Обзор СМИ Хабаровского края за 23-27 июля

Амурское пароходство продали лесозаготовителям. Китайские пограничные столбы на Б. Уссурийском острове напоминают могилки. Что стало причиной гибели рабочих "Дальсельмаша"?

Фонд имущества Хабаровского края на открытом аукционе продал краевую долю в 32,1% акций ОАО "Амурское пароходство" (АП). Пакет приобрело ООО "Амурский центр лесозаготовительной техники", учрежденное кипрской Trademast Ltd. В пароходстве утверждают, что новый акционер - партнер АП по лесоэкспорту из ОАО "Дальлеспром". Как сообщает в номере от 26 июля газета "Коммерсант-Хабаровск", по словам начальника отдела продаж КГУ "Фонд имущества Хабаровского края" Нины Балушкиной, стартовая цена составила 200 млн руб. На акции претендовали ООО "ФероЖилСтрой" и ООО "Амурский центр лесозаготовительной техники".

Издание пишет, что в марте прошлого года правительство края уже пыталось продать пакет по той же цене, но, как сказал тогда министр имущественных отношений края Сергей Чиханацкий, не нашлось достойных соискателей. Чиханацкий тогда обещал, что стоящее в плане приватизации пароходство не будет продано "какому-то перекупщику или ненадежному партнеру", добавляет автор материала, отметив, что вчера (25 июля - ИА REGNUM) первый замглавы краевого минимущества Владимир Пысин сообщил журналистам, что ничего не знает о победителе аукциона: "У нас свободный открытый аукцион. Люди подают сведения о себе, и любой может приобрести". Ничего не слышали о Центре лесозаготовительной техники и в краевом министерстве леспрома.

Между тем, как удалось выяснить журналистам, с сентября 2006 года "Амурскому центру лесозаготовительной техники" принадлежит 28% акций одной из крупнейших лесопромышленных фирм края - ООО "Флора". Газета пишет, что исполняющий обязанности гендиректора "Амурского пароходства" Сергей Белов также предположил, что предприятие куплено "партнерами из Дальлеспрома": "Мы знаем еще меньше. Но судя по тому, кто и как нас осматривал, это так. Ничего страшного в этом не вижу - на профиле предприятия это никак не отразится". Как пояснил Белов, основным направлением работы транспортной компании была и будет перевозка леса. Так, в 2006 году пароходство вывезло на экспорт 682,5 тыс. т лесного сырья, в том числе по Амуру в КНР - около 477,8 тыс. т.

Пограничные столбы на Большом Уссурийском острове напоминают могильные памятники. "Уже сколько дней они тут стоят, а все равно, как вечером из вагончика выхожу - пугаюсь", - признался повар сенокосной бригады 12-го военного совхоза Валерий Потылико. Как пишет в номере от 24 июля газета "Тихоокеанская звезда", всего на остров завезено из Китая 19 таких столбов: Установлены пока не все - штук 7-8. Но и этого достаточно, чтобы увидеть: сенокосят российские мужики уже на территории суверенного Китая. Хотя всю жизнь заготавливали сено именно тут. Нынешним летом косят с привычным размахом последний раз".

"То есть сегодня на острове - уникальнейший интернационал, - продолжает автор материала. - Китайцы уже столбы устанавливают, а российские предприятия вокруг них все еще косят. Потом "сворачивают лавочку". Собственно, "сворачивают" свое хозяйство предприятия уже сегодня. Потихоньку свозят на "российскую" сторону технику, разбирают нехитрые строения - навесы. Полностью вывозят с лугов заготовленное сено, хотя раньше половину оставляли на месте. Затраты растут". "С демаркацией границы на Большом Уссурийском острове наше предприятие потеряет 1 300 гектаров сенокосных угодий", - цитирует издание слова директора КГУСП "Заря" Леонида Петухова.

"1 300 гектаров сенокосов для сельхозпредприятия - это много. Очень много, - пишет автор материала. - Ведь поголовье буренок никто не планирует уменьшать. Наоборот. С реализацией национального проекта "Сельское хозяйство" оно начало увеличиваться - только в конце прошлого года из Австралии прибыли 200 "новеньких" коров, и сейчас у сельхозпредприятия 1 640 буренок. А тут такая международная обстановка, понимаешь...". Как добавляет газета, хозяйству "Заря" еще несказанно повезло, что оно - краевое государственное унитарное предприятие: "Правительство края его в беде не оставит. Оно и сегодня дотирует "Зарю" на 22 миллиона рублей ежегодно. Гораздо хуже частным лицам. Виктор и Владимир Шалаевы прожили на острове Тарабаров двадцать лет. Занимались фермерским хозяйством. Построили здесь себе дом. Виктор и Владимир Шалаевы не имеют права потребовать компенсации за то, что их "поместье" отдано Китаю. Двадцать лет назад, когда они строили дом, мы все жили в другой стране и по другим законам. Чтобы сейчас доказать, что у них на Тарабаровом есть собственность, им надо представить документы, о которых тогда, двадцать лет назад, и слыхом не слыхивали. Вот поэтому-то Виктор и Владимир Шалаевы просто разберут и увезут свой дом. Это проще, чем пытаться что-то доказать неизвестно кому".

Биробиджан попрощался с шестью рабочими ЗАО "Биробиджанский комбайновый завод "Дальсельмаш", погибшими в четверг (19 июля - ИА REGNUM) прямо в цехе. Как 24 июля сообщает газета "Приамурские ведомости", похороны проходили с участием первых руководителей области и города: "Все расходы взяло на себя предприятие, отнюдь не преуспевающее, бедствующее, судьба которого теперь, после случившейся трагедии, представляется еще более неопределенной".

"Решение о закрытии завода может принять только суд, - напомнил депутатам вице-губернатор Еврейской АО Геннадий Антонов. - Но в погоне за прибылью нельзя допускать, чтобы гибли люди. Цеха сейчас обследуют". "Все последние годы "Дальсельмаш", некогда крупнейшее предприятие Дальнего Востока по выпуску сельскохозяйственной техники, собиравший в год до четырех тысяч рисозерноуборочных и силосных комбайнов, отчаянно боролся за выживание, - пишет издание. - У крестьян региона не было денег на покупку новой техники. Выпускали запчасти, комбайновые тележки на гусеничном ходу для более успешного Красноярского завода. В общем, перебивались с хлеба на квас. Чтобы сократить расходы, давно уже отказались от централизованного отопления цехов, в том числе и девятого, в котором обрушилась часть кровли. Зимой жгли костры, грелись в теплушках. Среди причин трагедии заводчане называют и эту: мол, перекрытия здания от такой неправильной эксплуатации могли пострадать".

Одними из первых на месте обрушения в четверг были сотрудники областной и городской прокуратур, сообщает автор материала. "Что-либо определенное говорить пока рано, - цитирует издание слова заместителя прокурора области Антонины Чурилиной. - Возбуждено уголовное дело по факту гибели людей вследствие нарушения Правил охраны труда". Газета пишет: "Загадочность случившемуся придает то, что обрушение произошло в обеденный перерыв. В цехе №9 на смене в тот день было 25 человек. Большинство разошлись, а семь - четыре мужчины и три женщины - остались, как это делали уже не раз. Поднялись на второй этаж и устроились в бытовом вагончике. Обедали, кажется, играли в карты. Ни кран-балка не работала, ни стены ничто не беспокоило. Единственное, что могло давить на кровлю сверху, так это дождь. Он пошел после долгой изнуряющей жары. В 12.55 по местному времени они обрушились с многометровой высоты и увлекли за собой вагончик с людьми. Каким-то чудом выжила лишь одна, самая молодая женщина, 1971 года рождения. Когда ее извлекли из-под завалов (на это потребовалось около двух часов), она передвигалась самостоятельно, то есть никаких переломов, видимых ушибов. Предварительно диагностировали сотрясение мозга и шок, состояние средней тяжести".

Все остальные погибли. "Я подписал распоряжение об оказании помощи семьям погибших в размере 25 тысяч рублей каждой, - сообщил журналистам глава мэрии города Александр Винников. - Предприятие тоже должно оказать материальную помощь". "Но "Дальсельмаш" сам нуждается в помощи. Нещадная эксплуатация наследия социализма - вот, наверное, главная причина биробиджанской трагедии", - резюмирует издание.