Петербургский педагог: Многие родители абсолютно не готовы к тому, что их дети становятся школьниками

Санкт-Петербург, 13 Августа 2007, 15:11 — REGNUM  В преддверии нового учебного года ученые-педагоги в Санкт-Петербурге предлагают петербуржцам - родителям будущих первоклассников выяснить их собственную степень готовности к тому, что в доме появляется школьник. Сейчас эта методика находится в стадии апробации: на сто вопросов - а именно столько содержит опросник - ответили уже более ста петербуржцев. Корреспондент ИА REGNUM встретился с автором методики - заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. Герцена Ириной Хоменко.

ИА REGNUM: Ирина Алексеевна, обычно накануне учебного года обсуждают тему школьной зрелости, готовности будущего первоклассника к началу школьной жизни. Почему сферой ваших интересов и создания этой методики вопросов стала именно готовность родителей к тому, что в семье появляется ученик?

Традиционно в науке изучается готовность к школе ребенка, но мы считаем, что нужно говорить о готовности семьи, родителей, ведь именно семья может либо помочь ребенку в образовании, либо стать для него непреодолимым препятствием. Многие родители предполагают, что достаточно научить ребенка писать-считать - и его можно отправлять в школу. Это не так. Первое, что должны сделать мамы и папы, предполагая отправить свое чадо "в поход за знаниями", - это спросить себя: а хорошо ли я представляю тот процесс, который ждет нас? Хорошо ли я знаю себя и своего ребенка? Не путаю ли я свои и его цели и возможности? Ребенок - это не маленькая копия родителей, не их продолжение, обязанное соответствовать чьим-то ожиданиям, а отдельный, "новый" человек, который в процессе образования должен увидеть свою индивидуальность и быть способным реализовать себя. Кстати, важная задача для взрослых - научиться быть учителем и немножко психотерапевтом для своих детей, уметь разобраться в себе, своих амбициях, нереализованных мечтах, ведь родители тоже осваивают новую для себя роль, - с той лишь разницей, что им в этом деле мало кто помогает.

Наш опросник - это не строгий тест для выявления некоей объективной ситуации, а всего лишь способ показать респонденту многомерность будущей учебной деятельности ребенка, и, соответственно, многомерность родительской роли, роли семьи. После того, как родители внимательно и вдумчиво отвечают на наши вопросы, они начинают видеть себя по-другому, даже сами вопросы нередко оказывают сильный педагогический эффект: родители обнаруживают те пробелы в своих знаниях и умениях, которые в будущем превратятся в проблемы и для ребенка, и для школы, и для семьи.

ИА REGNUM: В чем суть этих ста вопросов, на что они направлены, что родители в результате могут почерпнуть?

Мы определили несколько позиций готовности родителей. Первая - это психологическая - то, как родитель воспринимает процесс обучения ребенка, насколько у взрослого развиты навыки саморегуляции, умение оказать ребенку (и себе!) психологическую поддержку, так как дети сталкиваются в процессе обучения с самыми разными проблемами. Но одни родители могут сдержаться и не выплескивать на ребенка свои негативные эмоции, а другие требуют от него успехов любой ценой. И цена эта, нередко, - уничтожение личности ребенка на той стадии, когда он только-только начинает свое вхождение в социум. Далеко не всегда родители готовы психологически воспринять своеобразие своих детей, примириться с тем, что они имеют другие интересы и другие способности. Все это выясняется с началом школьной жизни, и бывает, что вся семья повергнута в шок: откуда это "бестолковое" сокровище? почему он не хочет того, что я хотел в его годы? как можно не понимать очевидных вещей? И так далее. Поэтому, если помочь взрослым принять ребенка таким, какой он есть, осознать свои реакции и их причины, - процесс адаптации семьи к школьной жизни пойдет намного легче.

Второе - это педагогическая готовность. Она заключается в умении организовать учебную деятельность ребенка, его режим труда и отдыха, правильно определить меру помощи в выполнении домашних заданий и так далее. Это фактически умение помочь ребенку учиться.

ИА REGNUM: Многие родители чувствуют себя растерянными перед школой - они не знают своих прав и обязанностей. Могут ли они на основании ответов на ваши вопросы понять, насколько их правовые знания соответствуют реалиям?

Да, у нас есть вопросы, которые позволяют определить социально-юридическую готовность родителей к обучению их детей в школе. (Это третий вид готовности, выделенный нами в опроснике). По закону РФ "Об образовании", ответственность за получение ребенком образования лежит на родителях. Но родители не всегда могут сориентироваться в правовом поле, от чего возникает много недоразумений, которые впоследствии отражаются на их детях. Наши исследования показали, что взрослые лучше ориентируются в "Законе о защите прав потребителей", чем в образовательном праве. Получается, что свои права в супермаркете они знают лучше, чем в школе. Разве это правильно? Если уж человек приводит ребенка в школу, то он должен ясно представлять меру ответственности всех участников образовательного процесса. Кстати, согласно нашим данным, именно этот вид готовности, по самооценке родителей, является самым низким.

ИА REGNUM: А чего чаще всего не знают родители?

Большая часть родителей не знакома с Конвенцией о правах ребенка, плохо знает Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс. Я уже не говорю о вышеупомянутом законе "Об образовании". Часто возникают и вполне обыденные ситуации, в которых взрослые испытывают затруднения. Например, родители не знают порядок перевода ребенка в другой класс, или хотят знать, имеют ли они право присутствовать на уроках, или за что в школе нужно платить, а что должно предоставляться бесплатно. Не зная своих прав и обязанностей, родители пишут необоснованные жалобы, обращаются в суд с исками. Социально-юридическая неграмотность часто порождает конфликты.

ИА REGNUM: Иногда родителям кажется, что ребенку к школе надо купить все самое-самое дорогое. Но не всегда это оказывается самым лучшим.

Действительно, четвертый вид готовности родителей к тому, что в семье появляется школьник - это материальный фактор. В результате наших опросов выяснилось, что мало кто из родителей может правильно выбрать детские товары, часто школьные принадлежности покупаются неадекватно дорогие или просто вредные, которые будут не помогать, а мешать ребенку учиться. Даже оборудование комнаты маленького школьника для многих проблема - взрослые часто судят по себе и не знают, какие вещи эргономичны для ребенка. Родителям надо обязательно разобраться, какое материальное вложение будет способствовать развитию их ребенка, а какое затормозит процесс адаптации к школьному обучению. Кстати, то, что хорошо для одного ребенка, может быть плохо для другого. А ведь на школьных базарах редко кто соотносит цвет ранца с психологическим типом первоклассника...

Пока мы остановились на этих четырех позициях. Опросник получился довольно объемным, зато родитель в итоге получает свой "индивидуальный профиль готовности", а вернее - неготовности, поскольку наша задача - выявить те проблемные зоны, которые требуют психолого-педагогической помощи семье.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
«Нафтогаз»: Нужно допсоглашение с РФ, иначе газ до нас не дойдет
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна
NB!
07.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк III
NB!
07.12.16
Путин дал высокую оценку работе ФСБ в период выборов
NB!
07.12.16
В Израиле рекомендовано проверить подарок Дмитрию Медведеву
NB!
07.12.16
КНБ Казахстана сообщило подробности спецоперации в Актюбинске
NB!
07.12.16
Ярославцы обещают Сергею Собянину назвать мост в его честь