"Гагаузский правозащитник Иван Бургуджи сейчас действительно находится в крайне тяжелом положении, но мы не можем однозначно судить, какими условиями для содержания подобных больных располагает тюремная больница в Молдавии", - сказал 17 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько, комментируя перевод Ивана Бургуджи из Центра нейрохирургии в тюремную больницу до окончания постоперационной реабилитации.

Напомним, 9 августа Бургуджи провели операцию на позвоночнике в Центре нейрохирургии Министерства здравоохранения Республики Молдова. 15 августа, до истечения постоперационного реабилитационного периода, его перевели в тюремную больницу.

Василий Калько сказал: "Тюремная больница представляет собой симбиоз между больницей и тюрьмой. Наверняка разница между условиями в специализированном центре и в тюремной больнице существенна. В обычном лечебном центре разрешено посещение родственников и знакомых, а в лазарете при тюрьме это невозможно или, по крайней мере, весьма проблематично. Необходимо также понимать, что очень важна атмосфера, в которой проходит выздоровление больного. При отсутствии всех этих факторов реабилитация после операции, думаю, усложняется. Если не доволен он и его родные, то здесь уже должны быть четкие показания".

"Я знаю, что он уже неоднократно обращался с просьбами и жалобами к главе миссии ОБСЕ в Молдавии Луису О'Ниллу, - продолжил Калько. - Но говорить о действенности и результативности жалоб и обращений в адрес представительства миссии ОБСЕ в Молдавии очень сложно. Дело в том, что миссия ОБСЕ больше говорит, чем делает. Хоть в Европе и кричат на каждом шагу о том, что права человека превыше всего, - это блеф и рассчитано на простачка. Судьба конкретного человека их совершенно не волнует, а если и волнует, то в последнюю очередь. Они заняты собственными интересами и собственной политикой. Например, когда убийца Илашку сидел в Приднестровье, то ОБСЕ российским и приднестровским властям, а также и всему мировому сообществу плешь проела по вопросу освобождения этого террориста. А Бургуджи по политическим мотивам закрыли, и его судьба никого, в общем-то, и не интересует. Вот в чем проблема. Так что если честно, то миссии ОБСЕ мало веры. Если бы их беспокоила судьба Бургуджи, то они бы сейчас такую бурю подняли, что дошли бы до европейского суда".

"Могу сказать, что аппарат уполномоченного по правам человека в Приднестровье обращался с просьбой по отдельной проблеме в адрес миссии ОБСЕ в Молдавии. Но прошло уже два месяца, и пока нет никаких результатов", - резюмировал Василий Калько.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 22 июня 2007 года Рышканский районный суд города Кишинева приговорил гагаузского общественного деятеля и правозащитника Ивана Бургуджи к 12 годам тюрьмы. Гагаузский правозащитник и один из лидеров оппозиции Иван Бургуджи был арестован 17 декабря 2006 года сотрудниками спецподразделения отдела по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Молдова. Прокуратура долго не могла определиться с формулировкой обвинения и меняла её несколько раз. Вначале задержанному Бургуджи было предъявлено обвинение в "злостном хулиганстве", однако вскоре прокуратура отказалась от этого обвинения и остановилась на "присвоении бюджетных средств". Речь идёт о средствах, выделенных исполкомом Гагаузии в период 1999 - 2001 гг. на функционирование представительства автономии в Приднестровье и якобы присвоенных Иваном Бургуджи, возглавлявшим данное представительство. Стоит отметить, что Бургуджи был официально утверждён в должности специальным постановлением Народного собрания Гагаузии и действовал согласно "Положению о представительствах Гагаузии на территориях других государств и регионов". 10 января 2007 года Министерство внутренних дел Республики Молдова обратилось к исполкому Гагаузии с предложением участвовать в уголовном деле против Бургуджи в качестве истца. Однако исполком, по причине отсутствия претензий к деятельности представительства Гагаузии в Приднестровье, ответил на данное предложение отказом. Более того, исполком Гагаузии направил в МВД ходатайство о прекращении уголовного преследования Бургуджи. По словам адвокатов и родственников Бургуджи, как само задержание, так и последующее нахождение правозащитника под арестом проходило с многочисленными и грубыми нарушениями процессуальных норм.