В России создадут предсказуемый и прозрачный деловой климат для иностранных партнеров. Как передает 26 июля корреспондент ИА REGNUM, именно на это рассчитывает правительство РФ, которое внесло в Государственную думу законопроект "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ".

Законопроект основан на концепции так называемого "разрешительного" регулирования этого вопроса, принятого, в частности, в США, Испании, Франции, Финляндии. Суть этого подхода заключается в отсутствии запретительных норм и использовании при допуске иностранных инвесторов в определенные отрасли национальной экономики метода согласования в установленном порядке определенных сделок. Согласно документу, именно правительство будет определять порядок межведомственного согласования позиции государства в данном вопросе, при этом для заявителей будет обеспечен на "входе" и на "выходе" принцип "одного окна".

Отметим, что аналогичная схема рассмотрения заявок иностранных инвесторов существует в США. В соответствии с законом Эксон-Флорио в США создан Комитет по иностранным инвестициям в США, состоящий из представителей 12 ведомств экономического и силового блоков под председательством Минфина США. Комитет рассматривает поступившие обращения и в случае положительного решения сам дает согласие на осуществление сделки, а в случае отрицательного - выносит свои рекомендации на рассмотрение президента США, который и принимает окончательное решение об отказе.

В сферу действия внесенного правительством законопроекта попадают учрежденные в России коммерческие организации - хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью - ИА REGNUM), имеющие стратегическое значение для национальной безопасности государства. При этом в число таких видов деятельности включены только те, которые уже содержатся в действующих федеральных законах, в частности, "О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ", "О естественных монополиях".

Кроме того, вторым критерием при определении круга организаций, в отношении участия в капитале которых вводится разрешительный порядок совершения сделок, является то обстоятельство, что в результате именно этой сделки иностранный инвестор получает возможность контроля над стратегической организацией.

Только при соблюдении двух условий иностранный инвестор будет обязан обратиться в уполномоченный орган за разрешением на совершение сделки по приобретению акций коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности России, либо за разрешением на совершение сделки, в результате которой иностранный инвестор получит контроль над российской стратегической организацией.

Как следует из законопроекта, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти все же не будет иметь права на принятие решения по существу. Для этих целей планируется сформировать правительственную комиссию, состоящую из представителей федеральных органов исполнительной власти экономического и силового блоков на паритетных началах под руководством председателя правительства.

Законопроект содержит исчерпывающий перечень документов и информации, которую должен представить в уполномоченный орган инвестор. Решение должно быть принято в срок, не превышающий 3-х месяцев. В исключительных случаях решением правительства срок рассмотрения ходатайства может быть продлен еще на 3 месяца.

Представленные документы и материалы рассматриваются на предмет соответствия коммерческой организации следующим критериям: наличие у организации права на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы продукции военного назначения, на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, наличие факта выполнения работ по государственному оборонному заказу в течение последних пяти лет, предшествующих году обращения за согласованием сделки, наличие права на обладание исключительными правами на критические технологии для национальной безопасности России.

В случае, если коммерческая организация соответствует одному или нескольким из указанных критериев, то согласие на совершение сделки может быть дано только при условии принятия инвестором на себя обязательств, например, обязательства о продолжении работ по государственному оборонному заказу.

Сравнивая законопроект с законодательством США, следует отметить, что в законодательстве США нет четких критериев для отказа в совершении сделки. Законом Эксон-Флорио установлен единственный критерий - недопущение угрозы национальной безопасности США, при этом трактовка указанного критерия оставлена на усмотрение Комитета по иностранным инвестициям и президента США.

Справка ИА REGNUM:

В действующем законодательстве содержится две категории ограничений для участия инвесторов в капитале российских юридических лиц. Первая категория ограничений - это ограничения, связанные с обязательным сохранением в федеральной собственности определенных активов (акций открытых акционерных обществ, либо имущества федеральных государственных унитарных предприятий или федеральных учреждений - ИА REGNUM). Подобного рода ограничения, как правило, вводились с целью недопущения приватизации определенных государственных активов. Такие ограничения установлены, например, федеральными законами "Об электроэнергетике" в части сохранения в федеральной собственности доли участия в единой национальной (общероссийской) электрической сети - 75% плюс одна голосующая акция. Согласно закону "О газоснабжении в РФ" суммарная доля обыкновенных акций организации - собственника единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности России и в собственности акционерных обществ, более 50% акций которых находятся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50% плюс одна акция. Законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" оговаривается сохранение в федеральной собственности 100% ОАО "Российские железные дороги". Так как эти нормативные акты содержат ограничения на передачу объектов федеральной собственности в частную собственность, то, соответственно, эти ограничения охватывают собою и запрет на передачу указанных объектов в собственность иностранным инвесторам.

Вторая категория ограничений - это ограничения, связанные с обязательным сохранением в собственности российских юридических и физических лиц определенных активов. Сейчас такого рода ограничения содержатся в отношении авиационных организаций в части предельного размера участия иностранных инвесторов в уставном капитале таких организаций: не более 49% в авиационных предприятиях, не более 25% в страховых организациях. В отношении банков и авиастроительных организаций используется разрешительный метод допуска нерезидентов к участию в их капитале.

Кроме того, в соответствии с законодательством о защите конкуренции антимонопольный орган согласовывает сделки с активами российских юридических лиц, приводящими к концентрации капитала в России. Кроме того, действует система лицензирования работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подлежат лицензированию осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, ввоз или вывоз продукции военного назначения.

Напомним, президент РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ на 2005 год обратил внимание правительства на необходимость разработки проектов федеральных законов об ограничении участия иностранного капитала в экономике страны, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение. Законопроект "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ" внесен в Госдуму 23 июля 2007 г.

К видам деятельности, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности России относятся следующие виды деятельности:

1) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

2) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

3) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

4) размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

5) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих такие материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

6) обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;

7) использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8) проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

9) конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

10) проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

11) запуск и управление полетом космических объектов;

12) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) информационных систем, телекоммуникационных систем;

13) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

14) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

15) предоставление услуг в области шифрования информации;

16) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

17) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

18) разработка вооружения и военной техники;

19) производство вооружения и военной техники;

20) ремонт вооружения и военной техники;

21) утилизация вооружения и военной техники;

22) торговля вооружением и военной техникой;

23) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия (за исключением производства холодного, гражданского и служебного оружия);

24) производство патронов к оружию и составных частей патронов (за исключением производства патронов к гражданскому и служебному оружию);

25) торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию (за исключением торговли холодным, гражданским и служебным оружием и патронами к гражданскому и служебному оружию);

26) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;

27) утилизация боеприпасов и их составных частей;

28) производство и распространение взрывчатых материалов промышленного назначения;

29) деятельность по обеспечению авиационной безопасности;

30) создание и производство космической техники, космических материалов и технологий, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры;

31) использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе:

проведение исследований и экспериментов с применением космической техники; прием и (или) обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли;

32) монтаж оборудования, ввод и прием в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработка, ремонт и реконструкция;

33) подготовка средств выведения и космических объектов к запуску, подготовка космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов, запуск и управление полетом космических объектов, международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства;

34) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

35) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

36) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

37) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

38) производство (реализация) товаров, оказание услуг в сферах, указанных в части 1 статьи 4 закона "О естественных монополиях";

39) осуществление деятельности хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники.