Лесодобывающая промышленность и экспорт лесопродукции остаются одними из самых криминализированных отраслей экономики Дальнего Востока по причине высокой ликвидности леса и лесоматериалов, а также их востребованности на внутреннем и внешнем рынках. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM 23 июля в пресс-службе управления Генеральной прокуратуры РФ по Дальневосточному федеральному округу (ДФО), в ходе проверок, проведенных органами прокуратуры, были выявлены многочисленные нарушения лесного законодательства, допускаемые органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, контролирующими органами, а также лесопользователями.

В пресс-службе управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе рассказали, что проверки проводились на территориях с наиболее активным лесопользованием (Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях) в соответствии с решением коллегии Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2007 года.

Всего в 2007 году органами прокуратуры ДФО выявлено 1910 нарушений закона, в то время как за весь прошлый год - 2497. Также выявлено 147 незаконных правовых актов и внесено 386 представлений, по результатам рассмотрения которых было привлечено к дисциплинарной ответственности 218 лиц. Помимо этого, объявлено 334 предостережения, привлечены к административной ответственности 193 человека, из общенадзорных проверок возбуждено 21 уголовное дело.

Проведенные проверки установили, что ни в одном из проверенных управлением Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе субъектов не изданы правовые акты во исполнение изменившегося лесного законодательства, сообщили в пресс-службе. Органами государственной власти Приморского края, Амурской области не приняты меры по приведению в соответствие с новым Лесным кодексом РФ ряда правовых актов.

Кроме того, прокуратура установила, что в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области лесные конкурсы и аукционы проводились с нарушениями законодательства. В ходе некоторых аукционов неправомерно взималась плата за аукционную документацию.

Также установлено, что агентства лесного хозяйства в Хабаровском и Приморском краях, Сахалинской области предоставляли лесосечный фонд юридическим лицам, не имеющим права на его получение "под видом необходимости удовлетворения потребностей бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения на основании ч. 2 ст. 43 ранее действовавшего Лесного кодекса РФ", сообщили в пресс-службе.

Ряд нарушений законодательства выявлен и в деятельности должностных лиц лесхозов. "Так, в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Сахалинской областях работниками лесхозов не налажен учет за достоверностью данных, представляемых лесопользователями, допускается нарушение правил выдачи и учета лесорубчных билетов", - рассказали в пресс-службе управления Генпрокуратуры по ДФО. Также сотрудники лесхозов, по мнению прокуратуры, отводят в рубку лесосеки по площади, которая превышает выделенную по лесорубочному билету, и не освидетельствуют лесосеки и места рубок. Кроме того, не выполняется график проведения рейдов по охране лесных ресурсов, материалы о лесонарушениях несвоевременно направляются в правоохранительные органы. Также установлены факты выделения сотрудниками лесхозов льготного лесосечного фонда коммерческим организациям.

"В Приморском и Хабаровском края, Сахалинской и Амурской областях лесопользователи не соблюдают сроки арендной платы, допускают осуществление рубок с нарушением технологии, самовольное занятие участков лесного фонда", - добавили в управлении Генпрокуратуры по ДФО. Прокуратурой также установлены случаи непредставления проекта организации рубок и проведения рубок без отвода лесосеки, несвоевременной вывозки древесины, осуществления заготовки древесины без лесорубочного билета, несвоевременной очистки лесосек, непредставления справок о количестве заготовленной древесины. "Выявлены факты заготовки древесины без правоустанавливающих документов, незаконного занятия лесных участков, нарушения условий договоров аренды, невыполнения обязательств по осуществлению лесовосстановительных работ", - рассказали в пресс-службе окружного управления Генпрокуратуры.

Проверки также показали, что государственный лесной контроль управлениями Росприроднадзора осуществлялся ненадлежащим образом и был неэффективным. "Контроль за исполнением выданных предписаний фактически отсутствовал. Исчерпывающие меры по взысканию наложенных штрафов принимались не всегда", - сообщили в управлении Генпрокуратуры по ДФО.

В неудовлетворительном состоянии находится и работа судебных приставов-исполнителей по принудительному взысканию штрафов и ущерба, причиненного лесонарушениями, считают в прокуратуре. "К примеру, в Приморском и Хабаровском краях обеспечено принудительное взыскание менее 1% по исполнительным производствам о взыскании ущерба, причиненного государству лесонарушениями", - рассказали в управлении Генпрокуратуры по ДФО об итогах проверок.

"По итогам проверок в регионах РФ проведены межведомственные оперативные совещания, на которых разработаны и в настоящее время реализуются конкретные мероприятия по организации эффективного надзора за соблюдением лесного законодательства, повышению уровня взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами", - добавили в пресс-службе управления Генпрокуратуры РФ по ДФО.