В действиях руководителя профсоюза "Единство", ставшего инициатором забастовки на "АВТОВАЗе", нет экономической логики, а есть политическая логика. Как сообщает ИА REGNUM, такое мнение на пресс-конференции в Москве 8 августа высказал директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

"Логики защиты интересов труда в действиях "Единства" нет. Можно вспомнить, что его лидер Петр Золотарев участвовал на предыдущих выборах мэра Тольятти, а в марте состоятся очередные выборы. У этого профсоюза, который существует достаточно давно, есть особенность - активизироваться перед выборами. Например, его предыдущий лидер стал депутатом Госдумы", - сказал Минченко. Организация забастовки работников завода, прошедшая 1 августа, по его словам, была "связана с интересами "Справедливой России", один из членов которой финансирует этот профсоюз".

Минченко также отметил, что в последнее время на "АВТОВАЗе" "зачищали структуры", связанные с криминалом. В качестве примера, эксперт напомнил о попытке вывоза запчастей с завода на сумму более 100 тыс. руб, которую милиции удалось пресечь. В результате "зачисток", сказал Минченко, появился "небольшой слой людей, крайне недовольных тем, что их оттеснили от "АВТОВАЗа".

Вице-президент - исполнительный директор Института профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений Владимир Наумов назвал действия профсоюза "Единство" "призывом к противозаконной деятельности". "Если бы работники не вернулись к окончанию смены, они должны были бы быть подвергнуты к каким-либо действиям со стороны руководства", - подчеркнул он. "Да, зарплата там низкая. Но нельзя сбрасывать со счетов длительную работу ФНПР (Федерация независимых профсоюзов - ИА REGNUM) по разрешению этой проблемы, - заметил Владимир Наумов. - Было бы лучше и эффективнее решать эту проблему с традиционными профсоюзами". Эксперт также обратил внимание на то, что при сопоставлении зарплат рабочих в секторе автопрома, заработки на "АВТОВАЗе" находятся на уровне выше среднего: около 14 тыс. руб. против 12 тыс. руб. "И социальные проблемы там решаются не хуже, чем на других заводах", - добавил он.

"Действительно, требование немереное по повышению зарплаты, - заметила глава института управления социальными процессами ГУ - ВШЭ Татьяна Четвернина. - При этом они просят не столько в 2-3 раза повысить зарплату, сколько увеличить тариф составляющей. Сама она составляет около 6 тыс. руб.".

Забастовка должна рассматриваться как крайняя мера, полагает член комитета по трудовым отношениям и социальному партнерству РСПП Олег Куликов. "Как только за столом переговоров возникает угроза забастовки, конструктивные переговоры невозможны. Либо работодатель поддастся шантажу, либо нет", - отметил он.

По словам научного руководителя Высшей школы экономики Григория Ясина, для "АВТОВАЗа" наступил момент истины". Новые марки не пользуются большим спросом, объем продаж автомобилей, выпускаемых заводом, за первое полугодие 2007 г. сократился более, чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 49% до 34,7%). Кроме того, как отметил Олег Куликов, производительность труда на "АВТОВАЗе" оставляет желать лучшего. "Почему все новые предприятия с участием иностранного капитала не идут в Тольятти, а выбирают Ленинградскую область или Калужскую область? Это оценка рынком квалификации, качества труда в Тольятти, к сожалению", - заявил он.

Ясин уверен, что борьба "рабочего класса с бизнесом" будет только обостряться. Вместе с тем, рабочее движение должно работать на экономику, а не ослаблять ее. "Давление должно быть более энергичным со стороны профсоюзов, и если это будет не ФНПР, то другие будут. Вопрос - играют ли они в политику? Это было, есть и будет всегда, иначе в реальной жизни, борьбе не бывает. Главное, чтобы это было в рамках закона. Но само движение - это не беда, это позитивное явление, становление нормальных отношений работника и работодателя", - полагает экономист.