно в два раза меньше, а что касается суммы накопленных прямых инвестиций на душу населения, то мы находимся на последнем месте среди стран Европы". Напомним, что всего прямых иностранных инвестиций к концу декабря 2004 г. в Литве было накоплено 14,69 млрд литов. В пересчете на душу населения получается 4 727 литов (1 369 евро). Этот показатель и поставил Литву в конец таблицы, характеризующей страны Европы по сумме накопленных прямых инвестиций на душу населения.

Не лучше обстояли дела и в следующие годы. Уже будучи членом ЕС, Литва, после небольшого подъема инвестиций, испытывает новое падение. 14 июня 2006 г. BNS публикует материал "Поток прямых иностранных инвестиций упал в этом году на 50 проц.". Со ссылкой на Банк (Центробанк) Литвы сообщается, что "поток прямых иностранных инвестиций в Литве за четыре месяца этого года достигает 503 млн. литов - на 47, 3 проц. литов меньше, чем в январе-апреле прошлого года, когда он составлял 951, 9 млн. литов".

Если говорить в целом, то три года пребывания в ЕС и в НАТО, увы, не принесли Литве желанного бума иностранных инвестиций. Хотя Литва стала, благодаря членству в вышеуказанных международных сообществах, считаться "стабильной" страной, международный капитал предпочитает строить заводы и открывать свой бизнес в тех странах, где, может, и не столь много стабильности, но зато более привлекательные для инвестиций законы (и, прежде всего, налоговая система) и более дешевые рабочие руки. Установленный в Литве 15-процентный налог на прибыль для капитала уже не считается чем-то особо привлекательным, если можно найти страны, где этот налог близок к нулю. С другой стороны, господствующее в Литве в последние годы левое правительство, согласно местным экспертам, отпугивает инвесторов популистскими разговорами вроде введения прогрессивного налога со всеми вытекающими отсюда для будущих инвесторов последствиями.

Но одной из главных причин непривлекательности Литвы для инвесторов называют резкое подорожание рабочей силы после вступления в ЕС. По уровню зарплат Литва стала быстро догонять страны-старожилы ЕС. И хотя сегодня она еще значительно отстает от зарплаты на Западе ЕС, работать здесь за двести долларов в месяц уже никто не будет. Массовая трудовая эмиграция литовцев в открывшие свои рынки Великобританию и Ирландию не только подняла зарплаты оставшихся работников, а и создала дефицит рабочих рук. Даже литовские предприниматели сегодня ищут повсюду работников, начинают их привозить даже из Китая. В таких условиях страны-конкуренты, имеющие излишек дешевых рабочих рук, легко обходят Литву в борьбе за инвестиции.

Обратимся к цифрам. Последние данные Департамента статистики Литвы свидетельствуют, что крупные международные компании по-прежнему не хотят инвестировать в Литву. Согласно данным на 1 апреля 2007 г., прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Литве составляли 31,7 млрд. литов (9,2 млрд. евро). С начала текущего года поток инвестиций увеличился более чем на одну десятую. На одного жителя страны приходилось в среднем 9388 литов (2719 евро) ПИИ.

Если мы сравним эти данные с вышеприведенными данными за 2004 г., когда на душу населения приходилось 1369 евро, то нужно отметить рост за три года более, чем в два раза. Однако литовские эксперты не спешат радоваться. В декабре 2007 г. правительство Литвы продало польскому нефтеконцерну "ПКН Орлен" 30,66 проц. акций "Мажейкю нафты", за что получило 2,2 млрд. литов. Литовские СМИ так и пишут, что "продажа "Мажейкю нафты" - основная причина рекордного роста прямых иностранных инвестиций" (Respublika). В результате в 2006 г. поток ПИИ приблизился к 5 млрд. литов. Как пишет газета Respublika, "приходится сожалеть лишь о том, что ситуацию с иностранными инвестициями в Литве вновь спасают доходы от приватизации, а не инвестиции в "голое поле" или же приобретение частных предприятий. Их действительно немного - по пальцам можно пересчитать". В целом продажа "Мяжейкю нафта" полякам увеличила иностранные инвестиции в Литву почти на половину - на 44 проц.

Заметим, что именно благодаря продажам крупных государственных предприятий или принадлежащей государству части крупных государственных предприятий и отмечались в прошлом "рекордные" прыжки иностранных инвестиций в Литве. Так в 1998 г. был отмечен своеобразный рекорд в 3,7 млрд. литов. Но именно тогда был приватизирован скандинавами литовский телеком "Летувос телекомас" (сегодняшнее название - ТЕО ЛТ).

В основном в Литву теперь инвестируют страны ЕС - инвестиции государств ЕС в Литве составили на 1 апреля 2007 г. 26,3 млрд. литов, то есть 82,8 проц. всех иностранных инвестиций. Причем инвестиции 15 государств-"старожилов" ЕС составляли 48,3 проц. Инвестиции стран СНГ в Литву уменьшились до минимума и составили всего 8,2 проц.

Если мы обратимся опять к статистике, то по прямым инвестициям в Литву на 1 апреля 2007 г. лидирует Польша - 21,4 проц. всех инвестиций. На втором месте Дания с 12,5 проц. Понятно, что многолетнего лидера Данию Польша обошла благодаря покупке Мяжейкяйского нефтеперерабатывающего завода. На третьем месте Швеция - 10,7 проц. Германия на четвертом месте с 8,8 проц. И лишь на скромном пятом месте с 8,0 проц. находится Россия. Меньше России инвестировали лишь Финляндия (6,5 проц.), Эстония (5,6 проц.), Латвия (4,6 проц.), Нидерланды (4,3 проц.) и Норвегия (2,3 проц.).

Каковы же причины такого скромного места России? Конечно, важными причинами является заинтересованность российского капитала в том, чтобы инвестировать в страны СНГ, а что касается Евросоюза - в более "западные" страны ЕС, в том числе и в государства более "западных" новичков ЕС. Однако нельзя не учитывать и политический фактор. С одной стороны, Литва - хотя, наверно, и не в такой мере, как две другие прибалтийские республики - не является самым дружественным партнером России. С другой стороны, сама Литва делает многое, чтобы поставить преграды российским инвестициям, видя в этом "угрозу национальной безопасности". Особенно что касается инвестирования в крупные, "стратегические" объекты.

Характерной в этом смысле является статья "Чего не хватает, чтобы стратегия сдерживания России была дееспособной?", печатавшаяся недавно на сайте ведущей литовской газеты Lietuvos rytas. Ее автор, известный политолог Альгис Тилиндис, выражает точку зрения определенных политических сил Литвы. Согласно этим взглядам, чтобы "стратегия сдерживания России" была эффективной, нужно, по словам политолога, составить список тех бизнес-структур, которые связаны каким-либо образом с Россией и законодательно запретить им финансировать литовские партии, как это было сделано с инвесторами в экономической сфере. "Отмежевать российский или с Россией связанный капитал от литовской политики сравнительно несложно, - учит автор. - Для этого прекрасно подходит стратегия, успешно используемая в экономической области, которая призвана обеспечить экономическую безопасность Литвы. В экономической области имеются законы, утверждающие список стратегических предприятий, инвестируемый в которых капитал должен отвечать критериям европейской и трансатлантической интеграции, чтобы избежать перехода этих предприятий в руки России". Эта стратегия была успешно применена в отношении Мяжейкяйского нефтеперерабатывающего завода, когда российским или связанным с ними компаниям, не смотря на то, что они обладали нефтью, не разрешили купить объект или хотя бы принять участие в его управлении: завод достался не обладающему собственной нефтью польскому концерну. Другой пример - новая АЭС в Литве, в которую собираются инвестировать, кроме Литвы, Латвия, Эстония и Польша. Можно ли представить, чтобы к этим инвесторам добавилась Россия? Очевидно, что АЭС является "стратегическим объектом" и само ее строительство открыто воспринимается как создание энергетического источника, призванного "освободить" Литву и другие страны региона, членов ЕС, от "энергетической зависимости" от России. Но именно в крупные "стратегические" объекты и направляются, как правило, самые большие потоки иностранного капитала.

Но вернемся к тенденциям в инвестиционном климате Литвы. Нет ли в нем и положительных моментов? Хотя общий объем зарубежных инвестиций остается, как признают сами литовские власти, более, чем неудовлетворительным, тем не менее, литовские аналитики отмечают позитивную тенденцию роста инвестиций. В целом инвестиции в 2006 г. продолжали расти. Ситуация не ухудшается и в текущем году.

По данным Банка Литвы, в первом квартале 2007 г. поток ПИИ в Литву составил 1,78 млрд. литов, что по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года больше на 1,17 млрд. литов, т.е. почти в 3 раза. Правда, опять же, мы должны учитывать при этом продажу "Мяжейкю нафты". Учитывая прямые инвестиции субъектов хозяйства страны за рубежом, чистые поступления в виде прямых инвестиций в первом квартале достигли 1,48 млрд. литов, что составило 7,4 проц. ВВП.

Литовские эксперты также с радостью отмечают, что пусть и в рамках все еще небольших инвестиций, Литва опережает две другие прибалтийские страны по приоритетным секторам инвестирования. В Литве в этот период наибольшие потоки инвестиций были направлены в секторы обрабатывающей промышленности, энергетики, а также финансового посредничества и строительства. В то же время в Эстонии и в Латвии инвестирование в основном было направлено в сферу финансового посредничества и составило соответственно 46 проц. и 24,6 проц. В Литве - лишь 16,7 проц. Зато по данным на 31 марта 2007 г. иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность Литвы составляли 38,3 проц. всех ПИИ. Остальные отрасли, привлекшие инвестиции иностранного капитала в Литву, распределились следующим образом: инвестиции в сферу транспорта, складирования и дистанционной связи -13,7 проц., оптовой и розничной торговли - 9,9 проц., в сферу электро-, газо- и водоснабжения - 9,4 проц. всех ПИИ.

Кстати, этот фактор стал козырем для Литвы в разговорах о возможностях "перегрева" экономики. Вот что пишет газета литовских деловых кругов Verslo žinios: "По причине разной структуры иностранных инвестиций экономике Литвы перегрев угрожает в меньшей степени, чем Эстонии или Латвии. Больше всего инвестиций в Эстонии и в Латвии направлено на финансовое посредничество, а в Литве - в обрабатывающую промышленность. Литва из прибалтийских стран выделяется и прямыми иностранными инвестициями в строительство, операции недвижимости, аренду и в другие сферы бизнеса".

Наконец, было бы интересно для сравнения взглянуть на то, а как литовский капитал инвестирует в другие страны. По данным Департамента статистики Литвы на начало второго квартала текущего года, за рубежом литовцы инвестировали 3,4 млрд. литов. Больше всего средств - 1,3 млрд. литов (38,4 проц. всех ПИИ) - было размещено в Латвии, в России - 0,4 млрд. литов (13,1 проц.). Напомним, что литовский капитал занимает ведущее место среди иностранных инвестиций в Калининградскую область. Правда, львиную долю Литва все же инвестирует в государства Евросоюза. Прямые инвестиции Литвы в странах ЕС составляли 2,5 млрд. литов (71,7 проц.), в странах СНГ - 0,8 млрд. литов (22,1 проц.).

Безусловным лидером в зарубежных инвестициях литовского капитала является торговля - литовская сеть супермаркетов (ведущее название Маxima) покрыла не только территорию Латвии, в немного меньшей степени Эстонии, но проникла и в более западные государства ЕС. Литовские предприятия инвестировали в основном в сферу оптовой и розничной торговли за рубежом 1,1 млрд. литов (32 проц. всех прямых инвестиций за рубежом), в обрабатывающую промышленность - 0,7 млрд. литов (20,2 проц.), в сферы недвижимого имущества, аренды и в другой бизнес - 0,7 млрд. литов (19,6 проц.). Все больше средств литовские предприятия вкладывают за границей в торговлю, секторы недвижимого имущества, аренды, а также в другой бизнес. Что касается обрабатывающего производства, то больше всего средств было вложено в производство химических продуктов - 47,6 проц., в производство пищевых продуктов, напитков и табака - 19,0 проц., в производство машин и оборудования - 18 проц. всех прямых инвестиций в обрабатывающее производство за рубежом.

Наконец, стоит поставить более остро и вопрос о том, почему крупный иностранный капитал не выбирает Литву. Условия для инвестирования в Литве не самые плохие, а во многих аспектах даже и лучше, чем в других странах. Однако иностранный капитал выбирает лучшие из лучших, учитывая весь комплекс "за" и "против". А здесь Литва, увы, проигрывает на конкурентном поле. В этом смысле характерна оценка ситуации, данная недавно в газете Lietuvos rytas. Газета обратилась к мнению американского эксперта - вот его взгляд на сегодняшнюю ситуацию с иностранными инвестициями в Литву: "Смотря из США, условия для бизнеса в Литве кажутся совсем неплохими. Однако они еще не такие хорошие, чтобы американские компании сразу бросились инвестировать в страну, омываемую Балтийским морем. В поисках государств, в которые можно было бы инвестировать, предприниматели теперь уже ищут по всей карте мира и сравнивают разные государства на разных сторонах Земли. Об этом Lietuvos rytas говорил со старшим вице-президентом самой большой американской организации бизнеса - Торговой палаты США - Даниэлем У.Кристманом. "Инвесторы имеют выбор из тысяч возможностей. Литва уже должна конкурировать не только с соседями, но и со странами, которые находятся на другой стороне Земли. Окружение, в котором оказалась Литва, уже очень конкурентно. Литва - часть ЕС. Поэтому компании США могут выбрать не одно из государств Прибалтики, но одно из государств Центральной или Восточной Европы", - говорит Даниэль У.Кристман. Инвесторов нужно привлечь, а не тянуть силой".

Таким образом, можно констатировать, что неудачи Литвы в сфере привлечения инвестиций - обусловлены не одной, а целым рядом причин. Тут есть как объективные причины (нахождение в определенном географическом регионе, где имеются и более бедные страны с более дешевой рабочей силой, небольшой рынок, нехватка рабочей силы), так и зависящие от действий литовских властей: не самые привлекательные налоговые условия для инвесторов, все еще высокий уровень бюрократизма и коррупции, определенная политическая линия, не всегда позволяющая крупные инвестирования со стороны стран, которые не принадлежат к "евроатлантическому" направлению. Тем не менее нельзя сбрасывать со счетов, что российский капитал рассматривал и рассматривает страны Прибалтики, включая и Литву, как трамплин для завоевания рынка Евросоюза. Прибалтика слишком знакома и удобна для того, чтобы отсюда выходить на другие страны ЕС. Свидетельством этому может служить хотя бы покупка "Газпромом" Каунасской ТЭЦ, разбросанные по всей Литве автозаправочные станции "Лукойла", принадлежащий российскому капиталу банк Snoras, который уже выходит за пределы Литвы в направлении других стран Евросоюза. Поэтому, несмотря на ряд отпугивающих моментов, думается, российский капитал будет пытаться и дальше инвестировать в Литву, пусть и, вынуждено, не в "стратегически важные" объекты.

Виктор Ольжич