9 и 10 июля в Иванове проходила международная научная конференция "Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре", сообщает ивановский корреспондент ИА REGNUM.

"Конференция получилась из двух вещей, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель проекта, обладатель национальной кинематографической премии "Ника" 2003 и 2007 годов, приза британской академии кино и телевидения, автор исследований по истории кино и литературы, режиссер Евгений Цымбал. - Во-первых, непростительно для России и для меня лично, обидно, что количество книг о Тарковском в мире перевалило за 4 тысячи, а в нашей стране их едва наберется десяток. Во-вторых, здесь, в Иванове, силами местных ученых, прежде всего Вячеслава Океанского, Александра Тарасова, Евгения Борзова и других уже существовала локальная конференция о Тарковском. Она проводилась в первых числах апреля, обычно 4 апреля, в день рождения Андрея Тарковского. У них очень интересные подходы, взгляды, статьи. К сожалению, в силу финансовой маломощности, тираж сборников и журналов, где опубликованы эти статьи, был 100-200 экземпляров, они не стали достоянием научной общественности, их нет в библиотеках страны. Кроме того, в наше время печатные публикации надо переводить в интернет".

Евгений Цымбал рассказал корреспонденту ИА REGNUM: "Так вышло, что за реализацию идеи взялся. Я работал с Тарковским, эта работа изменяла всех нас, мы становились другими людьми, иначе воспринимающими мир, чем до того. Ощущение морального долга перед ним заставляет многих людей совершать какие-то поступки. Большинство участвующих в конференции делает это бескорыстно - никто никаких денег за участие не платит. Я режиссер, располагаю определенным опытом, в том числе организационным. В подобном деле нужно быть настойчивым, иногда до занудства, иногда терпеливым, иногда просто жестким. Когда стала распространяться информация о новой конференции в рамках международного кинофестиваля, мне стала звонить куча сумасшедших, кликуш, предлагать бредовые идеи. К сожалению, в нашей стране существует некая стадность прозрения: то верили в светлое будущее, то вдруг все стали православными в кавычках или почитателями Тарковского. В кавычках, потому что подлинное православие требует большой душевной работы, ориентирования жизни на церковные ценности. В нашей стране история такова, что людям не привили навыки самостоятельного мышления. Все ждут, что приедет барин и нас рассудит. Но ситуация "я начальник - ты дурак" является невозможной для жизни: мы все личности и должны отвечать сами за себя. Всякое полное единомыслие и единогласие - совершенно безбожная вещь: Бог создал нас разными. В стране нужна оппозиция. Попытки стричь под одну гребенку ничем хорошим не кончатся. Наша российская ментальность уже дает очень странные плоды. Так, есть показатель разницы или кратности уровня жизни 10% самых богатых и самых бедных, в Скандинавии он равен 5-6, в Европе 12, в некоторых странах 15, в самых бедных странах Африки 28-30. У нас он равен 28, как в странах Африки. Существует гигантский разрыв между доходами и благосостоянием одной части и униженности другой. Как в советское время построили полный коммунизм для некоторых, так и сейчас полный капитализм построен для некоторых".

"Что обрадовало при подготовке конференции - я нашел, что искал. Я сам созванивался с людьми, которых хотел пригласить, взял на себя ученых Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов. Однако, решение о проведении международного кинофестиваля было озвучено и соответственно международная конференция в его рамках появилась в начале апреля, планы ученых формируются дольше. Некоторые крупные ученые с удовольствием приняли бы участие, если бы им это было предложено за полгода, а лучше за год. Западные ученые знают свои планы на 2 года вперед, тогда можно получить гранты на поездку. Необходимо время, чтобы написать интересный доклад. Я старался контролировать ситуацию. Если выступления не устраивали, вежливо просил написать другие, более приближенные к теме, с более серьезной постановкой проблемы и т. д. Почти все доклады были готовы к середине июня, вывешены на сайте фестиваля, все желающие могли сформулировать вопросы, обосновать возражения, поэтому сейчас, на конференции, идет очень плодотворно дискуссия. Имея в виду общедоступность докладов, я постарался организацию сделать не совсем стандартной. 5 минут дал на обоснование проблемы - почему взяли вопрос, что главное хотели сказать. Остальное время, по 15 минут на оратора - дискуссия. Получилось чрезвычайно интересно - мы разные. В конференции участвуют психологи, историки, филологи, культурологи, лексикологи, музыковеды. Наталья Кононенко - ученый с мировым уровнем постановки проблем. С огромным интересом жду ее книгу "Мир музыки в фильмах Андрея Тарковского". Может, это будет совместный труд с Юлией Анохиной. С докладом "Тема смерти в фильмах Андрея Тарковского", который я ей персонально заказал, выступает совсем молодой кандидат Наташа Таганова. К сожалению, не доехали главный редактор "Киноведческих записок" Дмитрий Солынский, подготовивший выступление о семи не поставленных фильмах Тарковского, ведущий программы "Документальный экран" Андрей Шемякин, попавший в жесточайший цейтнот из-за отключения на несколько дней электроэнергии в студии", - сказал Евгений Цымбал.

"Главная трудность конференции и всего международного кинофестиваля в Иванове - оргмоменты. Наверное, у ивановских организаторов сказался недостаток опыта. Все программы надо создавать заранее. Конференция, фестиваль - плановые события, все надо продумывать очень четко. Надо сначала смоделировать ситуацию, четко выстроить, что после чего происходит. Заканчивается конференция, едем в Плес, Юрьевец, люди должны знать, во сколько они сядут в автобус, когда вернутся. Если мероприятие намечено во столько, то во столько оно и должно пройти. У людей свой жизненный контекст, после конференции они улетают в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Барселону, Кальяри, Лондон, Рим... Надо, чтобы они успели познакомиться с краем, увидеть истоки, которые питали творчество Тарковского, создавали его личность", - добавил руководитель проекта.

"Дела удаются, когда в каждом есть свой безумец, который взваливает ношу и везет весь экипаж. На конференции такой безумец - я, на фестивале - Алексей Горнизов. Но таких лошадей должно быть много. В Америке на фестивалях 80-90% работ выполняют волонтеры. Приходит человек с машиной и говорит: "Могу неделю с часу до 10 вечера возить ваших людей". Тратит деньги, время, но получает радость, что включился в достойное дело, где-то скажут: вот волонтеры, которые возили этих людей. Или, может, на страшном суде помянут доброе дело. Или владелец ресторана заявляет: "Я буду их кормить". У нас это начинается, но у нас - несовершенный закон о благотворительности. Там это еще и выгодно", - считает режиссер Евгений Цымбал.