Международный круглый стол на тему "Концептуальные вопросы гуманизации и либерализации уголовно-правового законодательства - состояние и перспективы углубления судебно-правовой реформы в Узбекистане" сегодня, 26 июля, состоялся в Ташкенте. Он был организован Институтом по изучению гражданского общества совместно с Институтом мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан и германским Фондом имени Конрада Аденауэра.

Как сообщили ИА REGNUM в Институте по изучению гражданского общества (ИГО), в мероприятии приняли участие более 20 известных ученых, экспертов и политологов более из 14 стран.

"Участники "круглого стола" обменялись мнениями о современном этапе судебно-правовой реформы в Узбекистане, в свете недавно принятых двух важнейших законов - "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу", - сказал представитель ИГО.

При этом он напомнил, что эти законы были разработанные в соответствии с указами президента "Об отмене смертной казни" от 1 августа 2005 года и "О передаче судам права санкции на заключение под стражу" от 8 августа 2005 года, которые вступают в силу с 1 января 2008 года.

В своем выступлении профессор Тулонского университета права (штат Луизиана, США) Кристофер Осакве подчеркнул, что каждая страна определяет стратегию реформ исходя из собственных условий, политической ситуации и наличия ресурсов. "Можно констатировать бесспорный факт: в контексте общемировой тенденции гуманизации системы наказаний Узбекистан в либерализации уголовного законодательства ушел далеко вперед по сравнению с США, где в 38 штатах все еще применяется смертная казнь", - подчеркнул он.

Американский правовед напомнил, что в настоящее время 129 государств мира в законодательном порядке отказались от смертной казни или не применяют ее на практике. В частности, в 23 государствах действует мораторий на применение смертной казни и ее исполнение.

Как отмечается, участники "круглого стола" были единодушны в том, что без подлинно независимой и действенной судебно-правовой системы невозможно устойчивое развитие гражданского общества.

Так, по мнению депутата Бундестага ФРГ, заместителя председателя Германо-Центральноазиатской парламентской группы Бундестага Вольфа Бауэра, в Узбекистане осуществляются целенаправленные, системные мероприятия "по обеспечению подлинной независимости судов, усилению их роли в построении демократического правового государства, эффективной защите конституционных прав и свобод человека".

Депутат Бундестага особо отметил важность развиваемой в Узбекистане внесудебной защиты прав человека.

"В сфере обеспечения прав и свобод человека Узбекистан может быть примером для многих государств, в том числе и для европейских. Несмотря на то, что в Германии существуют профильные институты Омбудсмана по делам военных и делам пациентов, единого поста Уполномоченного по правам человека при парламенте нет. Его функции частично выполняет Петиционный комитет, в компетенцию которого входит лишь рассмотрение жалоб. В этой связи интересен опыт Узбекистана, в котором с 1995 года функционирует институт парламентского Омбудсмана, наделенного полномочиями не только рассмотрения жалоб, но и правом оперативного реагирования по фактам", - отметил Вольф Бауэр.

Как сообщил старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Владимир Руднев, "особенностью системных и динамичных преобразований в Узбекистане является то, что реформы осуществлялись с учетом как позитивного, так и негативного опыта зарубежных государств. Россия путем проб и ошибок идет к полной отмене смертной казни, в то время как Узбекистан единовременно вводит базовые институты уголовного процесса. Это свидетельствует о более высоком уровне защиты прав и свобод человека. К сожалению, отмена смертной казни еще не закреплена в России законодательно".

Если говорить о статистике, то количество заключенных на сто тысяч человек, к примеру, в США составляет 760; в России - 600 человек, что намного превышает аналогичные показатели Узбекистана, где этот же показатель составляет 158 заключенных. Последний показатель, по мнению Владимира Руднева, является следствием продуманной политики либерализации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Узбекистана.

"Этот показатель, несомненно, будет улучшен в связи с вводимым институтом Хабеас корпус", прокомментировал нынешний этап судебно-правовой реформы в Узбекистане Руднев.