Мировой кинематограф теряет великих режиссеров XX века
Весь мир, 31 июля, 2007, 15:13 — ИА Регнум. 30 июля утром в своем доме на шведском острове Форе на 90-м году жизни "спокойно и безболезненно" скончался Ингмар Бергман -- величайший режиссер кино и театра, писатель и драматург. В мировой культуре второй половины XX века Ингмар Бергман занял место, которое в не занимал ни один швед. Среди современников-кинематографистов только
Сын пастора, родившийся 14 июля 1918 года в Уппсале, он вырос в строгой дисциплине и нашел убежище от отцовского авторитаризма в игрушечном театре c проектором, который оборудовал под столом своей детской. Одним из главных сюжетов самого автобиографического фильма Бергмана "Фанни и Александр", снятого им уже на склоне лет и получившего в 1984 году четыре "Оскара", станет жестокий конфликт мальчика Александра с отчимом-епископом. Психологические травмы преследовали Бергмана всю жизнь. В 1976 году на пике славы он был арестован в Швеции, брошен в тюрьму по обвинению в неуплате налогов. Результатом стали депрессия, эмиграция в Германию, а потом, после возвращения на родину, добровольное изгнание на остров Форе.
Карьера же его двигалась по нарастающей -- в 1940 году Ингмар Бергман стал режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании Svensk Filmindustri. Международный успех пришел к нему с фильмами "Улыбки летней ночи" (1955), "Земляничная поляна" (1957) и "Седьмая печать" (1957). В 1960-м он получил первого "Оскара" за "Девичий источник", в 1962-м -- второго за фильм "Как в зеркале", затем последовало множество фестивальных премий и "Пальма пальм" на юбилейном, 50-м Каннском фестивале в 1997 году, врученная как компенсация за то, что ранее великий режиссер был обойден главной наградой.
Без Бергмана не было бы
Сегодня же стало известно о кончине итальянского кинорежиссера с не менее известным именем. В Италии на 94-м году жизни скончался знаменитый кинорежиссёр и сценарист Микеланджело Антониони, который отличался своим, "фирменным" режиссерским почерком и оригинальным авторским стилем. так же как и Бергман, Антониони участвовал в создании сценариев всех своих фильмов (кроме новеллы "Предисловие: кинопроба в фильме "Три лица" (1965)). Он также известен как писатель и художник, в 1957-1958 поставил в римском театре "Элизео" пьесы "Тайные скандалы" (одним из авторов которой он был) и "Я - камера". Великий режиссер является обладателем множества призов и наград. Среди них - Приз FIPRESCI в 1961 году, Золотой лев на Берлинском МКФ в 1983 году, Приз Франсуа Трюффо на Венецианском МКФ в 1991 году, Приз за творчество в целом в 1993 году на Кинофестивале в Гиффони, Почетный приз Европейской киноакадемии в 1995 году, Золотой грифон Американской киноакадемии в 1995 году, Приз Пьетро Бьянки на Стамбульском МКФ в 1998 году и другие.