"КоммерсантЪ" пишет, что Минфин обнародовал информацию о долговых обязательствах российских регионов, зафиксированных в государственных долговых книгах субъектов РФ. На 1 июля 2007 года суммарный госдолг российских регионов превысил 418,7 млрд рублей.

Так, долг Нижегородской области составил 4,9 млрд рублей, Кировской - 1,4 млрд рублей, Республики Мордовия - 1,8 млрд рублей.

В реестре Минфина, впрочем, нет актуальной информации о долгах 12 регионов - Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Тувы, Чечни, Пермского края, Псковской, Саратовской областей, Бурятского Агинского и Усть-Ордынского, Эвенкийского, Таймырского и Ненецкого АО.

По оценкам Минфина, ВВП России за первое полугодие 2007 года составил 13,9 трлн рублей, бюджетный прогноз составляет 31,2 трлн рублей, таким образом, суммарный региональный госдолг сейчас не превышает 1,5% ВВП. Это неудивительно: большая часть регионов, не являющихся донорами федерального бюджета, серьезно ограничена в возможностях заимствований Бюджетным кодексом.

Региональный госдолг достаточно равномерно распределен по инструментам заимствований: 184,4 млрд рублей из него приходится на региональные облигационные займы, 100,5 млрд рублей- на прямые кредиты по кредитным соглашениям и договорам, 91 млрд рублей - на госгарантии. Бюджетные кредиты и ссуды из федерального бюджета превысили 41 млрд рублей, или менее 10% долга. Прочие виды заимствований непопулярны, на них пришлось около 0,6 млрд рублей долга.

Так, 579,7 млн рублей госдолга Нижегородской области пришлось на госгарантии; 152,9 млн рублей - на бюджетные ссуды; 207,6 млн рублей - на бюджетные кредиты. Обязательства кировского региона распределились следующим образом: 150 млн рублей - прямые кредиты, 327,8 млн рублей - госгарантии и 51,3 млн рублей - бюджетные кредиты.

Республика Мордовия в свою очередь предпочитает лишь госгарантии (1,2 млрд рублей) и бюджетные кредиты (624,3 млн рублей).

Однако при более внимательном изучении таблицы Минфина понятно, что привлечение средств в бюджеты регионов - удел немногих, а большинство регионов сформировало стратегию заимствований, основанную на одном или двух инструментах.

Например, вторым по размеру выданных госгарантий в России является Татарстан, в долговых книгах которой практически нет никаких других видов заимствований, - 17,3 млрд рублей.

Близкие по размеру долги Москвы (92,2 млрд руб.) и Московской области (90,9 млрд рублей) составляют 46% общего регионального долга. За ними следует Татария с 18 млрд рублей. госдолга и Саха, где долг 14,6 млрд рублей распределен в облигациях (7,8 млрд рублей.) и госгарантиях (4,1 млрд рублей).

Кемеровская область, напротив, предпочитает занимать у банков (9,1 млрд рублей кредита). Наиболее большой удельный долг на душу населения, занятый регионом у банков, у Чукотки, где кредитные учреждения профинансировали бюджет на 3,8 млрд рублей. В ряде промышленных регионов, например в Хакасии, заимствования практически не используются бюджетами, там региональный госдолг составил около 49 млн рублей, и меньше в России должны лишь Адыгея (32 млн рублей) и Еврейская АО (42 млн рублей).

Рынок региональных облигаций в России, за исключением Москвы и Московской области, в чьих долговых книгах фигурируют займы на сумму 55 млрд и 50 млрд рублей, остается практически неразвитым: из 31 региона, выпускавшего облигации, средний показатель размеров облигационных займов около 2,7 млрд рублей (сейчас в обращении находятся нижегородские облигации второго выпуска на 2,5 млрд рублей и третьего выпуска на 2 млрд рублей).

Такие займы разрешены только регионам-донорам бюджета. Вряд ли надежда на то, что снятие Минфином ограничений на эмиссию региональных облигаций создаст новый крупный рынок, оправданна.

Несколько лет сверхжесткой бюджетной политики привели к тому, что, кроме Москвы и Московской области, регионы предпочитают не жить в кредит вообще.