Обзор СМИ Камчатской области за 18 - 25 июля

"Экспорт морепродукции: точной цифры не знает никто". В этом материале 25 июля газета "Вести" приводит данные Камчатстата. Это ведомство подвело итоги экспортной деятельности рыбного бизнеса за первое полугодие 2007 года. "За январь - июнь этого года экспортные поставки рыбной продукции составили 218,6 миллионов долларов. Это больше чем за тот же период 2006-го на 10,3 процентов. На международном рынке рыбной продукции работало 32 камчатских предприятий. На долю таких компаний, как ОАО "Океанрыбфлот", ЗАО "Акрос", ООО "Камчатка-Восток" и Рыболовецкий колхоз им. Ленина пришлось 60 процентов всего рыбного экспорта области", - цитирует издание данные из отчета Камчатстата.

"На долю Республики Корея пришлось 71,5 процента всего объема экспорта, Японии - 10 процентов, США - 8,4 процента, Китая - 6,8 процента, Виргинских островов - 3,3 процента. В натуральном выражении по сравнению с первым полугодием прошлого года в 2,2 раза увеличились поставки моллюсков, на 21,6 процента - мороженой рыбы, на 12,8 процента - рыбной муки, на 5,3 процента - мороженых ракообразных", - пишет газета. В то же время автор материала заявляет, что "это только официальные цифры. Они не дают полного представления о количестве морепродукции, которая вывозится из российских вод за рубеж. В частности, по такому виду продукции как живой краб". "По некоторым оценкам, ввоз живых крабов в Японию из экономзоны России на 90 % состоит из уловов, добытых в результате незаконного и неучтенного промысла. При этом японская статистика по "импорту" краба (хотя импортом это нельзя назвать, поскольку улов вывозится не с таможенной территории РФ) занижена минимум на 30 - 40 процентов. Общий объем ввозимого краба из России в пересчете на сырец может составить более 100 тысяч тонн. Причем основную часть составляет синий и камчатский краб", - пишет издание.

"Некоторые надежды были связаны с новыми правилами рыболовства, в том числе статьей 16, которая вводит запрет на вывоз живых крабов за пределы экономзоны (правила вступили в силу 22 мая). Но надежды пока не оправдываются. По нашим данным, во второй половине июня и начале июля объемы поставок живого краба даже превысили те показатели, которые зафиксированы до введения запрета, цены на японском рынке снова подверглись демпингу. В таких условиях вести законный промысел краба нерентабельно", - заявляет газета "Вести".

"Долину гейзеров нужно правильно "упаковать"". Это еще один материал газеты "Вести". В нем автор пересказывает итоги брифинга, который дал после посещения Долины гейзеров руководитель Росприроднадзора Сергей Сай. "Грубого вмешательства в природные процессы, происходящие в Долине гейзеров, никто не допустит, - цитирует его слова издание. - Принято решение о создании рабочей группы во главе с руководителем Территориального управления Росприроднадзора Юрием Гаращенко. В нее вошли вице-губернатор Владимир Рыбак, и.о. директора Кроноцкого государственного биосферного заповедника Ольга Дахно, руководители контролирующих органов и заинтересованных ведомств, а также представители турфирм. Эта группа должна будет содействовать разработке в кратчайшие сроки проектно-сметной документации на сооружение вертолетных площадок, взять на себя контроль за устранением выявленных в ходе проверки незначительных недочетов на сооружениях, возведенных в последние две недели. Комиссия должна взять на себя функции координатора планируемых работ, контроля приемки выполненных работ, а также разработать прогноз возможных природных процессов в Долине гейзеров".

"Чтобы не терять время, губернатор Алексей Кузьмицкий предложил вести работы за счет туроператоров, имеющих квоты на посещение Долины гейзеров туристами, - пишут "Вести". - Рабочая группа будет строго отслеживать все расходы. С тем, чтобы в дальнейшем возместить часть затрат на восстановление инфраструктуры Долины гейзеров из тех средств, которые поступят из резервного фонда правительства РФ. А также продумать механизм компенсации части затрат, произведенных туроператорами".

"В результате схода оползня были завалены 9 гейзеров, затопленными остаются 13. Действующих гейзеров сегодня в Долине - 20. До природного катаклизма в Долине гейзеров было 28 посещаемых гейзеров, из них затопленными остаются два. Уровень воды в образовавшемся озере с 7 июня упал на 8-9 метров. Самый ощутимый спад был 8 июня - сразу на 8 метров. С тех пор спад уровня воды остановился. Четыре дня в Долине гейзеров, как сказал губернатор Камчатского края, работают 8 сотрудников МЧС, которые при помощи лопат и ломов помогают снизить уровень воды в образовавшемся озере. Работа сложная. За 4 дня уровень воды, благодаря этим действиям, снизился на 40 см. Нужно, чтобы вода упала хотя бы еще на 80 см. Тогда сможет открыться Большой Гейзер, который пока находится под водой", - пишет издание.

"Участники совещания отвергли возможность технического грубого вмешательства в процессы, происходящие в Долине гейзеров. Бульдозеры и взрывчатка не будут использоваться на охраняемой государством заповедной территории. Такая деятельность в заповедниках запрещена и опасна непредсказуемыми последствиями", - сообщает газета. Как заявил руководитель Росприроднадзора Сергей Сай после возвращения из Кроноцкого заповедника, он был потрясен увиденным. "Долина гейзеров - это наша забота, - сказал журналистам Сергей Сай. - Наша задача была: предметно разобраться на месте и выработать план дальнейших мероприятий по развитию Кроноцкого биосферного заповедника. Местными силами были сделаны предварительные мероприятия для открытия Долины для посещения туристами. Но теперь мы понимаем, что задача гораздо серьезнее и масштабнее. Сейчас мы озабочены подготовкой новой программы развития Долины гейзеров, которая позволит превратить этот природный уголок в то, чего он достоин".

К теме Долины гейзеров обращается 25 июля и газета "Камчатское время". В материале "Долина гейзеров: возрождение. Вторая жизнь долины глазами очевидцев", корреспондент рассказывает о первом дне работы Долины после месячного закрытия. "21 июля в Долину полетела первая группа туристов. Вместе со мною в вертолете оказались путешественники из Москвы и Приморья. Наш вертолет сел на той самой площадке, которая уцелела буквально чудом: груда земли и камней остановилась в двух метрах от неё. Снег уже растаял, и начала пробиваться трава, что несколько сглаживает ощущение грандиозности произошедшего. С площадки видна и линия отрыва оползня. На самом деле довольно трудно представить, как эта масса буквально промчалась несколько сотен метров за каких-то три минуты", - пишет автор материала.

"Оползень погреб под собою водоотвод, из которого брали питьевую воду для приготовления пищи и бытовых нужд, поэтому сейчас туристов не потчуют чаем. В Долине ведутся постоянные наблюдения. Здесь работают и специалисты Кроноцкого заповедника, и ученые Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Одни восстанавливают мостики и смотровые площадки, другие следят за режимом работы гейзеров и уровнем воды в образовавшемся озере. На фотографиях, сделанных до катаклизма, видно, что там, где образовалось озеро, были небольшая речка и водопад. Теперь этого и в помине нет: вода погребла под собою всё", - сообщает издание.

"Гид-экскурсовод подводит нас к площадке, откуда ранее можно было полюбоваться на гейзер Большой. Он бил из-под земли на 12 - 15 метров. Теперь о его существовании говорят только круги на воде и просматривающаяся сквозь изумрудную гладь впадина. Специалисты говорят, что Большой ещё жив, но, если уровень воды в озере не понизится, он погибнет", - сообщается в материале. "Что касается гейзера-новичка, который появился после оползня и которому не дали официального названия (мы рассказывали о нём и дали своё название - Младенец), то он работает с периодичностью в несколько минут. Высота выбросов воды небольшая - 40 - 50 сантиметров, но специалисты заповедника гордятся новым гейзером", - пишет "Камчатское время".

"УАЗы" - против "Газелей". Так называется еще один материал газеты "Камчатское время", вышедшей 25 июля. "В феврале 2006 года на Камчатку с помпой были доставлены девять автомобилей "Газель", предназначенных для нужд "скорой помощи". Заместитель главы города Ирина Унтилова вручила тогда номерные знаки и документы на автомобили лучшим водителям муниципального учреждения "Медавтохозяйство", которым предстояло эксплуатировать новую технику. Она пришла в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". "Газели" были оборудованы всем необходимым навесным медицинским оборудованием и отвечали требованиям медиков, но лишь центральной части нашей страны", - пишет автор материала.

"На Камчатке они оказались полностью непригодными. Дело в том, что по техническим характеристикам машины соответствовали стандартам российского легкового автопрома - чудовищному качеству при неимоверной дороговизне. Мало того, что часть машин сломались, едва выйдя на линию, главным их недостатком оказался передний привод", - сообщает газета.

"Терпения хватило на одну зиму. Уже весной, проявив смелость и принципиальную позицию, камчатские власти настояли на замене машин "скорой помощи". И вот уже в ближайшем будущем на Камчатку поступит ещё одна партия машин. "Газели" будут заменены на современные и комфортабельно оборудованные "УАЗы". Об этом сообщил руководитель управления здравоохранения администрации Камчатской области Валерий Раенко", - пишет издание. "В этом году замену произвели, и сейчас мы ожидаем, планомерное поступление 23 "УАЗов" "скорой помощи", - цитирует газета слова Раенко.

"Власть и бизнес - близнецы-братья", - материал с таким названием публикует газета "Рыбак Камчатки". "На Камчатке состоялась региональная научно-практическая конференция "Роль делового сообщества в социально-экономическом развитии Камчатского края". Были представлены доклады и мнения представителей камчатского бизнеса о приоритетных направлениях в развитии региона", - пишет газета. "Обсуждение тем конференции продолжилось за "круглыми столами". Вывод, к которому пришли участники одного из них, посвященного развитию туристического бизнеса на Камчатке, - необходимо развитие туристической инфраструктуры на территории краевого центра с привлечением инвестиций, - сообщает издание. - Именно Петропавловск должен принимать туристов, обеспечивать их всем необходимым и стать исходной точкой всех туристических маршрутов. Сегодня есть возможность строительства на территории города гостиниц, бизнес-центров и современных развлекательных комплексов. Одним из основных направлений в создании туристической инфраструктуры на Камчатке является строительство дорог, восстановление и создание культурно-туристских, этнографических и спортивно-туристских центров".

"Участники круглого стола обсудили вопрос привлечения природного потенциала Корякии к созданию интересных для гостей маршрутов. Уже сейчас представители турбизнеса Камчатки говорят о возможном освоении мест Карагинского острова и лежбищ морских животных", - сообщает "Рыбак Камчатки". "Также прошло заседание "круглого стола" по теме "Ресурсы недр в развитии Камчатского края". Обсуждались развитие горнодобывающей отрасли, перспективы геотехнологий, нефтегазовой промышленности и минерально-сырьевой потенциал Камчатки", - пишет издание. "Наиболее интересным был разговор о горнодобывающей отрасли. Это одна из серьезных тем, на которую стоит обратить внимание всем, кто устал от рыбной нестабильности и желает переключить свои капиталовложения в другие перспективные отрасли Камчатки, - сообщает газета. - Доказательством большого потенциала в горной отрасли стало выступление директора ООО "Стройсервис ДВ" Александра Евгеньевича Шароватова, рассказавшего о производстве базальтового непрерывного волокна и изделий из него, которые производятся на основе халактырского песка. Срок годности труб из этого материала - 50 лет. Перспектива его применения самая широкая. Стоимость стеклопластиковой трубы не отличается от обычной, но длительность использования значительно увеличена, что привлекательно для строительных организаций", - пишет газета.