В преддверии нового учебного года ученые-педагоги в Санкт-Петербурге предлагают петербуржцам - родителям будущих первоклассников выяснить их собственную степень готовности к тому, что в доме появляется школьник. Сейчас эта методика находится в стадии апробации: на сто вопросов - а именно столько содержит опросник - ответили уже более ста петербуржцев. Корреспондент ИА REGNUM встретился с автором методики - заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. Герцена Ириной Хоменко.

ИА REGNUM: Ирина Алексеевна, обычно накануне учебного года обсуждают тему школьной зрелости, готовности будущего первоклассника к началу школьной жизни. Почему сферой ваших интересов и создания этой методики вопросов стала именно готовность родителей к тому, что в семье появляется ученик?

Традиционно в науке изучается готовность к школе ребенка, но мы считаем, что нужно говорить о готовности семьи, родителей, ведь именно семья может либо помочь ребенку в образовании, либо стать для него непреодолимым препятствием. Многие родители предполагают, что достаточно научить ребенка писать-считать - и его можно отправлять в школу. Это не так. Первое, что должны сделать мамы и папы, предполагая отправить свое чадо "в поход за знаниями", - это спросить себя: а хорошо ли я представляю тот процесс, который ждет нас? Хорошо ли я знаю себя и своего ребенка? Не путаю ли я свои и его цели и возможности? Ребенок - это не маленькая копия родителей, не их продолжение, обязанное соответствовать чьим-то ожиданиям, а отдельный, "новый" человек, который в процессе образования должен увидеть свою индивидуальность и быть способным реализовать себя. Кстати, важная задача для взрослых - научиться быть учителем и немножко психотерапевтом для своих детей, уметь разобраться в себе, своих амбициях, нереализованных мечтах, ведь родители тоже осваивают новую для себя роль, - с той лишь разницей, что им в этом деле мало кто помогает.

Наш опросник - это не строгий тест для выявления некоей объективной ситуации, а всего лишь способ показать респонденту многомерность будущей учебной деятельности ребенка, и, соответственно, многомерность родительской роли, роли семьи. После того, как родители внимательно и вдумчиво отвечают на наши вопросы, они начинают видеть себя по-другому, даже сами вопросы нередко оказывают сильный педагогический эффект: родители обнаруживают те пробелы в своих знаниях и умениях, которые в будущем превратятся в проблемы и для ребенка, и для школы, и для семьи.

ИА REGNUM: В чем суть этих ста вопросов, на что они направлены, что родители в результате могут почерпнуть?

Мы определили несколько позиций готовности родителей. Первая - это психологическая - то, как родитель воспринимает процесс обучения ребенка, насколько у взрослого развиты навыки саморегуляции, умение оказать ребенку (и себе!) психологическую поддержку, так как дети сталкиваются в процессе обучения с самыми разными проблемами. Но одни родители могут сдержаться и не выплескивать на ребенка свои негативные эмоции, а другие требуют от него успехов любой ценой. И цена эта, нередко, - уничтожение личности ребенка на той стадии, когда он только-только начинает свое вхождение в социум. Далеко не всегда родители готовы психологически воспринять своеобразие своих детей, примириться с тем, что они имеют другие интересы и другие способности. Все это выясняется с началом школьной жизни, и бывает, что вся семья повергнута в шок: откуда это "бестолковое" сокровище? почему он не хочет того, что я хотел в его годы? как можно не понимать очевидных вещей? И так далее. Поэтому, если помочь взрослым принять ребенка таким, какой он есть, осознать свои реакции и их причины, - процесс адаптации семьи к школьной жизни пойдет намного легче.

Второе - это педагогическая готовность. Она заключается в умении организовать учебную деятельность ребенка, его режим труда и отдыха, правильно определить меру помощи в выполнении домашних заданий и так далее. Это фактически умение помочь ребенку учиться.

ИА REGNUM: Многие родители чувствуют себя растерянными перед школой - они не знают своих прав и обязанностей. Могут ли они на основании ответов на ваши вопросы понять, насколько их правовые знания соответствуют реалиям?

Да, у нас есть вопросы, которые позволяют определить социально-юридическую готовность родителей к обучению их детей в школе. (Это третий вид готовности, выделенный нами в опроснике). По закону РФ "Об образовании", ответственность за получение ребенком образования лежит на родителях. Но родители не всегда могут сориентироваться в правовом поле, от чего возникает много недоразумений, которые впоследствии отражаются на их детях. Наши исследования показали, что взрослые лучше ориентируются в "Законе о защите прав потребителей", чем в образовательном праве. Получается, что свои права в супермаркете они знают лучше, чем в школе. Разве это правильно? Если уж человек приводит ребенка в школу, то он должен ясно представлять меру ответственности всех участников образовательного процесса. Кстати, согласно нашим данным, именно этот вид готовности, по самооценке родителей, является самым низким.

ИА REGNUM: А чего чаще всего не знают родители?

Большая часть родителей не знакома с Конвенцией о правах ребенка, плохо знает Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс. Я уже не говорю о вышеупомянутом законе "Об образовании". Часто возникают и вполне обыденные ситуации, в которых взрослые испытывают затруднения. Например, родители не знают порядок перевода ребенка в другой класс, или хотят знать, имеют ли они право присутствовать на уроках, или за что в школе нужно платить, а что должно предоставляться бесплатно. Не зная своих прав и обязанностей, родители пишут необоснованные жалобы, обращаются в суд с исками. Социально-юридическая неграмотность часто порождает конфликты.

ИА REGNUM: Иногда родителям кажется, что ребенку к школе надо купить все самое-самое дорогое. Но не всегда это оказывается самым лучшим.

Действительно, четвертый вид готовности родителей к тому, что в семье появляется школьник - это материальный фактор. В результате наших опросов выяснилось, что мало кто из родителей может правильно выбрать детские товары, часто школьные принадлежности покупаются неадекватно дорогие или просто вредные, которые будут не помогать, а мешать ребенку учиться. Даже оборудование комнаты маленького школьника для многих проблема - взрослые часто судят по себе и не знают, какие вещи эргономичны для ребенка. Родителям надо обязательно разобраться, какое материальное вложение будет способствовать развитию их ребенка, а какое затормозит процесс адаптации к школьному обучению. Кстати, то, что хорошо для одного ребенка, может быть плохо для другого. А ведь на школьных базарах редко кто соотносит цвет ранца с психологическим типом первоклассника...

Пока мы остановились на этих четырех позициях. Опросник получился довольно объемным, зато родитель в итоге получает свой "индивидуальный профиль готовности", а вернее - неготовности, поскольку наша задача - выявить те проблемные зоны, которые требуют психолого-педагогической помощи семье.