5 февраля в здании Правительства Москвы состоялась пресс-конференция председателя Департамента социальной защиты населения Москвы Игоря Сырникова на тему "Об изменениях в организации пенсионного обслуживания жителей Москвы с 1 января 2003 г."

Как сообщил в своём докладе И. Сырников, целью пресс-конференции является освещение изменений, которые произошли в организации пенсионного обслуживания с 1 января 2003 года. В Конституции РФ вопросы социальной защиты, в том числе и пенсий, отнесены к ведению как РФ в целом, так и ее субъектам, одним из которых является Москва. Вопросами назначения и выплаты пенсий всегда занимались органы социальной защиты, входящие в структуру органов исполнительной власти. В 1991 году в целях обеспечения своевременной выплаты пенсий и аккумулирования средств был создан был создан Пенсионный фонд РФ, который занимался сбором и аккумуляцией страховых взносов на пенсионное обеспечение, а с 1997 года также и ведением персонифицированного учета сведений о стаже и заработке работающих застрахованных граждан. Периодически на разных уровнях возникали вопросы, кто же все-таки должен заниматься пенсионным обеспечением, в связи с чем была выдвинута идея о том, что этим тоже должен заниматься Пенсионный фонд РФ. В порядке эксперимента в 1991 году такая работа была проведена в Московской области. Эксперимент получил положительную оценку, хотя все вопросы не удалось решить, поскольку отчислений, которые шли от работодателей, было недостаточно, следвтвием чего были периодические задержки пенсий. В сентябре 2000 года был издан Указ Президента РФ, в котором субъектам РФ рекомендовалось заключить с Пенсионным фондом соответствующее соглашение по передаче полномочий по назначению и выплате пенсий. В ряде регионов эти соглашения были заключены. Однако в Москве эта работа столкнулась с рядом осложнений: в мегаполисе действует очень разветвленная система социальной защиты, которую сложно менять. Но с января 2002 года вступили в действие два федеральных закона: Закон о трудовых пенсиях и Закон об обязательном пенсионном страховании, в которых прописано, что вопросами назначения и выплаты пенсий необходимо заниматься Пенсионному фонду РФ. В столице вопросами пенсий занимается 103 районных управления социальной защиты, причем пенсионное обеспечение - это только 30% их работы.

В рамках нового федерального законодательствава с июня 2002 года Департаментом социальной защиты совместно с Пенсионным фондом прорабатывается вопрос по порядку передачи полномочий Пенсионному фонду. Длительно готовился и согласовывался проект соответствующего документа Правительства Москвы. Москва, как особо отметил И. Сырников, отличается от других регионов: это компактная территория, на которой проживает большое количество пенсионеров (2,6 миллиона). В течение последних 12 лет на базе различных учреждений социальной защиты Департаментом соцзащиты была сформирована единая комплексная систему социальной защиты. В Москве в целях поддержки пенсионеров, особенно неработающих, осуществляются городские доплаты к пенсиям. Кроме того, компенсируется абонентская плата за телефон и осуществляются выплаты пособий на детей. Всего в Москве свыше 3 млн. человек, которые попадают под действие органов социальной защиты. В результате работы с Пенсионным фондом было принято решение, что на первом этапе с 1 января 2003 года городское учреждение Пенсионного фонда по Москве и области начинает назначать все виды пенсий лицам, впервые приобретшим право на эти пенсии. Пенсионное обслуживание граждан, пенсии которых оформлены до начала этого года, пока продолжают осуществлять органы социальной защиты населения Москвы. Такое решение обусловлено тем, что пока не удалось создать достаточно большую сеть для обеспечения всех пенсионеров города. Некоторые районные управления социальной защиты в соответствии с постановлением Правительства Москвы передали часть своих помещений отделениям Пенсионного фонда. Однако в 32 районах Москвы, например в Северном и Южном Бутово, Митино, Новокосино, помещения еще не подобраны, поэтому пока обслуживанием в том числе и новых пенсионеров там занимаются органы социальной защиты. После того, как будут подобраны помещения для отделений Пенсионного фонда и специалисты, работа будет отлажена, и тогда уже будет осуществляться постепенная передача Пенсионному фонду пенсионеров прошлых лет.

После назначения пенсии в территориальном отделении Пенсионного фонда каждому гражданину будет выдаваться памятка-разъяснение, чтобы он знал, что имеет право на городскую доплату к пенсии. В городе около 2 млн. неработающих пенсионеров получают городскую доплату в размере от 416 до 1043 рублей, и в зависимости от средств городского бюджета несколько раз в год эти доплаты по-прежнему будут повышаться. На текущий год в Программе социальной защиты заложено увеличение доплат с 1 мая, 1 августа и с 1 ноября, соответственно, 70, 70 и 100 рублей. Только на это увеличение потребовалось 4,3 млрд. рублей. Что изменится в жизни людей в связи с пенсионной реформой? Самое очевидное, по мнению И. Сырникова, то, что от этого выиграют люди следующих поколений. Новый подход отменяте уравнительную систему выплаты пенсий и предполагает, что размер пенсии гражданина зависит от того, сколько он внес в Пенсионный фонд. Как дополнил первый заместитель председателя Правления Пенсионного фонда РФ, руководитель отделения Пенсионного фонда России по Москве и Московской области Александр Куртин, к изменениям относится также и то, что пенсия теперь назначается по месту жительства, а не по месту работы. Сегодня человек может работать на двух и более работах, и данные трех бухгалтерий могут быть сведены в персонифицированном учете. Но на всякий случай эти сведения доступны и по месту жительства, куда поступает наиболее полная информация. Что касается способа получения пенсии, то пенсионеры будут получать её, как и раньше, в сбербанке или по почте. Но в случае возниконовения каких-либо проблем или жалоб, обращаться надо будет не в органы соцзащиты, а в управления Пенсионного фонда. В ближайшее время это коснется только пенсионеров этого года, однако постепенно и пенсионеры прошлых лет будут переходить к Пенсионному фонду. Пенсионная реформа - это скорее технический инструмент, и наша задача, чтобы пенсионер даже не почувствовал изменений, заключил А. Куртин.