Представитель президента в Верховной раде пятого созыва, экс-министр юстиции, №36 в избирательном списке блока "Наша Украина - Народна самооборона", соратник Виктора Ющенко родом из американской диаспоры Роман Зварич в интервью ИА REGNUM рассуждает о возможных фальсификациях на выборах 30 сентября и о том, как президент и его политическая сила будут противостоять возможным фальсификациям со стороны их политических соперников.

ИА REGNUM: Что Вы думаете по поводу "темы фальсификаций", которая постоянно обсуждается в экспертной среде? Как все в действительности будет?

Я могу делать вывод по современной ситуации, исходя из прошлого опыта. Хочу напомнить, что в 2004 году на президентских выборах были массовые случаи фальсификации выборов, использования административного ресурса, голосования на дому, всевозможных технологий, например "каруселей" и т.д. Как правило, это происходило в южных и восточных областях Украины. Как вы знаете, были открыты криминальные дела в отношении фальсификаторов, но к большому сожалению, из-за заполитизированой прокуратуры их не довели до логического конца. Я не помню случаев, когда бы нужно было органам прокуратуры открывать криминальные дела относительно фальсификаций в западных или центральных областях Украины, где как раз находится основной электорат нашего блока. Если исходить из этого исторического опыта, то по моему мнению есть все основания говорить о том, что если будут такие случаи, то они будут иметь место как раз в тех областях, где есть основная опора Партии регионов. Со стороны блока "Наша Украина - Народная самооборона" будет сделано все возможное, чтобы этого не случилось. Закон предоставляет много возможностей для этого, в том числе на уровне избирательных комиссий, наблюдателей...

ИА REGNUM: Виктор Ющенко в своем выступлении на съезде блока 7 августа завил, что он со своей стороны сделает все, чтобы выборы были демократическими и честными? Какие у него для этого есть ресурсы, полномочия и механизмы?

В первую очередь, это члены участковых комиссий. Наши люди будут в каждой из 33 тысяч избирательных комиссий по всей Украине. Все эти люди очень хорошо подготовлены к своей работе. Мы уже провели, если не ошибаюсь, 7 учебных семинаров для них в разных регионах страны. Это будут наши глаза и наши уши. А информацию, которую они будут передавать в центральный избирательный штаб блока, мы будем предоставлять в том числе президенту Украины Виктору Ющенко в форме соответствующих аналитических докладов. После этого президент будет предпринимать соответствующие шаги, в том числе при участии органов прокуратуры, если закон будет требовать таких действий.

ИА REGNUM: А кто конкретно будет иметь полномочия делать представления на членов избирательных комиссий например от вашего блока? Ведь фракции "Наша Украина" в Верховной раде уже давно нет? (правом подписи под такими документами, которые передаются в ЦИК владеет руководитель фракции соответствующей политической силы).

Я очень хорошо помню эту норму в Законе о выборах, потому что также имел отношение к ее формулировке. Там речь идет о тех политических силах, которые имели фракции в Верховной раде. То есть в данном случае субъектом такого представления, то есть правом подписи этих документов владеет руководитель фракции "Наша Украина" в парламенте V созыва Вячеслав Кириленко. ИА REGNUM: А почему нет в списке блока кума президента Петра Порошенко и Алексея Ивченко?

Господина Ивченко (бывшего главы "Нафтогаза Украины") нет в избирательном списке блока, поскольку еще на прошлом съезде он взял самоотвод. А что касается Петра Порошенко, то он также взял самоотвод в том числе по просьбе некоторых региональных парторганизаций "Наша Украина", которые выступали против его присутствия в списке блока. От себя лично хотел бы сказать, что не вижу никаких обстоятельств, при которых участие Петра Порошенко в списке блока могло опорочить нашу политическую силу. Недавно Петр Алексеевич заявил о том, что он получил очень интересное предложение от президента Украины. Это предложение предполагает использование его опыта в финансовом и экономическом плане. Но я не знаю, о чем конкретно идет речь, поскольку это дело только между Петром Порошенко и президентом.