Принципы карабахского урегулирования должны быть применены от Каспийского до Черного моря: интервью лидера партии "Наследие"

Ереван, 8 Июля 2007, 13:35 — REGNUM  

Интервью лидера оппозиционной партии "Наследие" Раффи Ованнисяна ИА REGNUM. Партия смогла преодолеть 5% барьер на парламентских выборах 2007 года и представлена в законодательном органе страны 7 мандатами. Раффи Ованнисян занимал должность министра иностранных дел Армении сразу после провозглашения республикой независимости в начале 90-х годов.

ИА REGNUM: Г-н Ованнисян, в настоящее время участились разговоры о том, что комплементарная внешняя политика Армении исчерпала себя. Как вы оцениваете подобное мнение? По вашим оценкам действительно ли внешняя политика Армении соответствует понятию "комплементаризм"?

На сегодняшний день внешнюю политику Армении можно охарактеризовать скорее как "ситуативная" и "реакционная". В большинстве своем внешнеполитические инициативы республики не предполагают долгосрочных или, по крайней мере, среднесрочных стратегических шагов. Однако виновных в этом нет, нынешняя внешняя политика является отражением внутриполитической ситуации в стране, качества внутренней политической системы, отсутствия верховенства закона, а также неполноценной реализации прав человека. Дипломатия любой страны по своей сути должна искать пути комплементарного решения своих внешнеполитических проблем, то есть это является сутью, определением и целью дипломатии. И я считаю, что в данном случае понятие комплементаризм - просто слово, которое было введено в обиход, не для определения внешней политики Армении, это больше завеса, нежели отражение действительности. Я считаю, что внешняя политика Армении должна быть, в первую очередь, суверенной и исходящей из национальных интересов. Для воплощения этих целей в жизнь, армянская дипломатия должна использовать все возможные средства и факторы, должны учитываться все внешние интересы. Однако разработка и реализация программы внешней политики всегда должна базироваться на принципе приоритетности национальных интересов, с сопоставлением внешних интересов национальным государственным интересам Армении.

ИА REGNUM: После окончания парламентских выборов, начались разговоры о том, что в лице оппозиционных партий "Наследие" и "Оринац Еркир", в парламент прошли, антироссийские силы. Вы согласны с подобными оценками применительно к возглавляемой вами партии?

Партия "Наследие" классическая армяноцентристская политическая сила, которая рассматривает будущее страны и свое участие в этом будущем сквозь призму национальных интересов. Те, кто знаком с биографией нашей партии, может констатировать, что мы повсеместно выступали против позиций и инициатив, противоречащих национальным интересам Армении, вне зависимости от того, от кого исходили эти инициативы - США, России или ЕС. Мы считаем, что внешняя политика, в первую очередь, не должна быть против кого-либо. Кроме того, мы считаем, что не стоит руководствоваться поверхностной, ставшей модой точкой зрения, что Армения должна быть "про" чьей-либо. Внешняя политика Армении должна быть сконцентрирована на собственных интересах. По каким вопросам будут найдены общности с интересами прочих стран или политических центров, по этим направлениям необходимо сотрудничать. В этом вопросе у нас (партия "Наследие" - ред.) нет каких-либо приоритетов или оппозиции по отношению к России. Мы подчеркиваем исключительную ценность суверенности Армянского Государства, мы выражали свое несогласие относительно вертикальных отношений, которые в некоторых отраслях остаются и по сей день, мы выступили против сделки "Имущество за долги". Одновременно и всегда заявляя, что в этом случае первой ответственной стороной является сама Армения. Армения должна иметь правовую и легитимную власть, чтобы эта власть была настолько сильной и уверенной в себе, чтобы самой не идти на подобные шаги. Кроме того, мы всегда выражали желание, чтобы сама Россия, имея богатый опыт государственности, пересмотрела свои подходы к собственным стратегическим партнерам, трансформируя их в горизонтальные отношения, и базируя на взаимных реальных интересах.

ИА REGNUM: А каково ваше видение сотрудничества Армении с Западом?

Как вы знаете, одним из положений нашей внешней политики является интеграция Армении в европейские структуры, где армянская сторона также призвана защищать национальные интересы. Кроме того, предусмотрено сохранение динамичных и развивающихся отношений с США. Что касается НАТО, я уже неоднократно отмечал, что Армения должна привести в соответствие с международными стандартами уровень организации и боеспособности вооруженных сил, а также взаимоотношений "вооруженные силы - общество". Членство Армении в Альянсе многие рассматривают через призму Турции и естественно, что пока не урегулированы взаимоотношения с этой страной, пока есть хотя бы один нерешенный вопрос, который может сыграть разъединительную роль, у Армении будет множество вопросов относительно перспектив обеспечения собственной безопасности при вступлении в эту структуру. И если станы-члены НАТО выразят желание, чтобы Армения вступила в Альянс, НАТО должно будет дать ответ, относительно своего видения обеспечения безопасности Армении при вступлении в Альянс. И в этом случае, очевидно, что Армения должна вести динамичную, сбалансированную, инициативную политику по всем направлениям, проводя политику в отношении США и России в равноценном динамизме, устанавливая институциональные многослойные связи Ереван-евроструктуры. Если Армения станет страной, где есть верховенство закона, нет поляризации между обществом и властями, если мы действительно докажем, что наша страна является демократичной, суверенной, законопослушной и становится лидирующей в регионе, у Армении будет возможность внести свою скромную лепту в решение ряда глобальных проблем и вызовов. Позиции Армении как геополитические, так и духовно-этнические таковы, что страна может сыграть содействующую роль в попытке установления реального мира в регионе. Но в нашем регионе не будет длительного мира, единой системы безопасности, придерживающихся единых европейских ценностей стран, окончательного решения арцахской проблемы (нагорно-карабахской проблемы, - ред.) без окончательного урегулирования армяно-турецких отношений. Армения должна вести многовекторную, гибкую и многослойную политику, которая обеспечит все возможные выходы и альтернативы для страны. Мы знаем, что США и Турция входят в состав НАТО и те или иные вопросы рассматриваем в этом контексте. В настоящее время между Арменией и Россией действует договор о сотрудничестве в военной сфере, обе страны входят в состав единой системы безопасности. Однако, сегодня нам необходимо без эмоций, без учета исторических общностей, рассмотреть и обсудить какого уровня отношений придерживается с Турцией и Азербайджаном исходя из собственных интересов Россия. Мы должны создать механизмы ведения институциональной политики, которые путем обсуждений, дебатов, свободной конкуренции альтернатив, позволят решить, в чем состоят национальные интересы и как их можно удовлетворить. Только после этого, вне зависимости от того, кто состоит во власти, кто в оппозиции, механизм национальных интересов будет работать. И в этом контексте у страны могут быть относительные друзья и враги, которые в течение времени могут меняться. Необходимо осознать, что сфера, именуемая политикой, является полем для уточнения и удовлетворения собственных интересов.

ИА REGNUM: Вы отмечаете, что многие региональные проблемы могут быть решены только после нормализации отношений с Турцией. По вашим оценкам, есть ли вообще перспективы урегулирования отношений с учетом того факта, что Армения и без того идет на уступки и заявляет о своей готовности установления дипотношений без предусловий?

Исходя из своих гражданских прав, я зачастую подвергал критике как прошлые, так и нынешние власти по различным направлениям, но в данном вопросе, я считаю, что Армянское государство при обоих президентах было конструктивным, дальновидным и зрелым, предлагая пути нормализации отношений, основываясь на трезвом мышлении и интересах государства. Я считаю подобную позицию Армении верной. Если мы захотим, мы можем уже сегодня также выступить со своими предусловиями, основанными как на нынешних, так и исторических фактах, и не исключено, что стратегическая необходимость этого возникнет, если действующая государственная политика Турции останется прежней. Но должен отметить, что Турция меняется. Эта страна стремится вступить в ЕС, в Турции также наличествуют общественные волнения и реформы, а также новая волна самокритики, и мы не должны оставаться в стороне от этих новых развитий. Армения должна участвовать в процессах, имеющих место в гражданском обществе. В Турции параллельно с националистами, растет также новое поколение - поколение демократов, которое иначе смотрит на собственную историю, которые понимают, что история Турции не начиналась лишь с 1923 года, а на этой территории проживал народ, который после тысяч лет проживания, был выдворен. Сегодня международное признание Геноцида армян - необходимое движение, но поскольку Турция сама пытается вступить в ЕС, эта новая Турция, которая через 10-15 лет может стать членом ЕС, что также исходит из наших интересов, должна ответить: как рассматривает лишение армянского народа своей родины, какие шаги должна предпринять в вопросе образования, культурного наследия, границ, а также обеспечение возвращения потомкам насильственно перемещенных. Я считаю, что если в контексте арцахской проблемы, мы говорим о возвращении беженцев, открытых границах, коммуникациях, демилитаризации и прочее, режим всех этих принципов должен быть применен от Каспийского до Черного моря. Проблема Арцаха по своей сути является производной отношений Армения-Турция. Эти отношения являются вопросом безопасности, суверенности и будущего, и необходимо, если не в качестве предусловия, то, по крайней мере, в качестве параллельных действий, осуществлять решение всех разделяющих вопросов с применением того же режима, который предлагается реализовать в отношении арцахской проблемы. Когда эти вопросы будут решены, будет использован этот режим от Каспийского до Черного моря, мы сможем сказать, что наш регион находится в составе одной системы безопасности. На данный момент, исходя из позиции сторон, это не кажется реальным, но я думаю, что путь евроинтеграции Турции позволяет надеяться, что эти вопросы должны решиться, посредством нового поколения властей Армении и Турции. ЕС не позволит вступить в свою семью страну с нерешенными отношениями, закрытыми границами и непризнанной историей. Я считаю, что это является возможностью для того, чтобы и Армения, и Турция вошли в ЕС вместе, как партнеры.

ИА REGNUM: В последнее время участились разговоры о том, что Армении пора признать независимость Нагорного Карабаха. Как вы расцениваете подобные заявления?

Я всегда был сторонником того, чтобы, когда все возможности будут исчерпаны, Армения обсудила бы подобную возможность. Сейчас власти Арцаха отчуждены от процесса переговоров, что является грубым нарушением документа, подписанного в марте 1992 года. Согласно документу гарантировалось участие избранных представителей Арцаха в процессе переговоров. Я считаю это очень важным и уверен, что Армения должна была в первую очередь обеспечить участие Арцаха в процессе переговоров, а не заменять арцахское руководство. Мир не слепой, игры и интриги во внешней политике не приводят к желаемым результатам. Армения должна сделать все возможное, чтобы показать, что Нагорно-Карабахская Республика - состоявшееся государство. Возможно не признанное, но де-факто существующее, полноценное, демократическое государство. Кроме того, должно быть заявлено, что, исходя из принятого в 1992 году документа, абсолютно неприемлемо, чтобы кто-либо, будь то страна-сопредседатель МГ ОБСЕ, сами сопредседатели, генсек СЕ, глава ПАСЕ, делали заявления, которые предопределяют итоги переговоров и окончательный статус Арцаха. Это неприемлемо, это грубое нарушение порядка ведения переговоров. Кроме того, я считаю, что поскольку "признание" является исполнительной функцией, исполнительная власть должна сделать все возможное для создания в стране атмосферы доверия, чтобы в нужный момент суметь реализовать этот шаг, если иного в ходе переговоров достичь невозможно.

ИА REGNUM: Тем не менее, по вашим оценкам, на данном этапе целесообразно признание независимости Карабаха? Можно ли ожидать, что партия "Наследие" выступит с соответствующими инициативами в парламенте?

Я считаю, что необходимо, чтоб в этом году Национальное Собрание Армении инициировало общественные обсуждения, для рассмотрения: нынешнего этапа нагорно-карабахского урегулирования, исторический процесс, политические и юридические аспекты, все возможные альтернативы решения вопроса, включая как процесс переговоров, так геополитическое развитие и косовский прецедент. Я считаю, что Нагорно-Карабахская Республика состоялось как государство, республика достойна признания не только Арменией, но и всем международным сообществом. Сейчас идут переговоры, мы хотим, чтоб они принесли свои плоды на основании реально взаимных уступок, а если они не принесут желаемых плодов, признание станет необходимостью и тогда уже настанет очередь исполнительной власти, поскольку необходимо, чтобы признающее государство было демократичным и правовым, имеющим поддержку мирового сообщества. В этом и состоит задача армянской дипломатии, будем мы ее называть сбалансированной, комплементарной или как-то еще, суть остается одна.

ИА REGNUM: И последний вопрос, относительно внутренней политики. В стране надвигаются президентские выборы, как вы оцениваете перспективы выдвижения единого кандидата от оппозиции? И в случае, если первый президент Армении Левон Тер-Петросян выдвинет кандидатуру, возможно ли, что партия поддержит его?

Перспективы выдвижения единого кандидата я считаю маловероятными. Для достижения власти оппозиция должна провести серьезный анализ прошедшего пути и в уже обновленном виде вступить в борьбу. Если не изменится эта личностная, разделительная методология, это приведет лишь к повторению уже пройденного этапа, что в свою очередь приведет к разрушительным последствиям для страны. Именно поэтому эта трансформация должна произойти в именно этом году. Что же касается поддержки президента Тер-Петросяна, поначалу, необходимо, чтобы он сам заявил о своем участии в выборах.

ИА REGNUM: Возможно ли, что партия выдвинет на выборах собственного кандидата?

Возможно, но это не цель жизни. Конкретные дела, единство и результаты - намного более важны для нас.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
Норвегия просит Трампа «занять позицию» в отношении России
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
03.12.16
Белорусские студенты узнали, откуда родом «Русские не сдаются!»
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ
NB!
02.12.16
Свой интерес в муниципалитетах: зачем губернатору Ставрополья ротации
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Плюсы и минусы Абдулатипова: Попадет ли глава Дагестана в черный список?
NB!
02.12.16
Министр обороны Белоруссии назвал «главные ценности белорусского народа»
NB!
02.12.16
Вячеслав Володин предложил проводить прием избирателей по интернету
NB!
02.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 2 декабря
NB!
02.12.16
Незаменимых нет! За что москвичи не любят Сергея Собянина
NB!
02.12.16
В Крыму ждут ледяной шторм в ближайшие сутки
NB!
02.12.16
«Проект ВСМ Екатеринбург – Челябинск убыточен и бесперспективен»
NB!
02.12.16
Путин попросил Сокурова перевести фильм «Фауст» на русский язык
NB!
02.12.16
Путин защитил существование механизма прописки
NB!
02.12.16
Путин: Украинский режиссёр Сенцов осуждён не за творчество