Партия "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) настаивает на необходимости новой концепции и программы общественной интеграции Латвии, так как ныне действующие оказались безрезультатными, а сама интеграция превратилась в "ползучую ассимиляцию". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на эту тему сегодня, 1 августа, встречу с журналистами провели председатель парламентской фракции ЗаПЧЕЛ, доктор педагогики Яков Плинер и член фракции, доктор педагогики Валерий Бухвалов. Депутаты напомнили, что концепция "Общественная интеграция Латвии" была принята в сентябре 1999 года под давлением ЕС, затем на её основе разработали и соответствующую программу. Валерий Бухвалов привёл фразу из данного документа, которая, как он пояснил, является ключевой для всего того процесса, который в Латвии именуется интеграцией: "Цель интеграции - создание демократического сплочённого гражданского общества, которое основано на общих ценностях". По словам Бухвалова, концепция была поддержана общественным мнением, но многие общественные организации, а также оппозиционные политические партии выдвигали различные письменные предложения с целью улучшения и концепции и программы, но ни одно из них не было поддержано ни Сеймом, ни правительством: "И в результате не получилось у нас до сих пор, а прошло уже почти восемь лет, ни сплочённого гражданского общества, ни общих ценностей". В качестве примера депутат привел, в том числе и пункт по активизации участия жителей в политической жизни страны на фоне отказа негражданам в праве участия в выборах местной власти.

"Фактически программа принималась лишь с одной целью: нам - нацменьшинствам - продекларировали наши права, но ни под одну статью программы, кроме фольклора, государственного системного финансирования мы до сих пор не получили, - подвёл итог Бухвалов. - Соответственно ничего из этого не вышло. Поэтому нужна другая программа объединения общества. (...) Мы знаем, что сплочение общества происходит на том, что называют общими ценностями, а не на базе латышского языка, как это написано в концепции. Но власть до сих пор нам не предложила эти общие ценности". В свою очередь, как подчеркнул Яков Плинер, интеграция в Латвии происходит, но самотёком и, "может быть, не благодаря, а вопреки действиям государственных структур": "Правящие проигнорировали наиболее значимые предложения нацменьшинств и интеграцию, которую мы понимаем как шаг навстречу друг другу, превратили в ползучую ассимиляцию. Во главу угла поставлен латышский язык - это, конечно, один из важных факторов, но далеко не единственный. Изначально политизированная пресловутая школьная реформа-2004 (по переводу русских школ в основном на латышский язык обучения, - ИА REGNUM), массовое безгражданство и 70 отличий в правах между гражданами и негражданами негативно характеризуют как наше государство, так и общество Латвии в целом. (...) Мы считаем, что нам необходимо гражданское общество, то есть создание реальных возможностей равноправия и влияния жителей Латвии на принимаемые властями всех уровней решения. Именно власти должны инициировать опросы общественного мнения, общественные дискуссии, учитывать предложения общественных организаций и оппозиционных политических партий, проводить с ними консультации, искать компромиссы при принятии решений. Мы считаем, что принципами истинной, а не мнимой интеграции общества должны стать доверие, уважение и общие ценности. (...) Осуществление принципа доверия должно начаться с предоставления негражданам права участия в выборах самоуправлений".

По словам Плинера, до ЗаПЧЕЛ доходят "непроверенные сведения, что готовится неизвестно кем и неизвестно где новая программа интеграции". Это тоже стало одной из причин для сегодняшней встречи с журналистами и актуализации данной проблемы. На вопрос, есть ли в ЗаПЧЕЛ свой проект концепции общественной интеграции, Валерий Бухвалов пояснил, что ещё нет, но разрабатывается: "Мы находимся в оппозиции, что усложняет эту работу. И если партия в лице её руководящих органов одобрит такой проект, то мы постараемся к нему приобщить как можно больше общественных организаций, которые готовы будут в этом участвовать. (...) Мы хотим знать, что нам планирует предложить власть, и хотим предложить свои ценности и принципы понимания сплочения общества".