Эксперт: Законопроект о бродягах требует серьезной доработки

Москва, 24 июля 2007, 19:40 — REGNUM  "Очевидно, что нам предлагается карательный подход к решению проблемы. Авторы законопроекта опять, как в советские времена, хотят защищать общество от бродяг, а не помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию", - заявила ИА REGNUM ведущий эксперт направления "Социальная политика" Института экономики города Елена Коваленко, комментируя законодательную инициативу о введении регистрации для бродяг.

Напомним, что 23 июля заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Владимир Васильев (фракция "Единая Россия") внес в Госдуму законопроект "Об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества", предполагающий введение обязательного социального учета для бездомных. Уклонение от учета предлагается наказывать содержанием под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел на срок до 10 суток, а за неоднократное нарушение бродяг предлагается принудительно направлять в спецучреждения социальной помощи на срок до одного года.

Законопроект определяет бродяжничество как "систематическое, в течение длительного времени, бесцельное перемещение внутри одного населенного пункта или из одного населенного пункта в другой при отсутствии социально полезной цели и сопровождающееся социально вредными последствиями". Бездомный гражданин определяется как "лицо, вынужденно занимающееся бродяжничеством и нуждающееся в оказании ему той или иной помощи", а бродяга - как "лицо, сознательно занимающееся бродяжничеством и отказывающееся от оказания ему той или иной помощи".

"Конечно, регистрация бездомных нужна, но она должна быть совершенно не такой, как предлагается в этом законопроекте, особенно учитывая угрозы сажать за ее отсутствие, - продолжила Елена Коваленко. - Обязательность регистрации вызывает большие сомнения, поскольку трудно заинтересовать бездомных в ее получении. Что эта регистрация будет им давать? Какие права? Смогут ли они на основе регистрации получить медицинский полис или поучаствовать в адресных программах социального обеспечения? Все это совершенно неясно. Непонятна и методология разделения на "правильных" бездомных и "неправильных" бродяг. Кто будет определять - кто бродяга, сознательно занимающийся бродяжничеством, а кто бездомный, которому надо помогать? Тем более, что в обоих случаях и бродяга, и бездомный определяются как лица, "вынужденно проживающие вне жилого помещения". Как же их разделять? И что понимается под "социально полезной целью" и "социально вредными последствиями"? В этом определении больше вопросов, чем ответов".

В связи с этим Елена Коваленко подчеркнула, что в отечественном законодательстве отсутствуют понятия социально полезных и социально вредных действий. "Кроме того, Конституцией гарантирована свобода передвижения для граждан России", - отметила она.

"К сожалению, в нашей стране отсутствует единая система социальной помощи бездомным, - подчеркнула эксперт. - Отдельные меры предпринимаются субъектами Федерации и некоторыми мунципалитетами, но на федеральном уровне отсутствует цельная идеология, определяющая отношение к этой категории граждан. Если наша социально-экономическая система порождает бездомность, надо думать не о том, как убрать их с глаз долой, а о том, как помочь этим людям, как решить глубинные проблемы, стоящие за этим явлением".

"Этот законопроект требует серьезной доработки, - резюмировала Елена Коваленко. - Нужно обсуждать его с участием людей, занимающихся проблемами бездомных, которые лучше понимают, что им нужно и какие существующие практики можно распространять на уровень государства в целом. Такой опыт и знания есть в некоторых НКО, в том числе у такой известной петербургской организации, как "Ночлежка".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail