Как сообщили ИА REGNUM в Центре по взаимодействию со средствами массовой информации и рекламе МПС России, 6 февраля в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце состоялось региональное совещание "Совершенствование технологии и качества работы транспортного комплекса - важнейший фактор социально-экономического развития Северо-Запада".

В представительном форуме, организованном по инициативе МПС России, приняли участие губернаторы восьми субъектов Федерации Северо-Запада: Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Вологодской, Мурманской областей и Республики Карелия, начальники двух железных дорог России - Октябрьской и Северной, руководители крупнейших морских портов и промышленных предприятий региона. Открыла совещание заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Любовь Совершаева.

В работе совещания приняли также участие первый заместитель министра путей сообщения РФ Вадим Морозов и заместитель министра путей сообщения РФ Анна Белова.

Первый заместитель министра путей сообщения РФ Вадим Морозов выступил на совещании с докладом, в котором отметил важность и своевременность встречи, призванной скоординировать деятельность железнодорожного комплекса Северо-Запада с основными промышленными предприятиями, морскими портами и администрациями субъектов Федерации, подчеркнув, что "только координация поможет, с одной стороны, максимально эффективно использовать мощности железных дорог, с другой - обеспечить динамичное развитие промышленности региона".

В. Морозов сообщил собравшимся о результатах Коллегии МПС России, состоявшейся в г. Москве 31 января-1 февраля, отметив положительный финансово-экономический итог работы железных дорог в 2002 году и завершение первого этапа реформирования железнодорожного транспорта России. В. Морозов назвал 2003 год "годом эволюционного перехода к новой форме управления". "Очень важным, - отметил докладчик, - стало и выполнение обязательств МПС по уплате налогов в бюджеты всех уровней". В частности, в прошлом году только Октябрьская железная дорога - основная транспортная артерия региона - уплатила налогов и сборов на сумму 8 млрд. 200 млн. руб. Докладчик сообщил, что Октябрьской, Северной и Калининградской дорогами полностью выполнены все налоговые обязательства перед субъектами Федерации.

Вместе с тем, оценивая работу ОЖД в целом, В. Морозов отметил ее как недостаточно эффективную. На фоне положительной динамики грузооборота по сети в целом показатели ОЖД не могут удовлетворить руководство отрасли. Только от увеличения времени оборота вагона, например, убытки дороги в прошлом году составили около 700 млн. руб.

Докладчик подчеркнул, что "в ОЖД за минувшие четыре года вложено около 60 млрд. рублей - это около 20 процентов общих инвестиционных вложений по отрасли. И в этом году бюджетом отрасли на развитие ОЖД предусмотрено направить более 15 млрд. руб. Такое внимание к Октябрьской железной дороге со стороны руководства МПС обусловлено особым положением дороги, обеспечивающим доставку экспортных грузов в восемь морских портов и через 10 пограничных переходов. Среди самых главных проблем, решив которые можно было бы добиться полной отдачи от вложенных в дорогу средств, - развитие взаимодействия с портовым комплексом Северо-Запада и увеличение объемов погрузки основных грузов, производящихся в регионе, - металла, сланца, нефтепродуктов, минеральных удобрений, строительных материалов, леса. При решении этих проблем станет возможным довести отправление грузов в регионе до 150-200 млн. т в год. Это подразумевает и дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры, и, в первую очередь, подходов к портам: Усть-Луге и Приморску".

Завершая выступление, В. Морозов дал высокую оценку итоговому документу совещания: "Этот Меморандум закладывает основы взаимоотношений между железнодорожной отраслью, администрациями субъектов Федерации и промышленными предприятиями, базу для дальнейшего заключения соглашений по конкретным вопросам, что, несомненно, послужит на пользу нам, железнодорожникам, и существенно улучшит социально-экономический климат в регионе".