Ситуация на потребительском рынке Челябинской области формируется под воздействием множества социально-экономических факторов, один из первостепенных - доходы населения, которые в свою очередь зависят от общей экономической ситуации как в области, так и в стране в целом. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Челябинской области, в течение всего 2002 года потребительский рынок Челябинской области развивался достаточно стабильно и характеризовался товарной насыщенностью и ростом потребления услуг.

Продолжающееся увеличение денежных доходов, способствовало повышению покупательской способности населения Челябинской области. Немаловажную роль в расширении потребительского спроса в 2002 году сыграла активно проводимая кредитная политика предприятий и организаций розничной торговли.

Объем розничного товарооборота за 2002 года вырос на 13,2% к 2001 году и составил 67,1 млрд. руб., в том числе, оборот торгующих организаций увеличился на 24,7% и составил 49,6 млрд. руб., оборот рынков сократился на 10,3% и составил 17,5 млрд. руб.

На долю организаций торговли за 2002 год пришлось 74% от общего объема розничного товарооборота, доля продажи товаров на рынках составила 26% (в 2001 году - 33%). Столь заметное снижение доли реализации товаров на рынках области объясняется постепенным переходом к более совершенным и организованным формам торговли.

Территориальное распределение товарооборота розничной торговли характеризуется концентрацией розничной торговли в крупных городах области. Большая часть оборота сформировалась в таких городах как: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст и Миасс на их долю пришлось более 70% общего товарооборота.

Замедление темпов инфляции по сравнению с прошлым годом положительно отразилось на увеличении розничного товарооборота. Индекс потребительских цен в 2002 году в среднегодовом исчислении составил 114,3% к уровню прошлого года (2001 год - 127,9%). В декабре 2002 года по сравнению с декабрем прошлого года инфляционный прирост составил 12%, в т.ч. на товары - 9,8%, на платные услуги - 22%.

Объем платных услуг населению области в 2002 году составил 18050 млн. руб. и вырос на 2,8% по сравнению с 2001 годом. Одной из причин невысокого прироста объема потребления платных услуг является опережающий темп роста тарифов и цен на услуги в сравнении с ростом цен на потребительские товары. Наибольший рост платных услуг населению области наблюдался в таких городах как: Южноуральск - 142,4% к 2001 году, Верхний Уфалей - 115,8%, Миасс - 112,7%,

Еманжелинск - 111,1%, Пласт - 109,7%, Магнитогорск - 108,8%. Более высокими темпами росли платные услуги физической культуры и спорта (107,6%), пассажирского транспорта (105,9%), жилищные услуги (109,4%) и связи (107,4%). Вместе с тем, снизился объем санаторно-оздоровительных (88,5%) и туристско-экскурсионных (86,1%) услуг.