В Самаре пройдет круглый стол по инклюзивному образованию

Самара, 9 июля 2007, 13:28 — REGNUM  9 - 10 июля в Самарском городском Дворце ветеранов состоится круглый стол "Инклюзивное образование: основы, модели инклюзии, результаты исследования", организованный Региональной общественной организацией инвалидов "Перспектива" (г. Москва), Фондом "Института экономики города" (г. Москва), Самарской общественной организацией инвалидов-колясочников "Десница" и Центром гуманитарных технологий и исследований "Социальная механика" (г. Самара), сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ.

На круглом столе будут представлены результаты социологического исследования, проведенного в 5 регионах РФ (Саратов, Москва, Самара, Казань, Ижевск) в рамках проекта "Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов". Проект финансируется Советом по международным исследованиям и обменам IREX в рамках программы Поддержки гражданского общества "Диалог".

В 2007 году специалисты "Социальной Механики" проанализировали модели инклюзивного образования в школах Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Жигулёвска и Чапаевска: участники, программы, технологии, способы администрирования, технические и финансовые ресурсы. Во всех исследуемых школах проблема доступности среды была решена довольно успешно - специальные подъемники, поручни, туалеты и т.д. Проведение серии семинаров и тренингов помогла педагогам, в первое время испытывавшие некоторые затруднения, преодолеть их. Опасения родителей детей без инвалидности за успеваемость класса за школьной программой не оправдались - совместное обучение не оказывает отрицательного воздействия, а мотивация к учёбе детей с ограниченными возможностями, по словам педагогов, значительно превышает мотивацию обычных. Проблем с общением у детей с инвалидностью и без практически не возникало - дети охотно приняли в свою среду новых учеников, оказывали помощь в учебе и общались за пределами школы. Иногда администрации школ приходилось ограничивать такое общение, т.к. активное участие детей с особыми образовательными потребностями в некоторых играх могло нанести вред их здоровью.

При анализе внедрения инклюзивной модели образования в школах Самарской области специалистами был выявлен ряд проблем и недоработок. Недостаточная методологическая проработка процесса - переработка нормативной базы учебного процесса на ходу, несвоевременная проведение обучающих семинаров для работников школ. Двойная позиция: с одной стороны обучение ребенка с особыми образовательными потребностями - увеличение финансирования учебного процесса, с другой стороны - дополнительная нагрузка педагогов при мизерной компенсации. И, наконец, недостаточное взаимодействие с органами местного самоуправления, на которых ложиться и значительная часть финансовых затрат и обучение персонала.

На круглом столе будут представлены результаты социологических исследований по оценке образовательных услуг для детей с инвалидностью на базе массовой школы и особенностям адаптации их в такой школе, по разработке стандартов инклюзивного образования. Также будут предложены способы управления ресурсами инклюзивного образования и различные модели инклюзии. К разговору приглашены специалисты системы образования Самарской области и города Самара, директора школ, представители общественных организаций инвалидов, родители, воспитывающие детей с инвалидностью.

Для справки: инклюзивное образование - совместное обучение детей с инвалидностью и без, признанное прогрессивным во всем мире. Принцип инклюзии - создание для детей с особыми образовательными потребностями всех необходимых условий для включения их не только в образовательную, но и социальную жизнь школы. Инклюзивное образование предполагает изменение системы, но не ребенка.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.