30 июля утром в своем доме на шведском острове Форе на 90-м году жизни "спокойно и безболезненно" скончался Ингмар Бергман -- величайший режиссер кино и театра, писатель и драматург. В мировой культуре второй половины XX века Ингмар Бергман занял место, которое в не занимал ни один швед. Среди современников-кинематографистов только Федерико Феллини мог конкурировать с ним по интеллектуальной и творческой мощи.

Сын пастора, родившийся 14 июля 1918 года в Уппсале, он вырос в строгой дисциплине и нашел убежище от отцовского авторитаризма в игрушечном театре c проектором, который оборудовал под столом своей детской. Одним из главных сюжетов самого автобиографического фильма Бергмана "Фанни и Александр", снятого им уже на склоне лет и получившего в 1984 году четыре "Оскара", станет жестокий конфликт мальчика Александра с отчимом-епископом. Психологические травмы преследовали Бергмана всю жизнь. В 1976 году на пике славы он был арестован в Швеции, брошен в тюрьму по обвинению в неуплате налогов. Результатом стали депрессия, эмиграция в Германию, а потом, после возвращения на родину, добровольное изгнание на остров Форе.

Карьера же его двигалась по нарастающей -- в 1940 году Ингмар Бергман стал режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании Svensk Filmindustri. Международный успех пришел к нему с фильмами "Улыбки летней ночи" (1955), "Земляничная поляна" (1957) и "Седьмая печать" (1957). В 1960-м он получил первого "Оскара" за "Девичий источник", в 1962-м -- второго за фильм "Как в зеркале", затем последовало множество фестивальных премий и "Пальма пальм" на юбилейном, 50-м Каннском фестивале в 1997 году, врученная как компенсация за то, что ранее великий режиссер был обойден главной наградой.

Без Бергмана не было бы Вуди Аллена, Кшиштофа Кеслевского. Перестав снимать сам, Бергман дал импульс появлению целой обоймы кинолент в Швеции и ближнем зарубежье. "Коммерсант" в сегодняшней публикации замечает увлекательный сюжет - Бергман и Андрей Тарковский. Критики считают заметной перекличку "Иванова детства" с "Земляничной поляной", следов "Седьмой печати" в "Андрее Рублеве" и отражение "Персоны" в "Зеркале". При этом единственным фильмом Бергмана, официально выпущенным в советский прокат, в течение двух десятков лет (пока в конце 70-х не вышла "Осенняя соната") оставалась "Земляничная поляна". Главной причиной, по которой Бергмана не пускали в СССР, была не эротика, не мистицизм, а то, что шведский режиссер бесстрашно рассказал о присущем каждому страхе перед жизнью.

Сегодня же стало известно о кончине итальянского кинорежиссера с не менее известным именем. В Италии на 94-м году жизни скончался знаменитый кинорежиссёр и сценарист Микеланджело Антониони, который отличался своим, "фирменным" режиссерским почерком и оригинальным авторским стилем. так же как и Бергман, Антониони участвовал в создании сценариев всех своих фильмов (кроме новеллы "Предисловие: кинопроба в фильме "Три лица" (1965)). Он также известен как писатель и художник, в 1957-1958 поставил в римском театре "Элизео" пьесы "Тайные скандалы" (одним из авторов которой он был) и "Я - камера". Великий режиссер является обладателем множества призов и наград. Среди них - Приз FIPRESCI в 1961 году, Золотой лев на Берлинском МКФ в 1983 году, Приз Франсуа Трюффо на Венецианском МКФ в 1991 году, Приз за творчество в целом в 1993 году на Кинофестивале в Гиффони, Почетный приз Европейской киноакадемии в 1995 году, Золотой грифон Американской киноакадемии в 1995 году, Приз Пьетро Бьянки на Стамбульском МКФ в 1998 году и другие.